Файл: Социальное страхование и его функции ( История возникновения страхования, его функции с древнего времени и до наших дней).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения страхования, его функции с древнего времени и до наших дней
1.2 Страхование в современном обществе
2. Фонд социального страхования
2.1 Понятие, задачи Фонда социального страхования
2.2 Средства Фонда социального страхования
2.3 Управление Фондом социального страхования
3. Формы социального страхования
3.1 Сравнительная характеристика форм социального страхования
3.2 Обязательное социальное страхование
2.2 Средства Фонда социального страхования
В данной главе необходимо рассмотреть несколько источников получения финансов для фонда социального страхования Российской Федерации
Это, конечно, добровольные взносы и обязательные налоги граждан. Также здесь можно говорить про дотации, различные средства из федерального бюджета, суммы штрафных санкций, те финансовые средства, которые возмещаются страховщиком в случае регрессных требований к ответственным за причинение время лицам, которые ранее были застрахованы, доходы от размещения временно свободных денежных средств, а также все другие поступления, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации[23].
Капитал и суммы, которые имеет фонд социального страхования, также расходуется на очень большое количество задач. Основными из них, естественно, являются выплаты различных пособий, таких как временная нетрудоспособность, выплаты по беременности и родам, материнский капитал, который, на 2021 год, составляет четыреста восемьдесят девять тысяч пятьдесят один рубль.[24] Также сюда относится финансирование санаторно-курортного времяпрепровождения граждан, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленную на защиту интересов трудящихся, компенсацию расходов (частично), затраченных на лечение в оздоровительных учреждениях (санаторного типа) и обучений в детско-юношеских спортивных школах; другие цели, стоящие перед Фондом (сформулированные в его задачах); финансовую поддержку Фонда и его подразделений на территории субъектов государства.
2.3 Управление Фондом социального страхования
Созданный в 1991 году, Фонд осуществляет свою деятельность, регламентируемую основными федеральными законами и нормативными актами. Бюджет Фонда не входит в бюджет Российской Федерации и утверждается отдельным федеральным законом. Федеральным законом установлены тарифы, согласно которым осуществляется уплата страховых взносов в Фонд[25].
Для проведения платежей работодатели должны зарегистрироваться в качестве страхователей в отделении (или филиале) Фонда согласно инструкции[26].
Взносы начисляются на все виды оплаты труда. Исключение составляют выплаты, которые не упоминаются в законодательстве. Все операции с денежными средствами (зачисление, оплата, расход и учет) проходят согласно законодательству и в строго установленное время. При этом как работодатели, так и банки, должны предоставлять сотрудникам Фонда всю необходимую информацию, касающуюся их деятельности по отношению к Фонду социального страхования[27]. В случае нарушений в оплате и перечислениях страховых взносов к работодателям применяются санкции (финансового характера) согласно установленного Порядка. Кроме того, все расходы, которые были произведены с нарушением правил или не имеющие документов надлежащего характера, на счет Фонда не принимаются и в дальнейшем возмещаются в оговоренном порядке[28].
Если возникают спорные ситуации (между учреждениями или иными плательщиками, осуществляющими выплату страховых взносов), касательно вопросов с начислением оплаты, задолженностей и иных финансовых санкций, все вопросы решаются вышестоящим подразделением Фонда. В иных случаях спорные ситуации могут разрешаться согласно действующему законодательству.
Фондом управляют Председателем и его 5 заместителей. Все они назначаются Правительством РФ[29].
В обязанности Председателя Фонда входит: руководство деятельностью учреждения, его средствами и имуществом; делегирование полномочий между заместителями и руководителями подразделений, входящими в центральный аппарат Фонда; подача бюджета Фонда на его рассмотрение Правительству РФ и его последующее утверждение; утверждение отчетов по использованию средств и финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Фонду учреждений санаторно-курортного типа; разработка законодательных предложений, направленных на совершенствование системы страхования; осуществление контроля за проведением экспертиз и соблюдением правил выдачи документов о временной нетрудоспособности граждан; принятие решений, совместно с правлением Фонда, о целесообразности образования или ликвидации подразделений учреждения; открытие (закрытие) счетов в банках; принятие решений о списании средств и остатков со счетов в резерв платежей Фонда, которые подлежат отчислениям в обязательном порядке; утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата Фонда, его региональных отделений, сметы расходов и отчетов об исполнении работы[30]; руководство деятельностью отделениями Фонда по исполнению бюджета (его доходами и расходами); утверждение отчетов о деятельности Фонда и его подразделений, в т. ч. и исполнении бюджета; контроль за исполнением предписаний, полученных в результате ревизий и проверок по вопросам расходования средств Фондом, его органами и подведомственными учреждениями; формирование нормативной базы (приказов, положений, инструкций), согласно которой осуществляется деятельность Фонда; рассмотрение спорных моментов между органами Фонда (по вопросам формирования бюджета, комплектации штата и сметной документации); представление интересов Фонда на всех уровнях управления; исполнение иных действий[31].
В состав правления входят 35 человек: председатель Фонда и его заместители, 5 представителей на постоянной основе (от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации), остальные – представители на основе ротации: 8 – от профсоюзов, 8 – от работодателей, 3 – от региональных подразделений Фонда, 2 – от Государственной Думы, по одному представителю от Совета Федерации, социальных организаций и общественных объединений инвалидов[32].
Выбор в члены правления Фонда осуществляется не чаще 1 раза в год. Все прошедшие отбор кандидаты утверждаются Правительством Российской Федерации. Работа в правления не является платной, а все расходы, связанные с ее осуществлением (командировки и т. п.), оплачиваются из имеющихся в фонде средств[33].
В компетенцию органа правления входит решение вопросов, касающихся: функционирования Фонда и принятие мер, направленных на совершенствование его деятельности как учреждения социального страхования; разработки проектов тарифов страховых взносов и бюджета Фонда; контроля за исполнением бюджетных средств[34]; участия учреждения в реализации проектов государственной направленности в области социального страхования; проведения отчетной работы по результатам деятельности всех отделений Фонда; осуществления контрольно-ревизионной деятельности Фонда; разработки проектов законодательных актов и иных документов в области социального страхования[35].
На данный момент во главе в Фонде социального страхования стоят:
Председатель фонда - Кигим Андрей Степанович
Первый заместитель председателя фонда - Лотоцкая Татьяна Викторовна
Заместитель председателя фонда - Алещенко Сергей Иванович
Заместитель председателя фонда - Кошелев Алексей Геннадьевич
Заместитель председателя фонда - Поликашин Алексей Петрович
Заместитель председателя фонда - Барбазюк Михаил Юрьевич
3. Формы социального страхования
3.1 Сравнительная характеристика форм социального страхования
Социальное страхование занимает центральное место в системе социальной защиты[36]. Международный опыт применения и развития различных форм социального страхования, результативные исследования наших ученых позволяют выделить его основные организационно-правовые формы, которые можно создать по таким основным признакам как:
- установление и реализация социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика[37];
- степень централизации процессов организации, осуществления и контроля социального страхования[38];
- уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.[39]
- С учетом этих признаков выделяются обязательное и добровольное социальное страхование.
Обязательное социальное страхование включает:
- централизованно организованную, которая осуществляется и контролируется государством. Это форма обязательного социального страхования; сюда входят - обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страхование на случай утраты трудоспособности по беременности и родам
- децентрализованную форму обязательного социального страхования, которая существует согласно федеральным законам. В ней присутствует обязательное страхование жизни и здоровья государственных служащих, страхование жизни и здоровья работников опасных профессий, обязательное личное страхование жизни пассажиров и другое.
Добровольное социальное страхование состоит из:
- корпоративно-коллективной формы личного социального страхования; Здесь - добровольное страхование работодателями своих работников по договорам: мед. страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страхование негосударственных пенсий, страхование жизни с выплатой аннуитетов и так далее.
- индивидуальной формы личного социального страхования. В нее входят добровольное страхование гражданами своих имущественных интересов: страхование жизни, медицинское страхование и т.д[40].
Эти организационно-правовые формы социального страхования имеют много общего:
- цель социального страхования (для чего оно существует?);
- принципы: наличие социально-страхового интереса у будущих возможных страхователей; экономической равнозначности сумм социально-страховых выплат и получаемых страховщиком страховых взносов; совместного равного участия всех страхователей в осуществлении социально-страхового обеспечения наступления страховых случаев; гарантированность социально-страхового обеспечения застрахованных лиц при наступлении страховых случаев;
- страховые случаи (как проявление социальных рисков), причиняющие вред жизни и здоровью застрахованных лиц[41];
- объекты социального страхования[42].
Таким образом, в добровольном личном страховании можно увидеть отдельную организационно-правовую форму социального страхования. Рассматриваемые организационно-правовые формы социального страхования имеют не только общие свойства, но и свои особенности. Наиболее существенные отличия от централизованно организованной и осуществляемой государством формы социального страхования имеют децентрализованная форма обязательного страхования жизни и здоровья различных категорий граждан и добровольное личное страхование.[43]
Во-первых, централизованной обязательного социального страхования охватывается все население (в частности, по ОМС) или очень большие массы населения (все работающие граждане при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионеры по ОПС)[44]. По видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий (военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.), а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта. Добровольное же личное страхование обеспечивает социальную защиту значительно меньшему количеству граждан[45].
Во-вторых, при обязательных видах социального страхования страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски (страховые случаи), страховые суммы, условия и сроки социально-страховой защиты, страховые тарифы и размеры социально-страхового обеспечения (страховых выплат) устанавливаются законом. Напротив, добровольное личное социальное страхование осуществляется в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми правилами страхования (не противоречащими законодательству) и заключаемыми со страхователями договорами личного страхования на основе свободного волеизъявления сторон согласования ими существенных условий договора[46].
Кроме того, при централизованной форме обязательного социального страхования государством учреждаются специальные организации-страховщики, которые контролируются им, а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности[47]. Страховые фонды при добровольных видах личного социального страхования формируются страховщиками за счет уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) и являются их собственностью (при законодательном запрещении нецелевого использования страховой нетто-премии в соответствии с правовыми нормами[48]. Страховые тарифы при этом разрабатываются и утверждаются страховщиками и контролируются Федеральной службой страхового надзора. Страховые выплаты по договорам добровольного личного страхования производятся в соответствии с правилами (договорами) страхования в установленных ими размерах для определенных страховых случаев (и объектов страхования), общая сумма которых ограничивается страховой суммой, устанавливаемой при заключении договора страхования по усмотрению и соглашению сторон.