Файл: Основные функции в системе менеджмента ( Экономическое содержание процесса управления и взаимосвязь управленческих функций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Существующие организации различаются огромным разнообразием по направлениям деятельности, так и по форме собственности, масштабам и другим параметрам. При этом каждая организация уникальна. Для управления всеми организациями применяются одинаковые принципы, функции, методы и способы. Чтобы приспособить их к особенностям конкретного предприятия, четко определить место управляющих структур в общей структуре предприятия, а также их взаимодействие между собой и с другими подразделениями.

Цель работы – исследовать теоретические и практически аспекты функций управления.

Задачи работы:

1) исследовать теоретические аспекты функций управления;

2) провести анализ деятельности ООО «Винкор Никсдорф»; проанализировать реализацию функций управления в организации; выявить существующие проблемы;

3) разработать рекомендации по оптимизации функций управления.

Объектом исследования является ООО «Винкор Никсдорф». Сервисное направление организации обслуживания потребителей предприятия обеспечивает мультивендорную аутсорсинговую техническую поддержку терминальных сетей, проводит обучение коллективов сервисных и инкассационных подразделений.

Предметом исследования являются функции управления.

Научно-методической основой работы являются исследования в области менеджмента.

Глава 1. Теоретические аспекты функций управления

1.1 Сущность процесса управления и виды функций управления

Эффективность управления влияет на все стороны деятельности в любой сфере, что обуславливает актуальность исследования его процесса.

Процесс управления рассматривается как деятельность, как «воздействие» одной системы на другую и как взаимодействие субъектов. В качестве слабости первого основания, на наш взгляд, следует указать на то, что в соответствующих ему трактовках понятия управления не акцентируется внимание на изменения в ходе той деятельности субъектного опыта участников процесса[1].


В трактовках, использующих второе основание, слабо учитывается субъектная природа управления, поскольку активность признается только за управляющим. Но следует отметить и то, что в определениях с этой основой акцент на изменения фокусируется только на управляемом объекте или субъекте, но не предполагается изменение самого субъекта, осуществляющего управление. Примером тому может служить определение управления как целенаправленного воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия или процесс целенаправленных воздействий на другого субъекта, также приводящий к изменению последнего. С нашей точки зрения, слабости объектно-субъектной природы также подвержены определения, относящиеся и к первой указанной группе.

Третье основание в большей степени соответствует реальной управленческой практике. Действительно, суть управления состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Кроме того, взаимодействие - целостная, внутренне дифференцированная, саморазвивающаяся система. Используя это основание и развивая его с позиции рефлексивного подхода, можно выстроить следующее определение управления: управление - это полисубъектное взаимодействие, в котором обратные связи осуществляются преимущественно в виде рефлексивных процессов и которое обеспечивает целесообразное направление саморазвития объекта управления на основе собственных тенденций посредством «передачи» участникам процесса «оснований», позволяющих перевести их с позиции «реагирования» в позицию «интенсивного самоуправляемого развития»[2].

Любой управленческий процесс основан взаимодействии. Однако, посчитав управление исключительно частным случаем взаимодействия, мы сузим его смысл и оставим вне его сферы большой круг вопросов, относящихся к управлению, например, управление самим собой, своей деятельностью. Не умея управлять собой, вряд ли мы будем эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Управление - это частный случай деятельности субъекта, но управление не может быть реализовано вне воздействия, взаимодействия с субъектами управления. В свою очередь, процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга возможен только в ходе полноценного общения, которое реализуется в трех своих основных аспектах: коммуникации, интеракции и социальной перцепции.


Процесс убавления в любой организации - это реализация функций, которые должен выполнять каждый руководитель. Поэтому функции менеджмента рассматриваются как составная часть этого процесса.

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ[3].

В литературе встречается достаточно много подходов к классификации данных функций. Впервые функции менеджмента были сформулированы Фредериком Тейлором. По его мнению, следует выделить функции: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов. Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено и французским инженером Анри Файолем. Он выделил функции, которые и сейчас лежат в основе науки менеджмента - это планирование, организация, мотивация и контроль. Также профессором А. В. Тихомировой[4] был предложен современный подход к классификации данных функций в связи с чем первой функцией считалась функция целеполагания (стратегополагания), функция планирования была расширена регулированием, организации - координацией, мотивации — стимулированием, контроля - оценкой и также добавлена функций гуманизации (корпоративность). В трудах Г. Я. Гольштейна[5] и О. С. Виханского[6] отдельно были выделены функции учета и анализа, а также обратной связи.

В табл. 1 приведен сравнительный анализ классификации функций разными авторами.

Таблица 1

Сравнительный анализ классификации функции разными авторами

Название функции

Автор

Целеполагание

Планирование

Организация

Мотивация

Контроль

Гуманизация

Координация и регулирование

Учет и анализ

Коммуникация

Принятие решений

Распорядительство

Информирование

Развитие

Контроллинг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Анри Фаоль[7]

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Веснин В.Р.[8]

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

+

-

Тихомирова А.В.[9]

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

Гольштейн Г. Я. [10]

-

+

+

+

+

-

+

+

-

-

-

-

-

-

Виханский О.С. [11]

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

-

-

-

-

Кабушкин Н. И.[12]

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Переверзев М. Л.[13]

-

+

+

+

+

-

-

-

+

+

-

-

-

-

Абчук В. А.[14]

-

+

+

+

+

-

+

+

-

-

-

-

-

-

Комарова Н. В.[15]

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Ламакин Г. Л.[16]

-

+

+

+

+

-

+

+

-

-

-

-

-

-


Как видно из таблицы 1, большинство авторов выделяют следующие функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Планирование - постановка целей и разработка путей их достижения. Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Для осуществления взаимосвязи между функциями необходимо наличие связующей функции — коммуникации. Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловыми значениями между двумя и более людьми.

Функцию коммуникации можно рассматривать как связующий процесс, ведущий к принятию управленческого решения. Принятие решений - это результирующая функция управленческого процесса.

Рисунок 1 – Функции менеджмента[17]

На наш взгляд наиболее оптимальным является следующий подход к классификациям функций управления (рис. 1).

1.2 Экономическое содержание процесса управления и взаимосвязь управленческих функций

Управленческий процесс состоит из шести взаимосвязанных функций (рис. 2) и системообразующим фактором для них является цель.

Необходимо отметить, что мотивационно-целевой, планово-прогностический, информационно-аналитический элементы, то есть функциональные элементы указанного цикла, относятся к ориентировочной части деятельности; к исполнительной ее части относятся организационно-исполнительская и регулятивно-коррекционная работа; к контрольной части - контрольно-диагностическая работа[18].

Рисунок 2 – Взаимосвязь функций в управленческом цикле[19]

Рассматривая управленческий процесс не только с функциональной, но и с субъектно-системно-деятельностной точки зрения, возникает необходимость его модификации. Во-первых, при анализе субъектом (субъектами) любой ситуации рассматриваются и оцениваются различные сценарии развития ситуации, системы, различные направления движения к поставленным целям и выбор самих целей. Все это требует взвешенного управленческого решения. Таким образом, можно говорить о необходимости введения в управленческий цикл еще одной функции – функции принятия управленческих решений. Во-вторых, управление невозможно осуществлять без коммуникации. При этом необходимо учитывать, что имеет смысл рассматривать как внешнюю, так и внутреннюю коммуникацию. Именно внутренняя коммуникация (коммуникация с самим собой) как деятельность позволяет субъекту осознать свои намерения, проанализировать стоящие за этим потребности и принять решение по изменению ситуации, запустив управленческий цикл. В-третьих, необходимо указать динамическую взаимосвязь между нелинейно взаимосвязанными видами деятельности управленческого цикла. В-четвертых, каждая пара (кроме регулятивно-коррекционной) составляет «вход» и «выход» определенного вида управленческой деятельности. С точки зрения позиции «вход» и «выход» необходимо упорядочить название управленческих действий, составляющих целостный управленческий цикл. Так «вход» - мотив порождает «выход» - цель; информация требует анализа; сначала идет организационная подготовка исполнения, затем само исполнение; сначала определяются позиции, которые подлежат контролю, потом выстраивается система их диагностики. Определение цели и реальности ее достижения невозможно без учета соответствующих ресурсов[20].