Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (Задачи, предмет и объекты бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты организации бухгалтерского и налогового учета

1.1. Задачи, предмет и объекты бухгалтерского учета

1.2. Понятие и сущность налогового учета

1.3. Отличия бухгалтерского и налогового учета

1.4. Методология бухгалтерского и налогового учета и учетная политика организации

2. Практика организации бухгалтерского и налогового учета в ООО «Центр безопасности информации»

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии

2.3. Организация налогового на предприятии

3. Направления улучшения бухгалтерского и налогового учета в ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ»

3.1. Совершенствование системы бухгалтерского учета на предприятии

3.2. Выбор оптимальной модели налогообложения в целях снижения уровня налоговой нагрузки на предприятии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, поскольку в условиях экономической самостоятельности и самофинансирования она выступает одним из решающих критериев оценки эффективности деятельности. Доходы и расходы организации - это основные факторы, влияющие на получение прибыли и, следовательно, на величину налогов, уплачиваемых от нее. Поэтому регулирование учета доходов и расходов признается одним из важнейших элементов бухгалтерского и налогового законодательства и традиционно представляется областью научных исследований.

В настоящее время требования документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов и положений налогового законодательства имеют определенные отличия. Различны не только правила признания доходов и расходов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения, но и их классификация, способы оценки, порядок распределения между отдельными отчетными периодами, а также порядок определения налогооблагаемой прибыли. И хотя отдельные различия носят лишь формальный характер, налоговыми нормативными документами для учета фактов, связанных с возникновением и исполнением налоговых обязательств, организациям предписывается ведение бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с вышеизложенным, целью курсовой работы является выявление отличий бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты организации бухгалтерского и налогового учета.

2. Исследовать практику организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

3. Разработать направления улучшения бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

Объектом исследования курсовой работы являются бухгалтерский и налоговый учет.

Предмет исследования – отличия между бухгалтерским и налоговым учетом.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных ученых в области налогообложения, бухгалтерского и налогового учета: Г.И. Алексеевой, Н.А. Алиева, И.С. Букиной, Л.И. Гончаренко, Л.М. Архипцевой, М.Ф. Ивлиевой, Л.Н. Лысковой, Н.И. Малиса, М.Я. Погорелова, Г.Б. Поляка, Е.Е. Смирновой и др.

Методологической основой исследования послужил системный подход, который, с одной стороны, позволяет рассмотреть модели организации бухгалтерского и налогового учета в качестве самостоятельных исследовательских процессов, а с другой стороны в качестве элементов системы учетной политики.


Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 29 источников, приложения. Работа содержит 16 таблиц и 7 рисунков; основной текст изложен на 36 листах.

1. Теоретические аспекты организации бухгалтерского и налогового учета

1.1. Задачи, предмет и объекты бухгалтерского учета

Бухгалтерский учёт - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

- выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

- контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;

- контроль целесообразности хозяйственных операций;

- контроль наличия и движения имущества и обязательств;

- контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Внешние пользователи бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.

Предмет бухгалтерского учета – хозяйственная деятельность организации. Объектами, или составными частями бухгалтерского учета являются: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы, мнимые объекты, притворные объекты, иные объекты, в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом.


1.2. Понятие и сущность налогового учета

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации в целях определения налоговой базы по налогу, основываясь на данных первичных документов, которые сгруппированы в соответствии с предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) порядком. Цели ведения налогового учета демонстрирует рисунок 1.

Рис. 1. Цели ведения налогового учета

Объекты налогового учета являются имуществом, обязательствами и хозяйственными операции организаций, оценка стоимости которых служит для определения размера налоговой базы в текущем отчетном налоговом периоде или налоговой базы последующих периодов.

Источники формирования достоверной информации в бухгалтерском и налоговом учете - это первичные учетные документы, которые едины как для бухгалтерского, так и для налогового учета и оформляются в целях осуществления документирования фактов хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Вплоть до 1 января 2013 года все первичные документы оформлялись на основании унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России и иными ведомствами. Начиная с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательны к применению предприятиями и организациями. В настоящее время каждый субъект хозяйствования может составлять и утверждать при составлении учетной политики формы первичных учетных документов, которые необходимы для осуществления документирования фактов его хозяйственной деятельности.

Таким образом, в настоящее время у предприятий и организаций есть возможность применения наравне с унифицированными формами первичных документов их модифицированных форм. В практической деятельности предприятий и организаций утверждаются в составе их учетной политики группы первичных документов, которые представлены на рисунке 2.

В случае утверждения форм первичных учетных документов следует учитывать требования законодательства, которые установлены к оформлению таких документов (ст. 9 Закона о бухучете).

В первичных учетных документах должны содержаться обязательные реквизиты, которые представлены на рисунке 3.

Рис. 2. Группы первичных учетных документов

Рис. 3. Обязательные реквизиты первичных учетных документов


Составление первичных учетных документов должно осуществляться в процессе совершения фактов хозяйственной жизни, а если такое не возможно, то сразу же после их окончания. Определяет формы первичных учетных документов руководитель хозяйствующего субъекта на основании представления должностного лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы принято разделять на две группы (рисунок 4).

Рис. 4. Группы первичных учетных документов

Первичные учетные документы, которые используются для ведения бухгалтерского и налогового учета, можно разделить на основные виды, которые зависят от вида хозяйственных операций (таблица 1).

Таблица 1

Виды первичных учетных документов

Из-за того, что с 2013 года любой налогоплательщик имеет право утверждать в составе учетной политики для бухгалтерского учета своего предприятия документы, следует уделять повышенное внимание процессам контроля входящих первичных учетных документов. В случае некорректного оформления первичных документов в налоговом учете контролирующие органы могут не признать расходы в виде, связанные с покупной стоимостью товарно-материальных ценностей при их реализации, суммой амортизационных начислений основных средств, суммой налога на прибыль, вычетом по НДС и прочими.

1.3. Отличия бухгалтерского и налогового учета

Разница между налоговым и бухгалтерским учетом приводит к необходимости параллельного ведения этих двух видов финансового учета. Разберем, в чем проявляется эта разница, почему она возникает и к чему может привести.

Определение бухучета дано в главном бухгалтерском нормативном документе — в п. 2 ст. 1 закона № 402-ФЗ о «О бухгалтерском учете». Согласно указанной норме бухучет заключается в систематическом формировании документированных сведений о хозяйственной деятельности субъектов и составлении на основе этих сведений бухгалтерской отчетности.

Таким образом, основная цель бухучета — формирование отчетных источников, отражающих финансовое состояние хозяйствующего субъекта (организации или ИП) и позволяющих внутренним и внешним пользователям судить о результатах его деятельности.

Именно на основании бухгалтерской отчетности кредитор принимает решение о предоставлении потенциальному заемщику кредита или займа. Удовлетворительные данные бухгалтерской отчетности позволят организации принять участие в аукционе или конкурсе, а инвесторы на ее основании смогут оценить, есть ли смысл вкладывать в компанию средства.


Не менее интересна информация, зафиксированная в бухгалтерской отчетности, и внутренним пользователям: на ее основании учредители и руководство принимают взвешенные управленческие решения.

А теперь посмотрим, кто должен вести бухучет — об этом расскажет ст. 6 закона 402-ФЗ. В данном случае исключение сделано только для двух категорий субъектов: ИП (а также частных лиц) и иностранных представительств, если они ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным законодательным порядком. Кроме того, предусмотрена возможность ведения бухучета в упрощенном варианте для некоторых субъектов: малых предприятий, некоммерческих организаций, участников проекта «Сколково».

Все остальные лица обязаны вести бухучет в общем порядке, руководствуясь специальными правилами, закрепленными в плане счетов и положениях бухгалтерского учета (ПБУ), нормы которых регламентируют те или иные направления бухгалтерской учетной деятельности.

Существует еще одна особенность бухгалтерского учета — практически всегда он ведется только методом начисления (п. 5 ПБУ 1/2008): хозяйственные операции отражаются в том периоде, в котором они совершались, независимо от того, в каком периоде по ним были произведены денежные расчеты. Исключение сделано только для представителей малого предпринимательства (п. 5 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2012), которым разрешено вести бухучет кассовым методом. Однако на практике кассовый метод в бухучете возможно применять только в случае «ручного» ведения бухгалтерии: ни в одной из профессиональных бухгалтерских программ такая возможность не реализована.

И еще один нюанс. В бухгалтерском учете очень четко просматриваются особенности, определяющие различия в его ведении предприятиями разных отраслей и форм собственности. Так, например, план счетов для коммерческих организаций утвержден приказом Минфина от 31.10.2004 № 94н, а план счетов для бюджетников — приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н.

Рассмотрим, в чем отличие налогового учета от бухгалтерского. Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к главному налоговому нормативному акту — Налоговому кодексу РФ. Определение налогового учета дано в ст. 313 НК РФ: это система обобщения сведений для исчисления налогов на основании первичной документации в соответствии с правилами, предусмотренными НК РФ.

На основании данных налогового учета составляется налоговая отчетность, основными пользователями которой являются налоговые органы, через них государство осуществляет контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов.