Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Если предприятие долгое время находится в застое, его продуктивность снижается, это может вызвать недовольство клиентов. А в дальнейшем поставить вопрос о целесообразности существования. Поэтому, чтобы совершить качественный переход к дальнейшему развитию, необходимы изменения и нововведения. По моему мнению, они должны быть передовыми, но лучше, по эффективности опережающими будущее и другие организации. Изменения и нововведения могут быть сформированы самой организацией, либо продиктованы временем и требованиями клиентов.
Для проведения изменений в компании нужно, чтобы изменились сами люди, управляющие и персонал. Их мышление, поведение. В противном случае, категорически отказавшиеся меняться люди, меняются на людей более подходящих.
Могут меняться и обновляться орудия труда, способы производства. Изменения могут заключаться в перестановке мебели. А нововведения в новой мебели с новыми функциями, служащей новым целям. Могут быть изменения в режиме и графике работы. А нововведения в пропускной системе. Возможно даже перепрофилирование всей организации. Её ликвидация или объединение, уменьшение либо экспансия.
По моему мнению, для того, чтобы понять, как управлять процессами изменений и нововведений в целом. Необходимо, рассмотреть и качественно отладить один локальный процесс, одной организации.
В качестве объекта исследования курсовой работы, выступает: управление процессом реализации изменений и нововведений. В главах курсовой, подробно разбирается, что из себя представляют процессы изменений, нововведений и как ими управлять. Попутно решаются задачи: какими бывают изменения? Чем отличаются изменения от инноваций и нововведений? Как персонал относится к изменениям? Какие существуют модели внедрения изменений?
Для написания курсовой работы, были выбраны несколько целесообразных, современных литературных источников, таких, как: учебные и методические пособия, курсы дистанционного обучения. Я считаю, что именно в этих источниках достаточно материала, который изложен, развёрнуто и доступно для усвоения.
Понятие изменений, инноваций и нововведений
Природа, виды изменений
Изменение – феномен, непрерывно происходящий в живых системах, в том числе и в социальных – в организациях. Изменения всегда были присущи существованию человечества. Каждое происходящее изменение вызывает серию последующих изменений. Изменения внутри организации обычно происходят как реакция на изменения во внешней среде [1, 4, 5].
Термин «изменение» определяется как действие по замене одного чем-нибудь другим (придать чему-либо другое положение, задать чему-либо другое направление или курс; совершить сдвиг от одной позиции к другой; модифицировать, трансформировать, заменить, перевести в другое качество).
Изменения применительно к организациям (организационные перемены) означают внедрение новых методов и технологий с тем, чтобы преобразовать деятельность организаций в соответствии с изменяющимися требованиями рынка или извлечь выгоду из возможностей, созданных в конкретной ситуации. Организационные перемены можно также охарактеризовать как сознательные действия руководства по улучшению работы структурных подразделений или организации в целом по важным для них направлениям [1, 4, 5].
Изменения в организации могут происходить постепенно или, наоборот, очень резко, кардинально, приводя организацию как к положительному, так и отрицательному результату. В связи с этим выделяют изменения (перемены) первого и второго порядка [1, 4, 5].
Изменения первого порядка (плановые) происходят в организации постоянно, они обеспечивают возможность роста и развития. Сама деятельность организации в результате осуществления таких изменений может не меняться. Примерами могут быть:
- новые методы стерилизации медицинского инструментария;
- новые методики проведения акушерско-гинекологических операций;
- ведение пациентов на основе стандартов оказания медицинской помощи и др.
Такие изменения улучшают качество медицинского обслуживания, но деятельность учреждения здравоохранения в целом от этого не меняется.
Изменения второго порядка (спонтанные, непостоянные изменения) могут привести к сильным разрушениям в организации, в результате чего организация либо прекращает свое существование, либо начинает функционировать по-другому [1, 4, 5].
Также при внедрении изменений важно осознавать, какие силы вызывают необходимость этого изменения. Это могут быть силы, как из внутренней среды, так и из внешней среды организации. Существует немало внешних сил, на действие которых учреждения здравоохранения должны реагировать: законы правительства, новые технологии, экономические факторы, общественные потребности. Силы, ведущие к изменениям, которые зарождаются внутри организации или индивида, являются внутренними силами. Например, в учреждении здравоохранения эти силы могут быть следствием приобретения новых знаний и развития новых методов оказания акушерско-гинекологической помощи населению [1, 4, 5].
Управление переменами – структурированный процесс, задача которого предложить и внедрить изменения в соответствии с техническими и экономическими возможностями организации.
В настоящее время отрасль здравоохранения переживает коренные изменения. Медицинские организации вынуждены работать в условиях целого ряда изменений, связанных с состоянием экономики, внедрением рыночных отношений, демографическими сдвигами [1, 4, 5].
Знания об управлении формировались, в основном, эволюционным (постепенным) путем. Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Их часто называют «управленческими революциями» [2].
В этой главе было дано определение термину «изменение». Изменения могут происходить под влияниями разного рода. Как процесс непрерывный и постоянный, требуют осознания, с целью их направления на улучшение деятельности организации.
Отличия изменений от инноваций и нововведений
Большинство стран мира прилагает немало усилий для внедрения инноваций в различных производственных сферах, в т.ч. здравоохранении. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, новых продуктах и услугах, в развитых странах приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта (ВВП) [1].
Появление новых идей и перенос их в практику отечественного здравоохранения есть сложный процесс, в котором проявляются острые противоречия между нарождающимся и отмирающим, между стабильностью и развитием. Применявшиеся в дорыночной экономике административно-командные методы руководства в этих условиях становятся, очевидно, неэффективными. Необходимо формирование системы инновационного менеджмента [1].
Инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие в деятельности профессиональных управляющих (менеджеров). Объектами управления выступают направления инновационной деятельности, связанные с процессами создания, освоения и коммерциализации новшеств. Интерес к этим направлениям, прежде всего, связан с возможностью получения дополнительного дохода от монопольного использования новых технологий или продажи, патентов и лицензий [1].
Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах: как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, как аппарат управления инновациями.
Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.
Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих технологическую схему управления инновациями на различных уровнях [1].
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления, и институт менеджеров – руководителей различного уровня [1].
Термин «инновация» (от англ. innovation – введение нового) появился в ХIХ веке в исследованиях культурологов и означал проникновение некоторых элементов одной культуры в другую.
Виды инноваций, различающиеся по областям применения:
– технические – появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
– технологические – возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
– организационно-управленческие – связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
– информационные – решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности
и оперативности получения информации;
– социальные – направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры [4].
Основоположником понятия «инновация» принято считать австро-американского экономиста и социолога Йозефа Шумпетера (1883 – 1950), который утверждал, что инновация – новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке.
На сегодняшний день понятие «инновация» имеет множество различных
определений, среди которых:
- процесс улучшения путем внесения новшеств;
- введение чего-либо нового;
- новая идея, метод или устройство;
- успешное использование новых идей;
- изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;
- целенаправленное изменение экономического или социального потенциала предприятия;
- нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной и иных областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.
Этот перечень определений инновации можно было бы еще продолжать. Однако приведенные здесь примеры позволяют выявить наиболее существенное различие между разными определениями, которое заключается в существовании двух подходов:
- инновация – результат творческого подхода;
- инновация – результат внедрения новшеств.
Таким образом, непременными свойствами (признаками) инновации выступают научно-техническая новизна, практическая применяемость и экономическая полезность [1].
Для инновации в равной мере важны все три описанных выше свойства. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе [1].
Мы будем рассматривать инновацию (нововведение) как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности [1].
Как показывает мировой опыт, устойчивое развитие организации в долгосрочном периоде зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от масштабов инновационной деятельности, которая связана с разработкой, внедрением, использованием различных новшеств.
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на воплощение результатов научных исследований и научно-технических разработок в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности [1].
Следовательно, инновационная деятельность охватывает многие сферы экономики, науки, техники, управления. Основной целью инновационной деятельности является создание, накопление и развитие научно-технического потенциала организации, обеспечивающее ее конкурентоспособность, экономическую безопасность и развитие [1].
Другими словами, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность работ по созданию и распространению инноваций.
Основными видами инновационной деятельности являются:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- технологические работы, подготовка и проведение промышленных испытаний;
- приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;
- инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;
- сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;
- маркетинг, подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.
Выделяют три направления инновационной деятельности: активное, реактивное, пассивное [1].
Активное направление связано с наличием выработанной долговременной
стратегии, основанной на детальном изучении положения организации на рынке (сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы со стороны конкурентов). Другими словами, активное направление инновационной деятельности связано с приобретением организацией конкурентного преимущества [1].