Файл: Соотношение государства и гражданского общества (Понятие гражданского общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй слой составляют отношения производства материальных и нематериальных благ, которые являются достаточно важными для общественной системы. Трудовые отношения являются неотъемлемой частью экономических отношений, поскольку основу производства составляет созидательный труд членов общества.

Фермерские хозяйства, кооперативные, частные, акционерные и муниципальные предприятия, а так же частные предприятия граждан являются элементами, которые составляют структуру экономической системы.

Важной частью экономической системы, входящей в ее состав, являются отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта.

В состав политической системы входят целостные саморегулирующиеся элементы, к которым можно отнести: государство, общественно-политические движения, партии, различные объединения, а так же их отношения друг к другу. В политической системе индивид выступает в роли гражданина, члена партии или организации, а так же в роли депутата.

Существенно важным слоем в данной системе выступают отношения, возникающие по поводу власти, которые овладели политической системой на всех этапах ее становления. Причем главенствующую позицию занимают отношения, которые возникаю в ходе действия политических партий, поскольку их конечной целью всегда выступает государственная власть.

В состав образующих элементов духовно-культурной системы входят отношения между людьми, объединениями людей, а также государством и общества в целом, в отношении духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, которые помогают реализовать данные отношения.

Отношения в сфере образования являются базой в данной сфере, поскольку образование выступает фундаментальным элементом в развитии человеческой личности, и от него зависит функционирование как духовно-культурной сферы, так и общественной системы в целом.

Отношения, которые обуславливают возникновение и развитие науки, культуры и религии являются жизненно необходимыми опять же не только для человека, но и общества в целом.

Воздействие этих отношений на человека занимают неоднозначную позицию, не бесспорным фактором является их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, а так же накопление и развитие научных, культурных и нравственно-духовных ценностей.

Общения людей между друг другом непосредственно, включая средства массовой информации, складывают информационную систему.


Несмотря на факт того, что информационные отношения и носят сквозной характер, они охватывают все сферы гражданского общества.

Гражданское общество не может функционировать без государства, поскольку именно государственный контроль исключает процессы распада и противостояния различных социальных групп и общественных организаций.

А так же и наоборот государство никогда не будет демократическим без гражданского общества. Оно может привести к минимуму самостоятельность людей, но не в силах полностью уничтожить духовную жизнь людей.

Гражданское общество является правовой основой демократической политической системы, а государство в свою очередь обеспечивает жизнь гражданского общества. Потребности и интересы гражданского общества определяют государственную волю. Чем интенсивнее развито гражданское общество, тем больше простора получает развитие демократических процессов в государстве.

Хотелось бы отметить, что структура гражданского общества отражает его многогранность, где важнейшим первичным звеном выступает человек, который с одной стороны выступает в роли частного лица с полным набором своих личных целей и интересов, а с другой стороны является участником общественных отношений.

1.3. Признаки гражданского общества

 Существование гражданского общества основано на определенных рациональных нормах, для обеспечения действий которых создаются специальные учреждения и механизмы.

К основными признаками гражданского общества относяn:

  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • самоуправляемость;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
  • всеобщая информированность и, прежде всего, реальное осуществление права человека на информацию;
  • жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации.

Все вышеперечисленное дает возможность сказать о том, что гражданское общество возникает на определенном основании, построенном из материала, который является неизвестным традиционному обществу. Но в то же время, некоторые его компоненты могут быть выработаны в условиях этого общества.

Гражданское общество упорно стремится к развитию самостоятельности в выборе жизненных целей и ценностей каждым индивидом в отдельности.


В процессе достижения данной цели в гражданском обществе возникают разногласия, которые приводят к конфликтам, поскольку, каждый гражданин хочет в основном того же, что и другой гражданин, но они добиваются желаемого разными путями. Хотя, гражданское общество стремится предотвратить конфликты, на раннем этапе их развития. Все эти факторы приводят к выделению в роли самостоятельной ценности в обществе гражданских прав и свобод каждого индивида. В частности сюда можно отнести право на личную жизнь, право на неприкосновенность и свободу слова, право на частную собственность и т.д.

Несмотря на то, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах общества в целом, для извлечения общественной пользы и выгоды, включая так же государственную целесообразность, общество же специально не создается.

Подводя итог вышенаписанного, можно смело добавить и следующие признаки:

  • возникновение гражданского общества на определенных основаниях не исключает и того, что некоторые институты гражданского общества создаются в его интересах в целом и государственной рационализации;
  • недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.

2.Правовое государство: общая характеристика

2.1.Понятие правового государства

В состав основных ценностей гражданского общества входит человек и его права, а политическим средством их реализации выступает государство. Хотя, не каждое государство способно выполнить поставленную задачу. Правовым государством признается государство в котором принципы его деятельности соответствует праву, или же государство в котором господствующую позицию занимает право.

Античные мыслители Солон, Гераклит, Пифагор, Платон, Аристотель, Демокрит, Сократ, Цицерон, а также софисты, стоики и римские юристы сформулировали основные идеи правового государства

Облик идеи правового государства возник как некий антидот в злоупотреблении политической власти, которое вытекало реакцией на произвол, деспотизм и тиранию. Поскольку государство, как любой другой социальный институт может быть использовано в различных целях, например: служить отдельным политическим партия или же действовать в интересах всего общества. В том случае, где оно служит политическим партиям, оно выступает главой или «хозяином» общества в целом, а том случае, где оно действует в интересах всего общества, оно выступает в роли «подданного». Кратко говоря, государство может вносить в жизнедеятельность не только плюсы, которые отражают организованность, поиск альтернатив, гарантированность прав и свобод гражданина, но и минусы, такие как: злоупотребление властью, произвол, коррупция и бюрократия.


Человек всегда задумывался над вопросами: « А как же найти золотую середину между государством, выступающим в роли «хозяина» и в роли «подданного»? Как его силу и энергию направить в русло общего блага? Как предотвратить произвол и злоупотребление властью?

На этот вопрос нашелся единственный ответ, который нашли в праве, поскольку именно через него была наибольшая вероятность выражать и осуществлять общественные интересы, и именно право, а отличие от других социальных норм носит формально – определенный характер, а так же может детально регламентировать полномочия органов государственной власти и права и обязанности гражданина. Все эти качества права и стали основой, которая выступила в виде своеобразного противоядия от злоупотребления властью со стороны государства. Сущность правового государства и заключалась в том, чтобы ограничить права государства, в данном случае право и выступает как средство против произвола, или же барьером на пути к этому произволу. По той причине, что политическая власть имеет склонность к вырождению различных злоупотреблений, для нее необходимы надежные правовые «берега», которые смогут ограничить подобные способности, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Еще в недавнее время жизнедеятельность личность была построена на основе принципа – «можно делать только то, что разрешено законом», другими словами- жестко регламентировалась и контролировалась. Централизованное административно - командное управление превратило право в систему приказов, обязанностей, запретов.

Таким образом, правовым государством является такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, основываясь на принципе разделения власти.

Цель правового государства - создание условий для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также последовательное связывание с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления властью, перерождения ее в диктатуру, деспотию

2.2 Основные признаки правового государства и сущность

На настоящий момент времени можно выделить следующие признаки правового государства:

  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Цель данного разделения заключается в исключении сосредоточения государственной власти в одних руках. Этот принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа;
  • верховенство закона, которое заключается в том, что отменяет, а так же вносит изменения только высший орган законодательной власти и никакой другой;
  • Конституционный суд, выступает в роли гаранта стабильности конституционного строя;
  • взаимная ответственность государства и личности, которая заключается в том, что как государство, так и личность берут на себя полную ответственность за неисполнение обязательств, которые они взяли на себя
  • законом связаны в полной и равной мере не только граждане, но и государство в лице его органов. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней;
  • основные права человека и свобода личности, закреплены в законодательстве основных прав человека и обеспечены наличием соответствующего механизма их реализации;
  • высокая правовая культура и высокий уровень правосознания общества, которая выражается знаниями людей своих обязанностей и прав, в умении ими пользоваться, а так же в уважительном отношении к праву
  • наличие гражданского общества, которое заключается в том, что демократическое правовое государство просто не может существовать без гражданского общества.

Сущность правового государства заключается в преобладании закона над властью. Это в первую очередь необходимо для того, чтобы люди, которые занимают достаточно высокие должности и которые плюс ко всему обладают особыми полномочиями, не имели возможности злоупотреблять ими. Права любого гражданина, как и любого человека, выступающего, прежде всего личностью никогда и никем не могли быть ущемлены. Каждый человек имеет множество прав, но эти права могут быть ограничены в том случае, если данный гражданин нарушил закон и отбывает наказание, в таком случае права ущемлены на определенный срок.

Взаимодействие друг с другом власти и общества, так же являются сущностью правового государства. Любой гражданин имеет брава обращения в суд или любой другой орган с целью защиты своих интересов. Здесь существует такой принцип - разделение властей на несколько ветвей, а именно: законодательную( представлена двумя палатами Федерального Собрания, куда входит: Государственная Дума и Совет Федерации; исполнительную ( Правительство РФ); судебную( власть осуществляется федеральными судами и судами субъектов РФ) . Каждая из вышеперечисленных властей осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и не противоречит ей, а также применяя положения федеральных законов и других правовых актов.

3.Государство в политической системе общества

Политическую систему общества составляет совокупности институтов( партий, движений, организаций, политический отношений и т.д), упорядоченных на основе прав и иных социальных норм, в рамках данной системы и происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

В данной системе государство занимает центральную позицию, поскольку:

1. Государство является официальным представителем своих граждан.

2. Государство – единственный носитель суверенитета

3. Обладает монополией на правотворчество

4. Имеет свою государственную собственность и свой доход

5. Определяет главные направления развития общества.

Так же в политической государство имеет ряд полномочий, к ним относят:

1. Установление поведения иных субъектов политической системы, с помощью правовых норм;

2. Легитимирует иных субъектов политической системы;

3. Осуществляет контрольную и надзорную функцию за деятельность иных субъектов политической системы.