Файл: Правовое положение, структуры, задачи и функций Пенсионного фонда РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1186

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Социальная политика государства реализуется через систему социальной защиты, важным элементом которой является социальное страхование. В современных экономических и правовых условиях, сложившихся в РФ, деятельность государственных внебюджетных фондов имеет первостепенное значение, поскольку они аккумулируют значительные финансовые средства и осуществляют финансовое обеспечение конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование.

Одним из крупнейших внебюджетных фондов является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР), созданный непосредственно для управления финансами системы пенсионного страхования. Средства ПФР формируются за счет страховых взносов предприятий и учреждений всех форм собственности, зависящих от фонда оплаты труда и от законодательно утвержденной ставки страховых взносов.

Перед Пенсионным фондом России в настоящее время стоит ряд проблем, которые препятствуют осуществлению эффективной деятельности как Фонда, так и системы пенсионного обеспечения в целом.

Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России, что является следствием дисбаланса работающих и неработающих граждан. Острота проблемы усугубляется растущими обязательствами правительства по повышению пенсий гражданам. Для решения данной проблемы было предложено повышение пенсионного возраста выхода на пенсию как реальная возможность решить проблемы дефицита ПФР. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во-вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни в целом гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения в ближайшей перспективе вряд ли удастся.

Изложенное свидетельствует об актуальности темы работы.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе правового регулирования статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые нормы федерального законодательства, регламентирующие правовое положение Пенсионного фонда РФ.


Целью исследования является анализ правового положения, структуры, задач и функций Пенсионного фонда РФ.

Основными задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:

- рассмотреть правовые основы деятельности Пенсионного фонда РФ;

- определить полномочия Пенсионного фонда РФ;

- выявить этапы пенсионной реформы;

- проанализировать направления и порядок использования средств Пенсионного фонда РФ.

Методы исследования. При подготовке, изучении и обработке теоретических и практических материалов применялись такие методы, используемые в гуманитарных науках, как исторический, логический, технико-юридический и обобщения собранных данных.

Глава 1. Общая характеристика Пенсионного фонда РФ

1.1. Правовые основы деятельности Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет множество различных функций, большинство из которых являются публично-правовыми. По этой причине его правовой статус носит многоотраслевой характер и регулируется нормами, относящимися к различным отраслям законодательства[1]. Вопрос о правовом положении ПФР неоднократно являлся предметом законопроектной деятельности и научных дискуссий. Несмотря на это, проблема определения статуса Пенсионного фонда России на сегодняшний день остается нормативно неурегулированной, а потому – актуальной.

Пенсионный фонд Российской Федерации (России) был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года[2] в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР. Указанным Постановлением был определен статус Пенсионного фонда как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, подотчетного Верховному Совету РСФСР. Аналогичные нормы о статусе Пенсионного фонда были закреплены Постановлением ВС РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1 об утверждении Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР[3]. С принятием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 958 Пенсионный фонд Российской Федерации перешел в ведение Совета Министров - Правительства РФ.


Закон 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"[4] определил Пенсионный фонд Российской Федерации в качестве органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 5).

Издание Президентом РФ Указа от 27 сентября 2000 г. N 1709[5] кардинально изменило существующее положение Пенсионного фонда России. А именно, названный Указ Президента РФ закрепил за ПФР и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, заложив тем самым основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Данный Указ впоследствии стал предметом рассмотрения Конституционного Суда, который признал п. 1 Указа Президента РФ от 27 сентября 2000 г. N 1709, закрепляющий за Пенсионным фондом России и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречащим Конституции Российской Федерации. Конституционным Судом также было отмечено, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом[6].

Опираясь на формулировку Постановления Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. N 9-П о наделении ПФР публично-властными полномочиями... и на то, что данные полномочия по смыслу Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в своем Постановлении от 11 октября 2006 г. (дело N Ф09-9173/06-С7)[7] категорично называет ПФР исполнительным органом государственной власти (См. Приложение 1).

С 1 января 2002 г. в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законопроектов и законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули в том числе и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Так, проблеме статуса ПФР был посвящен законопроект "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", в котором говорилось, что самостоятельное финансово-кредитное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации (России) преобразован в некоммерческую организацию – Пенсионный фонд Российской Федерации, созданную Российской Федерацией в целях государственного пенсионного обеспечения (страхования) граждан.


Принятый позднее Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в ст. 5 установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Позднее в целях развития пенсионной системы был принят Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"[8], который позволил осуществить переход от единого социального налога к страховым взносам, переход на страховые принципы и объединить в лице Пенсионного фонда Российской Федерации функции администратора платежей и страховщика по обязательному социальному страхованию, обеспечив тем самым персонифицированный учет пенсионных прав всех работающих граждан[9].

Таким образом, как видно из приведенных нормативных актов и материалов судебной практики, неопределенность правового статуса ПФР всегда вызывала много вопросов, а споры о его полномочиях периодически становились предметом судебных разбирательств. За всю историю существования Пенсионного фонда его статус изменялся, приобретал форму и финансово-кредитного учреждения, и органа управления, и государственного учреждения - страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Вместе с тем на основе проведенного анализа отдельных нормативных правовых актов и ряда законопроектов можно сделать вывод, что на сегодняшний день ПФР является государственным учреждением, а точнее - российским юридическим лицом с организационно-правовой формой "государственное учреждение", учредителем которого является Российская Федерация. Однако в силу наделения особыми государственно-властными полномочиями ПФР нельзя ставить в один ряд с иными государственными учреждениями. Об этом свидетельствуют выводы, сделанные в результате изучения некоторых норм гражданского законодательства[10].

С 1 сентября 2014 года вступили в силу поправки к ГК РФ, среди которых особого внимания заслуживают положения о создании новой организационно-правовой формы юридического лица, являющегося некоммерческой организацией, в виде "публично-правовой компании" (подп. 11 п. 3 ст. 50 ГК РФ), к которой, предположительно, можно будет отнести ПФР. Однако специальный закон о публично-правовых компаниях на сегодняшний день пока не принят.


Рассматривая особенности правового положения ПФР, следует также упомянуть о попытке реформировать и определить статус ПФР в 2014 году, когда Минтруд выступил с предложением внести ясность в ситуацию с правовым статусом Пенсионного фонда России (ПФР) и предложил Правительству рассмотреть пакет постановлений и законопроектов, которые закрепили бы за ПФР статус органа исполнительной власти. По замыслу разработчиков проектов нормативных актов Пенсионный фонд должен официально стать частью вертикальной структуры органов исполнительной власти России. Этими документами Минтруд предлагал однозначно зафиксировать сложившуюся практику, по которой сфера деятельности ПФР находится исключительно в ведении Правительства РФ. Изменения касались также фиксации вертикальной структуры самого Фонда. В Минтруде полагали, что после утверждения законопроектов на ПФР распространятся нормы законодательства РФ, регламентирующие деятельность государственных казенных учреждений. Имея неплохие перспективы, обсуждаемые проекты нормативных актов получили отрицательные отзывы у членов Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и в итоге были отклонены.

1.2. Полномочия Пенсионного фонда РФ

Полномочия Пенсионного фонда РФ составляют основу его правового статуса. Толковый словарь русского языка определяет "полномочия" как официально предоставленные кому-нибудь права какой-нибудь деятельности, ведения дел. Юридическая наука использует термин "полномочия" для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица: он в равной степени охватывает и права, и обязанности.

Таким образом, закрепленные в нормах права субъективные права и юридические обязанности Пенсионного фонда России составляют содержание его правового статуса. Как известно, Пенсионный фонд РФ является особым государственным учреждением, он наделен правом на осуществление государственно-властных полномочий. Следовательно, содержание правового статуса ПФР будут составлять его права и обязанности, реализуемые им в результате осуществления управленческих функций.

Общеправовая теория определяет права как материально обусловленные, юридически закрепленные и гарантированные возможности индивида обладать и пользоваться конкретными социальными благами. А вот обязанности - это социально возможная необходимость определенного поведения субъекта, установленная государством.