Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия (ООО «СТРОЙКОМПЛЕКТ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что в сложившейся экономической обстановке контроль деятельности предприятия имеет важное значение. Контроль необходим во всех сферах деятельности предприятия, так, как только при помощи своевременного контроля можно принять правильное управленческое решение.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении принципов эффективного контроля деятельности предприятия.

Объектом курсовой работы является предприятие ООО «Стройкомплект».

Предметом курсовой работы система контроля на предприятии ООО «Стройкомплект».

Достижение поставленной цели потребовалось решить некоторые задачи:

  • ознакомиться с сущностью контроля и его функциями;
  • рассмотреть элементы, цель и задачи контроля;
  • дать краткую характеристику предприятия ООО «Стройкомплект»;
  • оценить эффективность контроля на предприятии ООО «Стройкомплект»;
  • разработать пути повышения эффективности контроля на предприятии ООО «Стройкомплект».

Для достижения поставленной цели используются монографический метод, дедуктивный и индуктивный методы, построение аналитических таблиц, графическое представление аналитической информации.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.

1. АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ

1.1 Сущность контроля и его функции

Система внутреннего контроля на предприятии – это совокупность методов слежения, наблюдения, проверки, оценки и анализа всех происходящих процедур и процессов хозяйствования, которые имеют непосредственное отношение к результатам деятельности предприятия в целом. Иными словами, это специальные сотрудники, конкретные методики исследования, перечень аналитического оборудования и соответствующих технологий, которые в совокупности дают тот самый эффект контроллинга. Такой контроллинг нужен для того, чтобы обезопасить от недобросовестных подчиненных или некачественного выполнения ими обязанностей, что в итоге может повлиять на показатели деятельности предприятия в целом[1].

Глобальным результатом должна стать качественная работа предприятия для максимизации прибыли. А достичь его представляется возможным только при выполнении совокупности стратегических функций. Вот некоторые из них:


  • Мониторинг хозяйственной деятельности предприятия и ее внешней среды.
  • Разработка стратегических направлений деятельности предприятия – предусматривает достижение главной цели предприятия за счет тактических шагов в операционной деятельности.

Переходя от общего к частному, можно выделить текущие функции системы внутреннего контроля бухгалтерского учета на предприятии, как основополагающие информационные данные для проведения качественного внутреннего инспектирования на предприятии:

  • изучение действующих систем бухучета;
  • финансовый анализ и контроль бухгалтерского учета;
  • мониторинг методов контроллинга;
  • соответствие законодательству на глобальном уровне;
  • соблюдение внутреннего регламента сотрудниками;
  • оценка уровня надежности предоставляемых информационных данных;
  • консультирование в бухгалтерских, налоговых, правовых вопросах;
  • участие в непосредственной автоматизации бухгалтерского, управленческого и налогового учета;
  • проверка выполнения плановых показателей.

Анализ системы внутреннего контроля на предприятии имеет немаловажное значение в поддержании качества и корректности проведения внутреннего аудита на предприятии.

Анализ и оценка системы внутреннего контроля предприятия являются толчком для разработки рекомендаций по его совершенствованию и модернизации хозяйственного процесса в целом. Не только сама по себе проверка процессуальных операций деятельности предприятия важна, но и уровень эффективности его проведения может повлиять на функционирование предприятия как таковой. Анализ системы внутреннего финансового контроля предприятия осуществляется соответствующими органами централизованной подчиненности компании по следующим направлениям:

  • разбор контроллинговых процесса как объекта аналитического исследования;
  • обследование квалификационного потенциала и профессионализма выполняющих контролирующие мероприятия сотрудников;
  • рассмотрение качества организации плановых работ, проведенных проверяющими в виде подготовки к самому процессу ревизии;
  • проверка законспектированного плана стратегических действий в ходе проведения внутреннего аудита на уровне предприятия;
  • исследование наличия планов проверок на перспективу, а также анализ их актуальности и глубины рассматриваемой контролирующим аппаратом проблематики.

Аудит на основе рисков - это процесс, содержащий важные этапы, такие как идентификация, классификация и измерение рисков и определение их веса. В конце этого процесса можно получить значительные знания о том, в какой степени должен быть установлен стресс, и как можно варьировать риски, определённые для бизнеса в зависимости от вероятности их реализации[2].


Ещё одним существенным изменением является переориентация внутреннего финансового контроля с организации, ведения учёта, составления и представления бухгалтерской отчётности, выполнения процедур внутреннего аудита в соответствии с требованиями законодательства на достижение результатов осуществления финансового менеджмента. Для оценки полученных результатов необходима разработка показателей оценки качества финансового менеджмента, которые должны быть определены органами контроля[3].

Для создания системы внутреннего контроля в организации необходимо:

  • утвердить внутренние стандарты выполнения операций финансового менеджмента;
  • внести в положения о подразделениях и должностные инструкции работников перечень обязанностей и полномочий по организации и проведению внутреннего контроля;
  • установить квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам руководителей и сотрудников для осуществления внутреннего контроля[4];
  • сформировать принципы корпоративного кодекса этики и служебного поведения сотрудников;
  • разработать и утвердить документы, регламентирующие порядок планирования и осуществления внутреннего контроля, формирования отчётности о его результатах и их реализации;
  • обеспечить постоянное взаимодействие между различными уровнями управления и сотрудниками внутри организации, с подведомственными организациями, между структурными подразделениями[5].

Таким образом, организация системы внутреннего контроля на предприятии – это формирование такой благоприятной почвы для функционирования контролирующих органов во взаимосвязи с их доступом к техническому оборудованию и всей необходимой информации субъекта хозяйствования, которая может обеспечить качественный контроль в наблюдении за работой трудящихся и выполнением ими непосредственных задач в соответствии с их должностными инструкциями. Проще говоря, создание на предприятии аппарата контроллинга предполагает собой выполнение специалистами-аудиторами проверок на всех функциональных участках предприятия.

1.2 Элементы, цель и задачи внутреннего контроля

Существует четыре основные цели системы внутреннего контроля на предприятии, которыми руководствуются во избежание появления проблем:


  1. Проверка эффективности хозяйственной деятельности. Подразумевает необходимость наблюдения и слежения за осуществляемыми на предприятии экономическими операциями с целью выявления возможных отклонений и пресечения таковых.
  2. Информационная безопасность. Предполагает собой организацию прозрачного функционирования бухгалтерского отдела в предоставлении достоверной, объективной, полной и своевременной отчетности для руководства и высших инстанций.
  3. Пресечение хищений и противоправных действий сотрудников. Имеется в виду ужесточенный контроль за возможными инцидентами «отмывания денег» и проведения афер сотрудниками внутри предприятия.
  4. Соблюдение регламента. Каждая единица штата в кадровом аппарате должна неукоснительно следовать внутреннему нормативному распорядку трудовой деятельности[6].

Классификация разновидностей внутреннего надзора довольно многогранна ввиду большого количества признаков подразделения. Так, создание системы внутреннего контроля предприятия предусматривает несколько разветвлений по главным направлениям. По порядку осуществления:

  • административный;
  • управленческий;
  • финансовый;
  • технологический;
  • правовой;
  • бухгалтерский[7].

По форме предоставления:

  • фактический;
  • компьютерный;
  • документальный[8].

По временному признаку:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

По полноте охвата:

  • полный и частичный;
  • сплошной или выборочный;
  • комплексный или тематический.

Помимо перечисленных видов надзора, ревизионные процедуры, производимые на предприятии, могут проявляться в осуществлении различных методологических подходов к проверке. Поэтому организация системы внутреннего контроля предполагает применение набора трех основных методических направлений[9].

Общеметодические приемы:

  • Аудит – предполагает контроль бухгалтерской деятельности и финансовой отчетности.
  • Мониторинг – предполагает штудирование корректности произведенных процедур по конкретным направлениям в конкретных отделах предприятия.
  • Ревизия – осуществляется посредством проведения проверочных манипуляций с документацией.
  • Анализ – производит расчет конкретных экономических показателей и сверяет их со значениями нормы.
  • Тематическая проверка – производится на предмет чего-то конкретного.
  • Служебное расследование – возникает в случае, когда выявлено какое-то несоответствие регламенту или правонарушение материально-ответственного лица[10].

Приемы документального контроля:

  • Юридическая оценка – относится непосредственно к полномочиям юридического отдела на предприятии с проверочными мероприятиями по части договоров и прочей документации.
  • Логический контроль – выполняется с целью проверки рентабельности осуществляемых хозяйственных операций, отраженных в соответствующих документах.
  • Арифметическая проверка – проявляется в конкретном просчете и сравнении показателей в документах с реальными данными.
  • Встречная проверка – предполагает поднятие первички за конкретный период и ее анализ: сюда относятся товарно-транспортные накладные, налоговые накладные, корректировки к налоговым накладным и другое.
  • Формальная проверка – предусматривает контроль за наличием обязательных документов, на основании которых осуществлялись те или иные операции.
  • Сравнительная проверка – выявляет неточности и несоответствия в цифровых, суммарных, эквивалентных данных[11].

Приемы фактического контроля:

Инвентаризация – предусматривает проверку системой внутреннего контроля бухгалтерского учета на предприятия наличия и пересчета такого имущества, как основные средства, материальные и нематериальные активы, денежные средства в кассе, безналичные финансы на счетах в банке и прочее.

Экспертиза – проводится методом привлечения эксперта или состоящего в штате специалиста в конкретном вопросе определенной направленности.

Визуальное наблюдение – предполагает контроль за сотрудником и его трудовой деятельностью со стороны. Например, так может наблюдать старший бухгалтер за выполнением своих обязанностей рядовым бухгалтером[12].

Контрольный замер – отличается внезапным решением осуществить проверку на предмет количественного или качественного воспроизводства той или иной операции на предприятии с целью ее сравнения с нормой. Анализ управленческой информации – предопределяет изучение приказов, распоряжений, указов внутреннего характера и проверку результатов их выполнения[13].

Как и любая другая хозяйственная или процессуальная процедура, проведение контролирующих мероприятия предусматривает поэтапную очередность выполнения конкретных задач. Вот какими основными этапами организации системы внутреннего контроля характеризуется подобного рода процессия:

  1. Инициирование проверки. Любая контрольная акция проводится либо по распоряжению руководства предприятия, либо в качестве запланированных мероприятий. Осуществляется проверка на основании приказа руководителя или в плановом расписании контроллинговых процедур.
  2. Планирование контроля. Каждой проверке предшествует выявление какого-то несоответствия в функционале предприятия или желание руководящих лиц оценить положение вещей внутри персонала и выполняемой им работы. Поэтому перед непосредственными контрольными процедурами осуществляется плановое обследование подлежащего проверке участка и разработка тактических направлений в воспроизведении предстоящих мероприятий[14].
  3. Непосредственное проведение проверки. На конкретно заданном участке за конкретно обозначенный период времени берутся к обследованию определенные документы и анализируются хозяйственные операции в их взаимосвязи со смежными процессами деятельности на предприятии[15].
  4. Подготовка результатов проверки. По итогам всех проверочных операций результаты контроллинга подлежат обязательному документированию для предоставления итоговых показателей руководству предприятия.
  5. Проведение соответствующих работ после изучения результатов проверки. В ходе проведения контролирующих операций выявляются правонарушения, совершенные материально-ответственными лицами, обнаруживаются отклонения от норм, просматриваются случаи халатного отношения некоторых сотрудников к работе, влекущие за собой в каком-то смысле урон для экономики предприятия в целом[16]. Поэтому подобные ситуативные прецеденты дают реакцию со стороны руководящего аппарата в виде выговора, депремирования или увольнения недобросовестных подчиненных. Помимо этого, в обязательном порядке проводится анализ полученных данных и делаются выводы касательно возможной модернизации трудового процесса, требуемой на данном этапе в целях повышения эффективности деятельности компании в целом[17].