Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на пример реально существующей организации ( Экономическая сущность, источники и виды прибыли ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основываясь на данных бухгалтерских балансов и полученных показателях, установили, что сокращение доли основных средств в общей стоимости имущества предприятия на 4010 тыс. руб. в 2015 г., и на 1044 тыс. руб. в 2016 г. Это произошло за счет уменьшения удельного веса машин и оборудования. Об устаревании основных средств на ОАО «Промприбор» и снижении эффективности их использования свидетельствуют значения фондоотдачи и фондоемкости. За 2014-2016 г.г. их изменения (соответственно рост и снижение) незначительны и варьируются в пределах 2,5 %.

В то же время, активная часть основных средств чуть выше пассивной. Это свидетельствует о правильной экономической политике, проводимой на предприятии для повышения эффективности использования основных средств. Коэффициент обновления возрос в 2016 г. до 1,4 %, что говорит о частичном обновлении основных средств в этом году. Однако, сравнивая темпы прироста коэффициентов обновления и выбытия основных средств, очевидно, что превышение последнего может привести к значительным простоям в работе предприятия из-за несвоевременности обновления основных средств.

Следует отметить, что эффективность использования оборотных средств на ОАО «Промприбор» имеет положительную динамику – коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2014 г. – 0,16, в2015 г. составил 0,43, а в 2016 г. возрос до 0,74, что 72% выше прежних показателей. Одновременное сокращение оборота в днях на 1764 дня за период 2014 – 2016 г.г. Таким образом, ускоряется оборачиваемость оборотных средств, снижается потребность в них, и создаётся резерв для увеличения выпуска продукции.

Несмотря на кризисные явления в российской экономике, ОАО «Промприбор» не только сохранило работников предприятия, но и увеличило их численность на 29,6 %. Так, в 2014 г. среднесписочная численность составляла 1371 чел., в 2015 г. – 1504 чел., в 2016 г. численность возросла еще на 445 человек и составила 1949 чел.

Хотя за последние годы наблюдается проблема с величиной заработной платы, расходы на оплату труда персонала увеличились за 2016 год на 47263 тыс. руб. и составили 85006 тыс. руб., что превышает данный показатель за 2016 г. почти в 2 раза.

Таким образом, в 2016 году произошли положительные изменения в структуре прибыли. Возросла доля прибыли от реализации товаров, а чистая прибыль увеличилась по сравнению с предшествующим периодом на 278,9 тыс. руб. тыс. рублей или на 21,0 % .

Значительное увеличение основных показателей рентабельности в 2016 г. на 4,5% свидетельствует о прибыльности предприятия и благоприятных условиях его развития.


В целом наблюдается стабильное состояние в финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Промприбор» и прослеживаются положительные тенденции его развития в будущих периодах.

2.2 Анализ формирования и использования прибыли ОАО «Промприбор»

Основными задачами анализа финансовых результатов деятель­ности являются [31]:

- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

- определение влияния как объективных, так и субъективных фак­торов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рента­бельности;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Следует отметить, что в анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая при­быль.

Общая схема факторного анализа прибыли на предприятии выглядит следующим образом (рисунок 4) [23].

Рисунок 4 - Блок-схема факторного анализа прибыли

Проведем анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ОАО «Промприбор» (таблица 2).

Как показывают данные таблицы 2, план по балансовой прибыли перевыполнен на 9,13%. Темп ее прироста к прошлому году составил 21,04%. Наибольшую долю в балан­совой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (95,93 %). Удельный вес внереализационных финансовых результа­тов в 2017 г. составил 4,07 %.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Удельный вес прибыли от реализации продукции в общей сумме балансовой прибыли в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличился на 1,87% (95,93 – 94,06).

Таблица 2 - Состав, динамика и выполнение плана балансовой прибыли ОАО «Промприбор» за отчетный год

Состав балансовой прибыли

2016

2017

сум­ма, тыс. руб.

струк­тура, %

План

факт

сумма, тыс. руб.

струк­тура, %

сумма тыс. руб.

струк­тура, %

Балансовая прибыль

1893,35

100

2100

100

2291,73

100

Прибыль от реализации продукции

1780,92

94,06

2100

100

2198,47

95,93

Прибыль от про­чей реализации

-

-

-

-

-

-

Внереализацион­ные финансовые результаты

112,43

5,94

-

-

93,26

4,07


Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

объема реализации продукции (VРП);

структуры продукции (УДi};

себестои­мости продукции (Ci);

уровня среднереализационных цен (Цi).

Проведем анализ влияния вышеперечисленных факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с плановой, используя данные, приведенные в таблице 3. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепных подстановок.

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году предприятие перевыполнило на 98,47 тыс. руб.(2198,47-2100), или на 4,69%.

Следует отметить, что на изменение уровня фактической прибыли по сравнению с ее плановым уровнем влияло лишь два фактора: объем реализованной продукции и себестоимость единицы продукции. Это связано с тем, что фактическая цена по сравнению с планом не изменилась.

Таблица 3 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «Промприбор» (2017 г.), тыс. руб.

Показатель

План

Факт

Отклонение (+,-)

Выполнение плана

Объем реализованной продукции, тыс. бан.

1954,545

1985,584

31,038

101,59%

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)

10750

10920,710

170,71

101,59%

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)

8650

8722,240

72,24

100,84%

Прибыль от реализации продукции (П)

2100

2198,470

98,47

104,69%

1. Изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции:

Пvрп = Пусл1 – Ппл = 2133,35 - 2100,00 = 33,35 тыс. руб.

2. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости единицы продукции:

Пс = Пфакт – Пусл1 = 2198,47 - 2133,35 = 65,12 тыс. руб.

Таблица 4 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли ОАО «Промприбор» от реализации продукции

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. руб.

Объем реализаци

Себестоимость единицы продукции, руб.

План

1954,545

4,43

(Ц-Спл)VРПпл

2100,00

Усл1

1985,584

4,43

(Ц-Спл)VРПфакт

2133,35

Факт

1985,584

4,39

(Ц-Сфакт)VРПфакт

2198,47


3. Суммарное изменение прибыли:

П = Пфакт – Ппл = 2198,47 - 2133,35 = 98,47 тыс. руб.

Этот же результат получаем как сумму отклонений за счет влияния отдельных факторов: 65,12 + 33,35 = 98,47 тыс. руб.

Анализ показывает, что план прибыли был перевыполнен главным образом за счет уменьшения себестоимости единицы реализованной продукции (увеличение составило 65,12 тыс. руб.). Ощутимый вклад внес и второй фактор – увеличение объема реализованной продукции. За счет влияния этого фактора прибыль увеличилась на 33,35 тыс. руб.

Проведем анализ влияния факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с предыдущим годом, используя данные, приведенные в таблице 5.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно аналогично выпол­нить способом цепных подстановок.

Прибыль от реализации продукции в 2017 году по сравнению с 2016 возросла на 417,554 тыс. руб. (2198,47-1780,918), или на 23,45%.

Таблица 5 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «Промприбор» 2017 г. по сравнению с 2016 г., тыс. руб.

Показатель

2016

2017

Отклонение (+,-)

Темп роста

Объем реализованной продукции, тыс. бан.

1959,320

1985,584

26,264

101,34%

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)

10384,396

10920,712

536,316

105,16%

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)

8603,478

8722,240

118,762

101,38%

Прибыль от реализации продукции (П)

1780,918

2198,472

417,554

123,45%

Проведем факторный анализ методом цепных подстановок, последовательно базовую величину каждого фактора отчетной величиной (таблица 6).

Таблица 6 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показа

тель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. руб.

Объем реализации, тыс. бан.

Цена единицы продукции, руб.

Себестоимость единицы продукции, руб.

База

1959,320

5,30

4,391

00)VРП0

1780,918

Усл1

1985,584

5,30

4,391

00)VРП1

1804,791

Усл2

1985,584

5,50

4,391

10)VРП1

2201,907

Отчет

1985,584

5,50

4,393

11)VРП1

2198,472


По данным таблицы 6 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Следует отметить, что в данном случае на изменение уровня прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим влияло три фактора первого уровня: объем реализованной продукции; себестоимость единицы продукции; уровень среднереализационных цен.

1. Изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции:

Пvрп = Пусл1 – Пбаз = 1804,791 - 1780,918 = 23,873 тыс. руб.

2. Изменение прибыли за счет изменения цены единицы продукции:

Пц = Пусл2 – Пусл1 = 2201,907 - 1804,791 = 397,117 тыс. руб.

3. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости единицы продукции:

Пс = Потч – Пусл2 = 2198,472 - 2201,907 = -3,435 тыс. руб.

4. Суммарное изменение прибыли:

П = Потч – Пбаз = 2198,472 - 1780,918 = 417,554 тыс. руб.

Этот же результат получаем как сумму отклонений прибыли за счет влияния отдельных факторов:

23,873 + 397,117 + (-3,435) = 417,554 тыс. руб.

Анализ показывает, что наибольшее влияние на увеличение прибыли в отчетном году оказало повышение уровня среднереализационных цен (397,117 тыс. руб.).

Следует отметить отрицательное влияние увеличения уровня себестоимости на общую сумму прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы продукции (на 0,002 руб.) уменьшило общую сумму прибыли на 3,435 тыс. руб.

Незначительное уменьшение прибыли вследствие повышения себестоимости было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, а также за счет увеличения объема выпуска продукции. И в итоге общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на 417,554 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.

Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям, дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий, производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, осуществляются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам. Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.