Файл: Соотношение государства и гражданского общества (Понятие гражданского общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство имеет возможность регулировать процессы образования и деятельности политических партий в обществе, при помощи права. Еще в Конституции 20 веков не было упоминаний о политических партиях, хотя на тот момент было зафиксировано их существование, но на сегодняшний день регулирование их деятельности выступает самостоятельным правовым статусом.

Основной чертой демократического государства от тоталитарного и авторитарного режима является многопартийность (плюрализм). Не допускается нелегитимное ограничение деятельности политических партий и чрезмерное или пагубное влияние политических партий на государство. Все эти партии отличаются между друг другом своим названием, степенью организованности и количеством членов, а так же и влиянием, которое они оказывают на общество в целом.

На любом этапе своего развития, в любой стране государство всегда выступало и выступает, самой массовой и широкой организаций, поскольку объединяет вокруг себя абсолютно разные слои населения.

Например, в Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».

Особенность государства в политической системе общества объясняется так же и тем, что оно сосредотачивает огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. В других странах государство оставляет за собой решающие средства производства.

Наличие специального аппарата управления и принуждения характеризует исключительность роли государства в политической системе общества. Абсолютно очевидно, что любая политическая партия, любая массовая общественная организация имеет свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.

Хотелось бы подчеркнуть факт того, что партийные и общественные органы, в отличие от государственных органов, не обладают государственно-властными полномочиями.


По той причине, что государство обладает многогранной системой юридических средств, которые дают ему возможность оперативно управлять многими экономическими отраслями и оказывать воздействующий эффект на общественные отношения, его выделяют среди других элементов политической системы общества. Исходя из государственно – властных полномочий, которыми наделены разные государственные органы они не только издают нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способами: путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля за точностью соблюдения этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе общества

Заключение

Поскольку становлении и развитие гражданского общества и правового государства захватывает не один десяток столетия, начиная от отдельные элементов античного мира, заканчивая современной демократической системой, то в соответствии с этим складывались абсолютно различные представления на всех этапах общественного развития.

На сегодняшний момент, по сравнению с предыдущими периодами развития и становления государства и общества эти два понятия стали более понятными, поскольку достаточно обогатились. В Российской Федерации появление гражданского общества связано с провозглашением прав и свобод человека, как высшей социальной ценности.

Общество является частью политической системы, но венцом политических взаимоотношений выступает государство. Оно выполняет главную функцию - регулирует взаимоотношениями между обществом и политической системой. Именно государство тушит очаги напряжения, сглаживает общественные конфликты. Все стальные элементы политической системы, не являясь ключевыми, все же вносят свой вклад в общественную жизнь.

Перспектива развития гражданского общества в РФ с каждым годом набирает все больший оборот, поскольку растет число и объем деятельности структур гражданского общества, которые формируются в РФ, а так же властью создаются условия для их самостоятельного развития, формируется гражданственное сознание свободного человека. Но несмотря на вышеуказанную перспективу, на сегодняшний день большинство черт российского гражданского общества находятся в стадии разработки и формирования, эта стадия осложняется медленным выходом к цивилизационным рыночным отношением, а так же отсутствием широкого социального слоя собственников и низкой правовой защитой гражданина. Государство обязано соблюдать и защищать интересы каждого человека, поскольку он признан высшей ценностью.


Разделение властей на 3 ветви хорошо характеризует демократию, но к сожалению на сегодняшний момент очень сложно воплотить все желания и цели государства в общество, поскольку отсутствует необходимый уровень подсознания граждан.

Государство занимает активную позицию в ходе развития гражданского общества, путем постоянного стимулирования и контроля. Правовое государство и общество вместе представляют единую систему, которые служат подсистемами одной общей и единой правовой системы.

Библиография

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид.лит., 2009. 64 с.

Учебники, монографии, брошюры

1. Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. Алматы, 2003.

2. Бачило И.Л. Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву 2007 г. М., 2008.

3. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.

4. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 1.Пер. с лат. И англ. - М.: Мысль, 1989. -Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1999.

5. Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы: сборник научных трудов / Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2012.

6. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовые механизмы формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Монография / Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Михалевой. М.: Манускрипт, 2008.

7. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. монография / Под общ. ред. И.Л. Бачило. М.: Юрайт, 2009.

8. Кальной И.И., Лопушанский И.Н., Овчинникова Г.В., Колесников В.В. Гражданское общество: истоки и современность. Монография; -- 3-е изд., перераб. и доп. -- СПб: Юридический центр Пресс, 2006.

9. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М.: Норма, 2008.

10. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.

11. Локк Дж. Избранные произведения: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988.

12. Лукашева Е.А. Права человека и процессы глобализации современного мира. М.: Норма, 2007.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 2. -М.: Политиздат, 1955.

14. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанноеиздание). - М.: 2009.

15. Мордовцев А.Ю., Яхонтова Т.В. Гражданское общество и социально правовая политика в современной России: теоретико-методологический анализ // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 5. Т. 1. М., 2005.