Файл: Социальное страхование и его функции ( История возникновения страхования, его функции с древнего времени и до наших дней).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Средства Фонда социального страхования

В данной главе необходимо рассмотреть несколько источников получения финансов для фонда социального страхования Российской Федерации

Это, конечно, добровольные взносы и обязательные налоги граждан. Также здесь можно говорить про дотации, различные средства из федерального бюджета, суммы штрафных санкций, те финансовые средства, которые возмещаются страховщиком в случае регрессных требований к ответственным за причинение время лицам, которые ранее были застрахованы, доходы от размещения временно свободных денежных средств, а также все другие поступления, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации[23].

Капитал и суммы, которые имеет фонд социального страхования, также расходуется на очень большое количество задач. Основными из них, естественно, являются выплаты различных пособий, таких как временная нетрудоспособность, выплаты по беременности и родам, материнский капитал, который, на 2021 год, составляет четыреста восемьдесят девять тысяч пятьдесят один рубль.[24] Также сюда относится финансирование санаторно-курортного времяпрепровождения граждан, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленную на защиту интересов трудящихся, компенсацию расходов (частично), затраченных на лечение в оздоровительных учреждениях (санаторного типа) и обучений в детско-юношеских спортивных школах; другие цели, стоящие перед Фондом (сформулированные в его задачах); финансовую поддержку Фонда и его подразделений на территории субъектов государства.

2.3 Управление Фондом социального страхования

Созданный в 1991 году, Фонд осуществляет свою деятельность, регламентируемую основными федеральными законами и нормативными актами. Бюджет Фонда не входит в бюджет Российской Федерации и утверждается отдельным федеральным законом. Федеральным законом установлены тарифы, согласно которым осуществляется уплата страховых взносов в Фонд[25].

Для проведения платежей работодатели должны зарегистрироваться в качестве страхователей в отделении (или филиале) Фонда согласно инструкции[26].


Взносы начисляются на все виды оплаты труда. Исключение составляют выплаты, которые не упоминаются в законодательстве. Все операции с денежными средствами (зачисление, оплата, расход и учет) проходят согласно законодательству и в строго установленное время. При этом как работодатели, так и банки, должны предоставлять сотрудникам Фонда всю необходимую информацию, касающуюся их деятельности по отношению к Фонду социального страхования[27]. В случае нарушений в оплате и перечислениях страховых взносов к работодателям применяются санкции (финансового характера) согласно установленного Порядка. Кроме того, все расходы, которые были произведены с нарушением правил или не имеющие документов надлежащего характера, на счет Фонда не принимаются и в дальнейшем возмещаются в оговоренном порядке[28].

Если возникают спорные ситуации (между учреждениями или иными плательщиками, осуществляющими выплату страховых взносов), касательно вопросов с начислением оплаты, задолженностей и иных финансовых санкций, все вопросы решаются вышестоящим подразделением Фонда. В иных случаях спорные ситуации могут разрешаться согласно действующему законодательству.

Фондом управляют Председателем и его 5 заместителей. Все они назначаются Правительством РФ[29].

В обязанности Председателя Фонда входит: руководство деятельностью учреждения, его средствами и имуществом; делегирование полномочий между заместителями и руководителями подразделений, входящими в центральный аппарат Фонда; подача бюджета Фонда на его рассмотрение Правительству РФ и его последующее утверждение; утверждение отчетов по использованию средств и финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Фонду учреждений санаторно-курортного типа; разработка законодательных предложений, направленных на совершенствование системы страхования; осуществление контроля за проведением экспертиз и соблюдением правил выдачи документов о временной нетрудоспособности граждан; принятие решений, совместно с правлением Фонда, о целесообразности образования или ликвидации подразделений учреждения; открытие (закрытие) счетов в банках; принятие решений о списании средств и остатков со счетов в резерв платежей Фонда, которые подлежат отчислениям в обязательном порядке; утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата Фонда, его региональных отделений, сметы расходов и отчетов об исполнении работы[30]; руководство деятельностью отделениями Фонда по исполнению бюджета (его доходами и расходами); утверждение отчетов о деятельности Фонда и его подразделений, в т. ч. и исполнении бюджета; контроль за исполнением предписаний, полученных в результате ревизий и проверок по вопросам расходования средств Фондом, его органами и подведомственными учреждениями; формирование нормативной базы (приказов, положений, инструкций), согласно которой осуществляется деятельность Фонда; рассмотрение спорных моментов между органами Фонда (по вопросам формирования бюджета, комплектации штата и сметной документации); представление интересов Фонда на всех уровнях управления; исполнение иных действий[31].


В состав правления входят 35 человек: председатель Фонда и его заместители, 5 представителей на постоянной основе (от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации), остальные – представители на основе ротации: 8 – от профсоюзов, 8 – от работодателей, 3 – от региональных подразделений Фонда, 2 – от Государственной Думы, по одному представителю от Совета Федерации, социальных организаций и общественных объединений инвалидов[32].

Выбор в члены правления Фонда осуществляется не чаще 1 раза в год. Все прошедшие отбор кандидаты утверждаются Правительством Российской Федерации. Работа в правления не является платной, а все расходы, связанные с ее осуществлением (командировки и т. п.), оплачиваются из имеющихся в фонде средств[33].

В компетенцию органа правления входит решение вопросов, касающихся: функционирования Фонда и принятие мер, направленных на совершенствование его деятельности как учреждения социального страхования; разработки проектов тарифов страховых взносов и бюджета Фонда; контроля за исполнением бюджетных средств[34]; участия учреждения в реализации проектов государственной направленности в области социального страхования; проведения отчетной работы по результатам деятельности всех отделений Фонда; осуществления контрольно-ревизионной деятельности Фонда; разработки проектов законодательных актов и иных документов в области социального страхования[35].

На данный момент во главе в Фонде социального страхования стоят:

Председатель фонда - Кигим Андрей Степанович

Первый заместитель председателя фонда - Лотоцкая Татьяна Викторовна

Заместитель председателя фонда - Алещенко Сергей Иванович

Заместитель председателя фонда - Кошелев Алексей Геннадьевич

Заместитель председателя фонда - Поликашин Алексей Петрович

Заместитель председателя фонда - Барбазюк Михаил Юрьевич

3. Формы социального страхования

3.1 Сравнительная характеристика форм социального страхования


Социальное страхование занимает центральное место в системе социальной защиты[36]. Международный опыт применения и развития различных форм социального страхования, результативные исследования наших ученых позволяют выделить его основные организационно-правовые формы, которые можно создать по таким основным признакам как:

  • установление и реализация социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика[37];
  • степень централизации процессов организации, осуществления и контроля социального страхования[38];
  • уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.[39]
  • С учетом этих признаков выделяются обязательное и добровольное социальное страхование.

Обязательное социальное страхование включает:

  • централизованно организованную, которая осуществляется и контролируется государством. Это форма обязательного социального страхования; сюда входят - обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страхование на случай утраты трудоспособности по беременности и родам
  • децентрализованную форму обязательного социального страхования, которая существует согласно федеральным законам. В ней присутствует обязательное страхование жизни и здоровья государственных служащих, страхование жизни и здоровья работников опасных профессий, обязательное личное страхование жизни пассажиров и другое.

Добровольное социальное страхование состоит из:

  • корпоративно-коллективной формы личного социального страхования; Здесь - добровольное страхование работодателями своих работников по договорам: мед. страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страхование негосударственных пенсий, страхование жизни с выплатой аннуитетов и так далее.
  • индивидуальной формы личного социального страхования. В нее входят добровольное страхование гражданами своих имущественных интересов: страхование жизни, медицинское страхование и т.д[40].

Эти организационно-правовые формы социального страхования имеют много общего:

  • цель социального страхования (для чего оно существует?);
  • принципы: наличие социально-страхового интереса у будущих возможных страхователей; экономической равнозначности сумм социально-страховых выплат и получаемых страховщиком страховых взносов; совместного равного участия всех страхователей в осуществлении социально-страхового обеспечения наступления страховых случаев; гарантированность социально-страхового обеспечения застрахованных лиц при наступлении страховых случаев;
  • страховые случаи (как проявление социальных рисков), причиняющие вред жизни и здоровью застрахованных лиц[41];
  • объекты социального страхования[42].

Таким образом, в добровольном личном страховании можно увидеть отдельную организационно-правовую форму социального страхования. Рассматриваемые организационно-правовые формы социального страхования имеют не только общие свойства, но и свои особенности. Наиболее существенные отличия от централизованно организованной и осуществляемой государством формы социального страхования имеют децентрализованная форма обязательного страхования жизни и здоровья различных категорий граждан и добровольное личное страхование.[43]

Во-первых, централизованной обязательного социального страхования охватывается все население (в частности, по ОМС) или очень большие массы населения (все работающие граждане при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионеры по ОПС)[44]. По видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий (военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.), а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта. Добровольное же личное страхование обеспечивает социальную защиту значительно меньшему количеству граждан[45].

Во-вторых, при обязательных видах социального страхования страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски (страховые случаи), страховые суммы, условия и сроки социально-страховой защиты, страховые тарифы и размеры социально-страхового обеспечения (страховых выплат) устанавливаются законом. Напротив, добровольное личное социальное страхование осуществляется в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми правилами страхования (не противоречащими законодательству) и заключаемыми со страхователями договорами личного страхования на основе свободного волеизъявления сторон согласования ими существенных условий договора[46].

Кроме того, при централизованной форме обязательного социального страхования государством учреждаются специальные организации-страховщики, которые контролируются им, а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности[47]. Страховые фонды при добровольных видах личного социального страхования формируются страховщиками за счет уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) и являются их собственностью (при законодательном запрещении нецелевого использования страховой нетто-премии в соответствии с правовыми нормами[48]. Страховые тарифы при этом разрабатываются и утверждаются страховщиками и контролируются Федеральной службой страхового надзора. Страховые выплаты по договорам добровольного личного страхования производятся в соответствии с правилами (договорами) страхования в установленных ими размерах для определенных страховых случаев (и объектов страхования), общая сумма которых ограничивается страховой суммой, устанавливаемой при заключении договора страхования по усмотрению и соглашению сторон.