Файл: Соотношение государства и гражданского общества (Понятие гражданского общества).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки.
1.1 Понятие гражданского общества
1.2 Структура гражданского общества
1.3. Признаки гражданского общества
2.Правовое государство: общая характеристика
2.1.Понятие правового государства
2.2 Основные признаки правового государства и сущность
Государство имеет возможность регулировать процессы образования и деятельности политических партий в обществе, при помощи права. Еще в Конституции 20 веков не было упоминаний о политических партиях, хотя на тот момент было зафиксировано их существование, но на сегодняшний день регулирование их деятельности выступает самостоятельным правовым статусом.
Основной чертой демократического государства от тоталитарного и авторитарного режима является многопартийность (плюрализм). Не допускается нелегитимное ограничение деятельности политических партий и чрезмерное или пагубное влияние политических партий на государство. Все эти партии отличаются между друг другом своим названием, степенью организованности и количеством членов, а так же и влиянием, которое они оказывают на общество в целом.
На любом этапе своего развития, в любой стране государство всегда выступало и выступает, самой массовой и широкой организаций, поскольку объединяет вокруг себя абсолютно разные слои населения.
Например, в Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».
Особенность государства в политической системе общества объясняется так же и тем, что оно сосредотачивает огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. В других странах государство оставляет за собой решающие средства производства.
Наличие специального аппарата управления и принуждения характеризует исключительность роли государства в политической системе общества. Абсолютно очевидно, что любая политическая партия, любая массовая общественная организация имеет свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.
Хотелось бы подчеркнуть факт того, что партийные и общественные органы, в отличие от государственных органов, не обладают государственно-властными полномочиями.
По той причине, что государство обладает многогранной системой юридических средств, которые дают ему возможность оперативно управлять многими экономическими отраслями и оказывать воздействующий эффект на общественные отношения, его выделяют среди других элементов политической системы общества. Исходя из государственно – властных полномочий, которыми наделены разные государственные органы они не только издают нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способами: путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля за точностью соблюдения этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.
Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе общества
Заключение
Поскольку становлении и развитие гражданского общества и правового государства захватывает не один десяток столетия, начиная от отдельные элементов античного мира, заканчивая современной демократической системой, то в соответствии с этим складывались абсолютно различные представления на всех этапах общественного развития.
На сегодняшний момент, по сравнению с предыдущими периодами развития и становления государства и общества эти два понятия стали более понятными, поскольку достаточно обогатились. В Российской Федерации появление гражданского общества связано с провозглашением прав и свобод человека, как высшей социальной ценности.
Общество является частью политической системы, но венцом политических взаимоотношений выступает государство. Оно выполняет главную функцию - регулирует взаимоотношениями между обществом и политической системой. Именно государство тушит очаги напряжения, сглаживает общественные конфликты. Все стальные элементы политической системы, не являясь ключевыми, все же вносят свой вклад в общественную жизнь.
Перспектива развития гражданского общества в РФ с каждым годом набирает все больший оборот, поскольку растет число и объем деятельности структур гражданского общества, которые формируются в РФ, а так же властью создаются условия для их самостоятельного развития, формируется гражданственное сознание свободного человека. Но несмотря на вышеуказанную перспективу, на сегодняшний день большинство черт российского гражданского общества находятся в стадии разработки и формирования, эта стадия осложняется медленным выходом к цивилизационным рыночным отношением, а так же отсутствием широкого социального слоя собственников и низкой правовой защитой гражданина. Государство обязано соблюдать и защищать интересы каждого человека, поскольку он признан высшей ценностью.
Разделение властей на 3 ветви хорошо характеризует демократию, но к сожалению на сегодняшний момент очень сложно воплотить все желания и цели государства в общество, поскольку отсутствует необходимый уровень подсознания граждан.
Государство занимает активную позицию в ходе развития гражданского общества, путем постоянного стимулирования и контроля. Правовое государство и общество вместе представляют единую систему, которые служат подсистемами одной общей и единой правовой системы.
Библиография
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид.лит., 2009. 64 с.
Учебники, монографии, брошюры
1. Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. Алматы, 2003.
2. Бачило И.Л. Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву 2007 г. М., 2008.
3. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.
4. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 1.Пер. с лат. И англ. - М.: Мысль, 1989. -Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1999.
5. Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы: сборник научных трудов / Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2012.
6. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовые механизмы формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Монография / Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Михалевой. М.: Манускрипт, 2008.
7. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. монография / Под общ. ред. И.Л. Бачило. М.: Юрайт, 2009.
8. Кальной И.И., Лопушанский И.Н., Овчинникова Г.В., Колесников В.В. Гражданское общество: истоки и современность. Монография; -- 3-е изд., перераб. и доп. -- СПб: Юридический центр Пресс, 2006.
9. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М.: Норма, 2008.
10. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.
11. Локк Дж. Избранные произведения: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988.
12. Лукашева Е.А. Права человека и процессы глобализации современного мира. М.: Норма, 2007.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 2. -М.: Политиздат, 1955.
14. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанноеиздание). - М.: 2009.
15. Мордовцев А.Ю., Яхонтова Т.В. Гражданское общество и социально правовая политика в современной России: теоретико-методологический анализ // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 5. Т. 1. М., 2005.