Файл: Понятие и классификация конституционных прав и свобод.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН
1.1 Понятие и классификация конституционных прав и свобод
1.2 Правовые основы ограничения прав и свобод граждан
ГЛАВА 2. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1 Содержание оперативно-розыскной деятельности
2.2 Органы и должностные лица, контролирующие оперативно-розыскную деятельность
3.1 Совершенствование законодательства об оперативно-розыскной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Оперативно-розыскная деятельность по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать прав и свобод человека и гражданина. Возможность такого ограничения предусмотрена в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц. Право государства на вмешательство в личную жизнь граждан на основе закона и в целях борьбы с преступностью соответствует требованиям ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах. Под обеспечением соблюдения конституционных прав граждан следует понимать четкое и неукоснительное следование нормам Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение условий и использование средств, исключающих необоснованное ограничение прав и свобод граждан.
Актуальность работы - достижение целей уголовно-правовой политики государства, является одним из направлений соблюдения законности, защиты прав и свобод граждан, их собственности от преступных посягательств и во многом зависит от того, какие средства для решения поставленных задач находятся в распоряжении реализующих ее субъектов. Выполнение обязательств государства по защите прав и свобод граждан требует постоянного совершенствования действующего законодательства, регламентирующего деятельность государственных органов по обеспечению правопорядка, безопасности личности и общества в целом. Оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) как вид деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями государственных органов, является неотъемлемым элементом системы государственных мер, направленных на противодействие преступности. Однако в отличие от других видов правоохранительной деятельности, ОРД характеризуется значительно меньшей законодательной регламентацией и научной проработкой правовых проблем, возникающих в процессе ее осуществления.
Основная цель курсовой работы заключается в изучении прав граждан, а также оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и классификацию конституционных прав и свобод.
2. Установить особенности контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан в оперативно-розыскной деятельности.
3. Изучить задачи субъектов оперативно-розыскной деятельности.
4. Изучить содержание оперативно-розыскной деятельности.
5. Изучить органы и должностные лица, контролирующие оперативно-розыскную деятельность/
6. Определить меры по совершенствованию законодательства об оперативно-розыскной деятельности.
7. Определить меры по совершенствованию контроля за соблюдением прав и свобод граждан.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН
1.1 Понятие и классификация конституционных прав и свобод
Основные права и свободы человека и гражданина дифференцируют по трем группам: 1) личные; 2) политические; 3) экономические, социальные и культурные. Как справедливо пишет М.В. Баглай, «данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер». Однако эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметно группирование прав по указанным основаниям. К личным правам и свободам Конституция Российской Федерации относит:
1. Право на жизнь (ст. 20) – первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;
2. Право на достоинство личности (ст. 21) – предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство;
3. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), под которыми закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и которая может в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24);
5. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25);
6. Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);
7. Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27);
8. Право на свободу совести и на свободу вероисповедания (ст. 28);
9. Право на свободу мысли и слова (ст. 29).
К политическим правам граждан Российской Федерации относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:
1.Свобода мысли и слова, свобода массовой информации (ст. 29), которую можно отнести как личным, так и к политическим правам и свободам;
2.Право на информацию (ст. 24, ст. 29);
3.Право на объединение (ст. 30);
4.Право на проведение публичных мероприятий (ст. 31);
5.Право на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранными, право равного доступа к государственной службе, право участия в отправлении правосудия (ст. 32);
6.Право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Особенностью экономических, социальных и культурных прав является единство материального содержания, общесоциальная направленность, обусловленная принципом справедливости, необходимость более детальной конкретизации в текущем законодательстве. Некоторые права оказались совершенно новыми для российской правовой системы, например, право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности. Среди данной группы прав можно выделить экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм трудовой деятельности:
1. Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);
2. Право частной собственности и ее наследования (ст. 35);
3. Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами гражданами и их объединениями (ст. 36);
4. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37);
Здесь стоит выделить права, связанные с разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров:
1.Право на труд и на вознаграждение за труд (ст. 37);
2.Право на отдых (ст.37);
3.Право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 30).
К социальным правам относятся следующие:
1.Право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38);
2.Право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ст. 7);
3.Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);
4.Право на жилище, на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ст. 40);
5.Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;
6.Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).
Среди культурных прав Конституция России провозглашает следующие:
1.Право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст.43);
2.Право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ст. 43);
3.Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44);
4.Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).
В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной. Свобода творчества не означает свободу от соблюдения требований общежития. Не могут быть терпимы произведения, пропагандирующие войну, насилие, разжигающие расовую и национальную рознь.
1.2 Правовые основы ограничения прав и свобод граждан
Практически во всех международно-правовых документах закреплены цели ограничения прав и свобод. Так, во Всеобщей декларации прав человека такими целями являются (п.2 ст.29):
- обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей;
- удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
В упоминавшихся выше Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах указываются более детальные условия их применения. Согласно ст.4 первого из названных пакта ограничения должны осуществляться с целью способствования общему благосостоянию, определяться законом и не могут противоречить природе ограничиваемых прав; согласно целому ряду статей второго пакта (ст.ст. 12, 18, 19), если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц.
В Европейской конвенции можно заметить, что цели ограничений существенно расширены. Согласно этому документу, ограничения, кроме того, вводятся с целью: поддержания государственной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращения беспорядков или преступлений; охраны здоровья или нравственности населения (ст.ст. 8 - 9); охраны территориальной целостности; защиты репутации других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов (ст. 10).
В Конституции РФ целями ограничений являются: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц; обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55).
Таким образом, можно сделать следующий вывод: главной целью ограничений является охрана основных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство и т.д. Ограничением, скажем, правовыми средствами свободы одного лица (по приговору суда), защищаются такие первичные ценности человека (и общества в целом), которые являются приоритетными в данной ситуации.
Любые цели, будь-то поступление в университет, обеспечение безопасности страны и т.д., достигаются определенными средствами. Средства являются необходимым инструментарием для достижения цели. Именно здесь остро встает хорошо известный и один из наиболее болезненных вопросов о соотношении цели и средств, чему посвятили в свое время большое внимание Н. Макиавелли и Г. Гегель. Не развивая эту вечную тему подробно, заметим лишь, что найти однозначное решение данного вопроса часто трудно, а порой и невозможно. В то же время наиболее приемлемой, думается, является такая ситуация-решение, когда и цели, и средства носят определяющий характер по отношению друг к другу, а их реальное соотношение должно быть оптимальным в правовом смысле.
Задача согласования общественно значимых интересов граждан и власти не может быть решена без достижения баланса интересов личности, гражданского общества и государства. Такой баланс достигается путем наложения неких разумных ограничений как на власть государства над гражданином, так и на права и свободы личности. В связи с этим возникает закономерный, имеющий принципиальный характер вопрос – что понимать под «разумными» (или, как сейчас принято говорить, – «соразмерными») ограничениями и до каких пределов власть вправе ограничивать права граждан. Актуальность его на современном этапе существенно возросла по следующим причинам.