Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (Задачи, предмет и объекты бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты организации бухгалтерского и налогового учета

1.1. Задачи, предмет и объекты бухгалтерского учета

1.2. Понятие и сущность налогового учета

1.3. Отличия бухгалтерского и налогового учета

1.4. Методология бухгалтерского и налогового учета и учетная политика организации

2. Практика организации бухгалтерского и налогового учета в ООО «Центр безопасности информации»

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии

2.3. Организация налогового на предприятии

3. Направления улучшения бухгалтерского и налогового учета в ООО «ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ»

3.1. Совершенствование системы бухгалтерского учета на предприятии

3.2. Выбор оптимальной модели налогообложения в целях снижения уровня налоговой нагрузки на предприятии

Заключение

Список использованной литературы

Таким образом, если конечная цель бухгалтерского учета — представление информации об экономическом состоянии субъекта заинтересованным лицам, то для налогового учета этой целью будет фискальная, надзорная функция государства, заинтересованного в максимальном пополнении бюджета.

Налоговый учет, в отличие от бухгалтерского, в части обязанности его ведения не делает никаких уступок и не освобождает никакие субъекты: вести налоговые регистры обязаны и ИП, и частнопрактикующие лица, и крупные корпорации.

Не делает различий налоговое законодательство ни по отраслевой специфике, ни по организационной: субъекты всех форм собственности и сфер деятельности применяют положения одного и того же НК РФ.

Следующий момент. Если бухучет, как мы выяснили ранее, фактически использует только метод начисления, то в НК РФ для определения доходов и расходов закреплены два учетных метода: и кассовый (ст. 271), и начисления (ст. 272–273).

Как видим, различий между рассматриваемыми видами учета немало. Итогом же таких расхождений становится возникновение разницы между показателями бухгалтерского и налогового учета, проявляющееся прежде всего в расчете основного налога — на прибыль. От того, насколько правильно такая разница будет квалифицирована и учтена, зависит корректность определения налоговой базы.

1.4. Методология бухгалтерского и налогового учета и учетная политика организации

Методология учета - это совокупность специальных приемов и методов, применяемых в процессе ведения учета. Методологию учета устанавливают нормативные документы, а раскрывают ее предприятия и организации в своей учетной политике.

Понятие «учетной политики» устанавливается законодательно по бухгалтерскому учету - ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждены приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), в котором устанавливаются правила формирования и раскрытия учетной политики предприятий организаций для осуществления бухгалтерского учета.

Понятие же «учетная политика для целей налогообложения» было введено в главу 25 НК РФ в 2007 году. Учетная политика для целей налогообложения является выбранной налогоплательщиком совокупностью допускаемых НК РФ способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, учета других требуемых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ). При этом приведенное определение получило распространение только на налоговый учет налога на прибыль.


В статьях 167 и 313 НК РФ устанавливаются общие требования к учетной политике налогового учета (рисунок 5).

Рис. 5. Общие требования к учетной политике налогового учета

Внесение изменений в ученую политику разрешается налогоплательщику в случаях, представленных на рисунке 6.

Рис. 6. Случаи изменения учетной политики

Формирование УПНУ должно основываться принципах, которые установлены в НК РФ, а также принципах, которые заимствованы из законодательства по бухгалтерскому учету. Ведение налогового учета осуществляется в соответствии с базовыми принципами, которые установлены НК РФ. Данные принципы являются аналогичными принципам ведения бухгалтерского учета, которые изложены в ПБУ 1/2008 (п. 5 и 6) (Приложение 1).

Считается целесообразным дополнение базовых принципов ведения налогового учета следующими принципами, которые заимствованы из законодательства по бухгалтерскому учету:

1. Принцип приоритетности содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008) является принципом бухгалтерского учета, но при этом является актуальным и для налогового учета. Данный принцип предполагает наличие отражения в налоговом учете фактов хозяйственной деятельности, с учетом не столько их правовой формы, сколько их экономического содержания и условий ведения хозяйственной деятельности.

Нарушение названного принципа в бухгалтерском учете может повлечь искажение показателей бухгалтерской отчетности, а далее в случае существенных искажений – модифицированное заключение аудитора или вовсе отказ от выдачи аудиторского заключения. Нарушение рассматриваемого принципа в налоговом учете влечет наступление налоговых последствий при условии переквалификации сделок налоговыми органами, т.е. изменения самой сути сделки в целях налогообложения.

2. Принцип рациональности (заимствован из пункта 6 ПБУ 1/2008). Данный принцип означает рациональное осуществление налогового учета, в соответствии с условиями хозяйствования и величиной предприятия (соотношение затрат и выгод). Это означает, что дополнительные затраты, связанные с ведением налогового учета, налоговой оптимизацией (в рамках действующего законодательства), не должны быть больше экономической выгоды, которую можно получить от такой оптимизации.

В процессе формирования УПНУ необходимо отражать только те элементы учетной политики, которые обладают по отношению к ней практической значимостью. В практической деятельности в УПНУ включают выдержки из НК РФ, которые не имеют альтернативных вариантов использования, т.е. в УПНУ происходит установление тех элементов, которые должны применять любые налогоплательщики.


Аналогично учетной политике для бухгалтерского учета, УПНУ должна раскрываться в организационном и методическом аспектах (рисунок 7).

Рис. 7. Организационные и методические аспекты учетной политики налогового учета

Учетная политика определяет правила учета в организации. Это совокупность способов учета, которые организация для себя выбрала.

В пункте 2 статьи 8 закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Если какая-то особенность, способ учета в законе не прописаны, организация самостоятельно его разрабатывает и закрепляет в учетной политике.

Нужно составлять учетную политику для целей налогообложения и бухгалтерского учета. Если организация не обязана вести бухучет, то и учетную политику для целей такого учета можно не делать. Налоговую учетную политику составляют и предприниматели.

Учетной политикой занимается главбух или тот, на которого руководитель организации возложил обязанности по ведению учета.

Требования к учетной политике для бухучета содержатся в ПБУ 1/2008. В 2018 году оно серьезно изменилось.

Правила составления учетной политики для целей налогообложения регламентированы в Налоговом кодексе.

Руководитель организации утверждает учетную политику. Вообще, учетная политика делается один раз, при создании организации. В статье 8 закона о бухучете сказано, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а потом уже вносятся изменения в нее, которые утверждаются приказом.

Пунктом 6 статьи 8 закона о бухгалтерском учете установлено, что учетная политика может меняться при следующих условиях:

1) при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Изменения учетной политики на следующий год утверждаются обычно в декабре.

Таким образом, конечная цель бухгалтерского учета — представление информации об экономическом состоянии субъекта заинтересованным лицам, то для налогового учета этой целью будет фискальная, надзорная функция государства, заинтересованного в максимальном пополнении бюджета.


Налоговый учет, в отличие от бухгалтерского, в части обязанности его ведения не делает никаких уступок и не освобождает никакие субъекты: вести налоговые регистры обязаны и ИП, и частнопрактикующие лица, и крупные корпорации.

2. Практика организации бухгалтерского и налогового учета в ООО «Центр безопасности информации»

2.1. Общая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Центр безопасности информации» учреждено на основании общего собрания акционеров Протоколом №1 от 26 августа 2011 года в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Участниками общества и его учредителями являются два физических лица. Уставный капитал Общества равен 10000 рублей и разделен между двумя учредителями поровну. Высшим органом управления является общее собрание участников общества.

Приказом № 3 от 30 декабря 2016 года «Об учетной политике организации ООО «Центр безопасности информации» на 2017 год» утверждена учетная политика, где указано, что

1) бухгалтерский учет ведется бухгалтером.

2) утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.

3) утвержден состав и обязанности постоянно действующей комиссии для принятия на учет вновь поступивших основных средств, списания с баланса основных средств вследствие их физического или морального износа, определения срока полезного использования. Также утверждены учетная политика в целях налогообложения.

Организация ведет налоговый учет с использованием данных бухгалтерского учета и налоговых регистров. Регистрами налогового учета доходов и расходов признаются распечатки: по счету 90 «Продажи»; по счету 91/1 «Прочие доходы»; по счетам 20,26, 44.Организация бухгалтерского учета ведется в соответствии с законодательством, нормативными документами и с использованием программы 1С: предприятие.

Основные экономические показатели деятельности ООО «Центр безопасности информации» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные экономические показатели деятельности ООО «Центр безопасности информации» в 2015 – 2017 годах


Показатели

2015г. (тыс. руб.)

2016г. (тыс. руб.)

2017г. (тыс. руб.)

Отклонение 2017/2015

Выручка

252,0

872,0

8686,0

+7814

Себестоимость

281,0

760

6444,0

+5684

Прибыль (убыток)

Чистая прибыль

-63

46

1905

+1859

Валюта баланса

128

202

1979

+1777

Собственный капитал

107

142

1979

+1837

Численность

2

3

5

+2

Рентабельность (%)

-25

5,3

21,9

+16,6

За анализируемый период предприятие ООО «Центр безопасности информации» работало прибыльно. Выручка выросла с 252 тыс. руб. в 2014 году до 8686,0 тыс. руб. в 2017 году, т.е. в 34 раза, соответственно себестоимость продаж увеличилась в 22,8 раза. Прибыль до налогообложения выросла с 97,0 тыс. руб. до 2241,0 тыс. руб. Чистая прибыль с убытка 63,0 тыс. руб. превратилась в прибыль 1905,0 тыс. руб. Валюта баланса на 01.01.2017 года составляет 1979 тыс. руб. против 128 тыс. руб. на 01.01.2016 года. Собственный капитал вырос на 1872 тыс. руб. и составил 1979 тыс. руб. Средняя заработная плата в организации составляет по административному аппарату 30000 рублей, прочим категориям 8000 рублей. Рентабельность услуг в 2017 году составила 21,9%.

Предприятие является налогоплательщиком, в 2014 году применяло общую систему налогообложения, с 2015 года применяло упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», с 2016 года с объектом «доходы минус расходы» уплачивает следующие налоги и взносы:

- страховые взносы во внебюджетные фонды;

- единый налог.

2.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации с соблюдением законодательства при выполнении хозяйственных операций несет директор. Обязанность по ведению бухгалтерского учета возложена на главного бухгалтера ООО «Центр безопасности информации».