Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Анализ системы мотивации персонала организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках управления персоналом замдиректора по коммерческой работе выполняет следующие функции:

- ведет учет личного состава предприятия;

- оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством;

- формирует и ведет личные дела работников;

- осуществляет контроль за состоянием трудовой дисциплины в организации и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка;

- в установленном порядке представляет табель, содержащий сведения о фактически отработанном времени, сверхурочных часах работы, нарушениях трудовой дисциплины;

- регулирует вопросы развития персонала.

Кроме того, совместно с главным бухгалтером предприятия, а также директором вносит предложения и разрабатывает систему мотивации работников.

С каждым человеком, принятым на работу в ООО «Спецмонтаж» заключаются трудовые договора, в которых оговариваются основные вопросы трудовой деятельности, дисциплины, оплаты труда и т.д.

В ООО «Спецмонтаж» стараются максимально учитывать индивидуальные интересы сотрудников, поскольку малая форма организации это позволяет. В рамках управления персоналом особое внимание уделяется развитию работников, основанное на обучении. Основными целями обучения работников в ООО «Спецмонтаж» являются:

- обеспечение подготовленными работниками, заинтересованными в развитии предприятия;

- повышение потенциала работников;

- решение задач по достижению целей развития предприятия;

- повышение эффективности труда;

- снижение текучести кадров;

- адаптация к новым технологиям (программам).

Обучение персонала осуществляется с применением различных форм и методов, преобладающим среди которых выступает система наставничества. Особенность данной формы организации обучения заключается в том, что опытный работник ООО «Спецмонтаж» становится наставником для нового работника и подготавливает его под свою должность. В дальнейшем происходит совместная работа двух специалистов.

ООО «Спецмонтаж» ставит цель не только обеспечения компании квалифицированными кадрами, но также повышение мотивации работников с целью роста производительности труда.

Рассмотрим систему мотивации, применяемую к работникам предприятия.

Прежде всего, необходимо отметить, что в организации применяется как материальная мотивация, так и нематериальная.

1. Материальная мотивация.

Основу материального стимулирования составляет заработная плата. В состав заработной платы работников включены составляющие, представленные на рисунке 3.


Рисунок 3. Состав заработной платы работников ООО «Спецмонтаж»

Согласно разработанной системе, заработная плата состоит из оклада и бонусно-премиальной части.

Оклад устанавливается в размере на уровне среднерыночной величины по региону.

Премиальное вознаграждения представляет собой выплату коммерческого процента от результатов личных продаж работника.

Бонус выплачивается в виде процента от выполнения плана продаж в целом по отделу.

Коммерческий процент по предприятию установлен в размере 4% от валовой прибыли по личному плану продаж.

Однако для стимулирования ежемесячного выполнения личного плана дополнительно установлен еще плановый коэффициент, который составляет единицу (1,0), в случае, когда работник выполнил план продаж либо перевыполнил его.

В случае, если личный план выполнен частично, плановый коэффициент уменьшается, в той степени, в которой выполнен план (таблица 6).

Коммерческий процент умножается на плановый коэффициент. В результате, даже в случае невыполнения плана, коммерческий процент будет начислен, но в меньшем размере.

Таблица 6

Порядок расчета планового коэффициента

Процент выполнения личного месячного плана продаж

Плановый коэффициент

100% и свыше

1,0

90 - 99,99%

0,9

80 - 89,99%

0,8

70-79,99%

0,7

60-69,99%

0,6

Менее 60%

0,5

Так, например, работник по итогам месяца обеспечил поставку продукции на сумму 275 тыс. руб. при личном плане продаж в 250 тыс. руб. То есть, выполнение плана составило [275 тыс. руб./250 тыс. руб.] 110%. Соответственно, работнику начислен коммерческий процент в полном объеме 4%.

В другом случае, при личном плане в 250 тыс. руб. работником обеспечено только 235 тыс. руб. продаж. То есть, процент выполнения задания составил [235 тыс. руб./ 250 тыс. руб.] 94%. Соответственно, коммерческий процент по итогам месяца будет начислен в размере: 4% * 0,8 = 3,2%.

Начисление бонуса производится в ООО «Спецмонтаж» в следующем порядке. Бонусное вознаграждение для работников отдела составляет 15 тыс. руб. в месяц и разбивается на 3 части:

- первая часть бонуса в 5 тыс. руб. начисляется только в случае, когда к 15-му числу отчетного месяца план продаж на отдел выполнен на 50 % или более;

- вторая часть бонуса в размере 5 тыс. руб. начисляется в случае, когда к 25-му числу месяца план продаж на отдел выполнен на 90 % или более,


- третья часть бонуса в размере 5 тыс. руб. начисляется в случае, когда по итогам отчетного месяца план продаж на отдел выполнен полностью или перевыполнен.

Кроме того, в рамках оплаты труда в организации за работниками сохраняется социальный пакет в виде выплаты пособий по временной нетрудоспособности и т.д.

Также к инструментам материальной мотивации относятся:

- оплата мобильного телефона;

- оплата проездных документов;

- оплата абонементов в фитнесс-клуб/бассейн, по выбору.

2. Нематериальная мотивация.

В рамках нематериальной мотивации работников ООО «Спецмонтаж» можно выделить следующие:

- обучение персонала;

- наличие комнаты отдыха, меблированной и оборудованной техникой для приготовления/разогрева пищи, принадлежностями для чая и кофе и т.д.;

Одним из важных инструментов нематериальной мотивации в организации является обучение персонала. Обучение производится на специализированных курсах по управлению продажами. Руководство ООО «Спецмонтаж» понимает, что постоянное совершенствование и улучшение навыков в сфере продаж является основой развития не только работника, но также и компании в целом. Кроме того, благодаря повышению квалификации и повышению качества работы, формированию способности автономной работы сотрудник может рассчитывать на повышение в должности, и соответственно, материальной составляющей мотивации.

Таким образом, в ООО «Спецмонтаж» применяется достаточно понятная система мотивации работников, основанная на материальном и нематериальном стимулировании.

Вопрос о мотивах, побуждающих людей к работе, считается довольно простым и часто сводится к предложению денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. Однако мотивация является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Чтобы создать реальную и эффективную мотивацию работников, следует определить, каковы же на самом деле потребности и обеспечить способ их удовлетворения при условии хорошей работы.

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала организации

На любом предприятии в современных условиях грамотный подход к формированию системы мотивации работников позволяет повысить эффективность работы организации при одновременном снижении уровня текучести кадров. В свою очередь отсутствие должного внимания к системе мотивации ведет к краху предприятия. Соответственно, возникает вопрос о совершенствовании системы мотивации.


Прежде всего, необходимо указать на необходимость создания мотивационной среды в организации. Мотивационная среда - это совокупность всех имеющихся условий, которые оказывают влияние на усилия работников и направленность их действий для достижения цели предприятия.

Оптимальная мотивационная среда должна обеспечить понимание работником взаимосвязи между результатом его деятельности и уровнем вознаграждения, который он ожидает.

Однако для формирования мотивационной среды должны быть созданы определенные условия:

- прежде всего, результаты вознаграждения должны быть зафиксированы. То есть каждый работник должен четко понимать и знать, какие цели являются для предприятия главными, цель должны быть определена в измеримых величинах, чтобы сотрудник был уверен в однозначности и объективности оценки результативности его труда по известным показателям;

- важным является также, чтобы требования к работникам также были зафиксированы документально. Поскольку достигнуть целей организации можно не только в виде конкретного результата, но также и благодаря участию в деятельности в определенной форме. Соответственно, четко должно быть прописано, какое участие и какие результаты будут поощряться и вознаграждаться;

- это же касается и ожидаемых последствий. При оценке последствий своей деятельности сотрудник предприятия должен быть уверен, что существует определенная и не случайная связь между необходимым результатом и ожидаемыми последствиями.

Проведенное исследование системы мотивации работников ООО «Спецмонтаж» показало, что она не является эффективной, поскольку производительность труда в компании снижается на протяжении 3 лет (за период 2016-2018 гг.). Кроме того, в процессе исследования выявлено недовольство работниками уровнем своей оплаты труда.

Среди возможных последующих недостатков применяемой в ООО «Спецмонтаж» системы мотивации можно указать также на следующие:

- работник может быть не заинтересован в расширении имеющейся клиентской базы, поскольку для выполнения личного плана, а также плана продаж по отделу достаточно тех клиентов, которые уже есть;

- при использовании фактической системы мотивации в организации не развивается система продвижения продукции, поскольку работнику абсолютно неважно, какую продукцию продавать для того, чтобы выполнять план. В результате на складе происходит накопление продукции, пользующейся меньшим спросом;

- в системе мотивации ООО «Спецмонтаж» отсутствуют штрафы, что сказывается на своевременности выполнения заданий;


- в организации внутри отделов возможно назревание конфликтов, поскольку у работника, который ведет более крупных клиентов, план выполняется быстрее;

- работа в ООО «Спецмонтаж» по своей сути достаточно однообразна вследствие ее специфики, в результате возможно возникновение ситуации с «выгоранием» сотрудников и эмоциональной нестабильностью.

С целью совершенствования системы мотивации нами предлагаются следующие мероприятия.

Прежде всего, часть недостатков можно ликвидировать путем

применения некоторых нововведений:

- при получении премии за выполнение личного плана используемый процент распределить на составляющие: процент от продаж по новым клиентам + процент от повторных продаж. Данное мероприятие позволит повысить заинтересованность работников в поиске и привлечении новых клиентов, но также одновременно и уровень качества их облуживания, поскольку от этого зависит, какое количество клиентов повторно вернется за покупкой;

- разработать и применять индивидуальные показатели выполнения работы для различных отделов.

Так, например, для работников по привлечению клиентов в качестве показателей можно использовать следующие:

1. Количество дозвонов.

2. Количество отправленных ИКП (индивидуальные корпоративные программы - специальное предложение компании, позволяющее физическим лицам обслуживаться по корпоративным тарифным планам).

3. Количество клиентов, которые сделали запрос на продукцию.

4. Количество премиум клиентов (премиум - это те покупатели, которые сделали оплаченный заказ).

При этом, премию следует установить в определенной сумме, например, 10 тыс. руб., которая выплачивается в той доле, согласно которой выполнен план по установленным показателям.

Так, согласно примера, работнику по привлечению покупателей доведены следующие плановые значения показателей в течение месяца (таблица 7).

Таблица 7

Предлагаемые плановые показатели работника по привлечению клиентов

Показатель

Плановое значение (в месяц)

Дозвоны

50 (в течение дня)

Отправленные индивидуальные корпоративные программы

100

Заинтересованные клиенты

50

Количество премиум клиентов

10

При этом, предлагаемая премия в 10 тыс. руб. разбивается на 4 части:

- при выполнении плана по показателю дозвона на 100%, работник получает 100% от четверти премии, что равняется [10000*1/4 * 100%] 2500 руб.;