Файл: Правовое положение, структуры, задачи и функций Пенсионного фонда РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1191

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выплата страхового обеспечения застрахованным лицам, то есть страховой пенсии по старости; страховой пенсии по инвалидности; страховой пенсии по случаю потери кормильца; единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; срочной пенсионной выплаты; средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, а также социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, - одна из основных статей расходов бюджета ПФР[32].

Перевод средств пенсионных накоплений застрахованного лица в негосударственный пенсионный фонд осуществляется в том случае, если гражданин обращается с заявлением о передаче указанных средств в негосударственный пенсионный фонд. Сумма, эквивалентная пенсионным накоплениям застрахованного лица, отказавшегося от формирования накопительной пенсии в ПФР в соответствии с комментируемым Законом передается ПФР в выбранный застрахованным лицом негосударственный пенсионный фонд не позднее 31.03 года, следующего за годом подачи застрахованным лицом указанного заявления.

За счет средств бюджета ПФР организуется доставка пенсий, выплачиваемых за счет средств ПФР, осуществляется финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика, то есть самого ПФР и его территориальных органов. Доставка страховых пенсий осуществляется по нормам, установленным ФЗ "О страховых пенсиях", а также Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 N 884н[33]. Порядок взаимодействия организации, осуществляющей доставку страховой пенсии, с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, устанавливается договором, типовая форма которого утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.11.2014 N 881н. Оплата услуг по доставке страховой пенсии пенсионеру производится организациям почтовой связи и организациям, занимающимся доставкой страховых пенсий, заключившим соответствующие договоры с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при соблюдении требований и условий, установленных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.08.2014 N 550н.

Под обеспечением финансовой и материально-технической деятельности ПФР и его территориальных органов понимаются средства, необходимые для содержания зданий, оборудования, технического оснащения, обеспечения надлежащей работы инженерных систем энергоснабжения, вентиляции и кондиционирования; оснащения помещений предметами мебели, приобретения товарно-материальных ценностей, канцелярских принадлежностей, полиграфической продукции и т.д.[34]


Направление средств бюджета ПФР на уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 N 422-ФЗ - новация системы обязательного пенсионного страхования и комментируемого Закона. Расчетной базой для исчисления гарантийных взносов, подлежащих уплате за счет средств бюджета ПФР, является сумма средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного страховщика и переданных в доверительное управление, по состоянию на 31 декабря отчетного года, включая средства выплатного резерва и средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, и денежные средства на счете, предназначенном для операций со средствами пенсионных накоплений.

Минимальная ставка гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений составляет 0,0125 процента расчетной базы данного страховщика и по решению Банка России может быть увеличена до 0,025 процента в соответствии с законодательством РФ.

Ставка гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений или порядок ее расчета и сроки уплаты гарантийных взносов устанавливаются Банком России.

Так, дополнительные требования к порядку формирования резерва негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию, ставок ежегодных отчислений в резерв негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию, а также ставок гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений регламентированы указанием Банка России от 07.10.2014 N 3416-У.

Уплата гарантийных взносов по обязательному пенсионному страхованию осуществляется не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом, путем перевода денежных средств на счет Агентства по страхованию вкладов в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда гарантирования пенсионных накоплений. Обязанность по уплате гарантийных взносов считается исполненной ПФР с момента списания денежных средств с его счета в учреждении Банка России.

Средства бюджета ПФР могут быть направлены на иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. Однако данная норма может применяться только с учетом выполнения требований ст. 83 БК РФ о том, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.


Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. Так, в соответствии с ч. 10 ст. 145 БК РФ, внесение изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе и в федеральный закон о бюджете ПФР, осуществляется в порядке, предусмотренном для внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, то есть в соответствии с главой 23 БК РФ.

Расходы бюджета ПФР в части, превышающей средства от уплаты страховых взносов, компенсируются ПФР за счет бюджетных ассигнований. Причинами такого превышения расходов могут, в частности, быть демографическая ситуация в стране, когда число пенсионеров сильно возрастает, или рост задолженности страхователей по уплате начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц.

Так, ФЗ от 01.12.2014 N 385-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в числе основных характеристик бюджета ПФР на 2015 г. установлен объем дефицита бюджета ПФР в сумме 622978417,0 тыс. руб., в том числе объем дефицита бюджета ПФР в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 221122617,6 тыс. руб. и объем дефицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 401855799,4 тыс. руб.

На плановый период объем профицита бюджета ПФР составляет: на 2016г. - 93115542,2 тыс. руб., в том числе объем дефицита бюджета ПФР в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 37877382,4 тыс. руб. и объем профицита бюджета ПФР в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 130992924,6 тыс. руб.; на 2017г. - 169387971,2 тыс. руб. в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.

Таким образом, учитывая выявленные особенности публично-правового статуса Пенсионного фонда РФ, представляется обоснованным определять финансово-правовой статус исследуемого государственного внебюджетного фонда исходя из концепции юридических лиц публичного права как публично-правового субъекта, не являющегося органом государственной власти, но обладающего государственно-властными полномочиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проанализировав правовой статус Пенсионного фонда РФ, следует заключить следующее:

1. В настоящее время Пенсионный фонд РФ продолжает оставаться законодательно неопределенным. Более того, он функционирует на основе нормативного акта, принятого еще до действующей Конституции РФ (пусть даже в части, не противоречащей действующему законодательству). А отдельные нормы, закрепляющие конкретные аспекты его правового положения, рассредоточены в различных отраслях законодательства. Это в свою очередь негативно сказывается как на стабильности правового положения ПФР, так и на эффективности деятельности данного государственного учреждения.

2. Как показывает практика, реализация названных полномочий Пенсионного фонда и его территориальных отделений сталкивается с рядом проблем, являющихся следствием пробелов и коллизий в законодательстве. В результате наблюдается рост задолженности по уплате страховых взносов, и, как следствие, снижается эффективность управления средствами пенсионной системы. Это говорит о недостаточности контрольных полномочий ПФР по сравнению с налоговыми органами. Например, органы ПФР до сих пор не наделены правами на получение информации по счетам страхователя и на приостановление операций по счетам плательщиков, у него ограничены сроки проведения выездных проверок, отсутствует право на проведение повторной проверки, не установлена уголовная ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах.

3. Дефекты современной пенсионной системы провоцируют социальное напряжение в обществе, утрату доверия к власти и формируют общественные ожидания, в основе которых лежат представления людей о социальной справедливости, об обязанности государства гарантировать каждому, кто вносил свой вклад в создание национального богатства, достойной старости, а тем, кто не трудился по каким-то причинам, но стал нетрудоспособным, удовлетворительных условий жизни.

4. В функционировании Пенсионного фонда имеются существенные проблемы и недостатки. Для их решения следует проводить целый комплекс мер. Основным направлением решения проблем может стать создание и развитие самостоятельных пенсионных систем в каждом регионе, благодаря чему будут учитываться индивидуальные характеристики каждого региона и уже потом вводить изменения в обобщенную систему. Это позволит эффективнее выполнять основную цель деятельности Пенсионного фонда – достойное пенсионное обеспечение. В результате этого качество жизни пенсионеров улучшится, а также произойдет экономическое и социальное развитие регионов страны.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно-правовые акты

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // СПС «Консультант Плюс»
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. N 31. ст. 4398.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. ст. 3301.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. ст. 3823.
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых пенсиях" // Российская газета. N 296. 2013.
  7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О накопительной пенсии" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). ст. 6989.
  8. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 14. ст. 1401
  9. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. ст. 4832
  10. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. ст. 3028
  11. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (1 ч.). ст. 19.
  12. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" // "Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. ст. 3686
  13. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). ст. 6249.
  14. Федеральный закон от 01.12.2014 N 385-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 49 (часть VI). ст. 6894.
  15. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. ст. 2790.
  16. Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 49 (ч. 1). ст. 7038
  17. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3936.
  18. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 16.01.2016) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 26. ст. 3528.
  19. Приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета. N 6. 2015.
  20. Приказ Минтруда России от 16.01.2017 N 38н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" // Российская газета. N 64. 2017.
  21. Постановление ВС РСФСР от 22 декабря 1990 г. N 442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 415.
  22. Постановление ВС РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1 "О Временном положении о Пенсионном фонде РСФСР и Порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 6. Ст. 82.
  23. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. ст. 180.
  24. Постановление Правления ПФ РФ от 09.10.2000 N 118 "О создании Управлений ПФР в федеральных округах" // Вестник Пенсионного фонда России. N 1. 2001.