Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Анализ системы мотивации персонала организации ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала организации
1.1. Понятие и сущность мотивации персонала
1.2. Описание технологий мотивации персонала
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала организации
2.1. Общая характеристика деятельности организации
2.2. Анализ существующей системы мотивации персонала
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала организации
- при выполнении плана по показателю отправленных ИКП на 90%, работник получает 90% от второй четверти суммы премии, то есть [10000*1/4 *90%] 2250 руб.;
- при выполнении плана по показателю привлеченности клиентов на 50%, работник получает 50% от третьей части четверти премии, то есть [10000*1/4 * 50%] 1250 руб.;
- при выполнении плана по показателю премиум клиентов на 60%, работник получает 60% от последней четверти, то есть [10000*1/4 * 60%] 1500 руб.
В результате полученная сумма премии составит = 2500 + 2250 + 1250 + 1500 = 7500 рублей.
Таблица 8
Порядок расчета суммы премии за выполнение плана (пример)
Показатель |
Плановое |
Сумма |
Выполнение |
Сумма |
значение (в |
премии, по |
плана, % |
премии за |
|
месяц) |
показателю, руб. |
выполнение, руб. |
||
Дозвоны |
50 (в течение дня) |
2500 |
100 |
2500 * 100% = 2500 |
Отправленные |
100 |
2500 |
90 |
2500*90% = |
индивидуальные |
2250 |
|||
корпоративные |
||||
программы |
||||
Заинтересованные |
50 |
2500 |
50 |
2500*50% = |
клиенты |
1250 |
|||
Количество |
10 |
2500 |
60 |
2500*60% = |
премиум клиентов |
1500 |
|||
ИТОГО |
х |
10000 |
х |
7500 |
Следует указать, что можно изменить удельный вес каждого рассчитываемого показателя, в зависимости от того, какие цели преследует организация. В рассматриваемом случае нами приняты одинаковые удельные веса: по 25% общей суммы премии. Но можно выделить какой-либо един показатель, увеличив его удельный вес. Например, по показателю премиум клиентов увеличили удельный вес до 40%, по показателю дозвона процент премии в общей доле составил 10%, остальные, соответственно, также изменились. В результате распределение будет таким: 10 % + 25 % + 25 % + 40 % (таблица 9).
Обязательным условием грамотной системы мотивации должно стать наличие двух типов показателей:
- показателей усилий - отражают, что и в каком объеме выполнил работник для достижения результатов (количество дозвонов, количество отправленных индивидуальных корпоративных программ). При использовании показателей усилий работник получить премию даже в том случае, если результат не будет достигнут, поскольку известно, сколько усилий было приложено;
- показателей результативности (количество клиентов. Заинтересованных в заказе и количество премиум-клиентов). Указанные показатели необходимы, поскольку усилия без результатов бессмысленны.
Таблица 9
Порядок расчета суммы премии за выполнение плана (пример)
Показатель |
Плановое |
Сумма |
Выполнение |
Сумма |
значение (в |
премии, по |
плана, % |
премии за |
|
месяц) |
показателю, руб. |
выполнение, руб. |
||
Дозвоны |
50 (в течение дня) |
1000 (10%) |
100 |
1000 * 100% = 1000 |
Отправленные |
100 |
2500 (25%) |
90 |
2500*90% = |
индивидуальные |
2250 |
|||
корпоративные |
||||
программы |
||||
Заинтересованные |
50 |
2500 (25%) |
50 |
2500*50% = |
клиенты |
1250 |
|||
Количество |
10 |
4000 (40%) |
60 |
4000*60% = |
премиум клиентов |
2400 |
|||
ИТОГО |
х |
10000 |
х |
6900 |
Для руководства отделов целесообразно перейти на систему мотивации, основанную на целях организации. Основными преимуществами данной концепции являются следующие: сбалансированность разработанных показателей, стимулирование их выполнения; гибкость, прозрачность и понятность применяемой системы; стимулирование активных продаж; фактическое отсутствие ограничения по сумме фонда заработной платы.
Следует также указать на то, что в ООО «Спецмонтаж» имеет место такой недостаток: план по отделу формируется в виде суммы личных планов работников. В результате, если какой-нибудь работник не выполнит свой личный план, происходит срыв плана и в целом по отделу. В связи с этим план по отделу должна быть примерно на 20% ниже суммы личных планов работников.
Еще одним недостатком является то, что в ООО «Спецмонтаж» не учитывается возраст как один из факторов формирования системы мотивации (прежде всего, нематериальной).
Поэтому в качестве совершенствования построим примерную систему нематериальной мотивации для каждой из групп (таблица 10).
Таблица 10
Предлагаемая система мотивации для разных возрастных групп в ООО «Спецмонтаж»
Возрастная группа |
Характеристика группы |
Система мотивации |
1 |
2 |
3 |
17 - 23 года |
студенты, практиканты, стажеры в период профессионального обучения в средне-специальном или высшем учебном заведении, а также на рабочем месте. |
-получение практических навыков и информации от наставников -предложение условий для самоопределения; - регулярные тренинги по Team building, организуемые в игровой форме с выездами на природу |
24 - 35 |
молодые специалисты после окончания учебных заведений, в начале профессиональной карьеры. |
-возможность построения карьеры. -посещение профессиональных образовательных курсов с целью повышения профессиональной компетентности;
|
от 36 и более |
зрелые и опытные профессионалы |
-повышение должностного статуса;
|
Таким образом, для наиболее молодых сотрудников предприятия целесообразно предоставить возможность работы на различных участках работы с тем, чтобы он мог определиться с профессиональной точки зрения. Кроме того, такого работника следует прикрепить к наставнику, который поспособствует решению различных задач особенно в навыках практической работы.
Работники второй группы в большей степени будут мотивированы возможностями карьерного роста и профессионального самоутверждения. В этом случае работник более заинтересован в повышении квалификации и росте компетентности. Кроме того, сильнейшим мотиватором для группы работников в возрасте 24-35 лет является работа над инновационным проектом, применении новых технологий в работе и т.д.
В свою очередь, работники в возрасте 36-60 лет больше всего заинтересованы в получении более высокого должностного статуса, который соответствует его квалификации. Одним из мотиваторов является применение расширенного социального пакета, включающего дополнительно, например, дополнительную медицинскую страховку, оплату обедов, и т.д.
Наиболее серьезным мотиватором выступает возможность передачи накопленного профессионального опыта, то есть работа коуч-руководителем (наставником).
Таким образом, в ООО «Спецмонтаж» имеются возможности по формировании более совершенной системы мотивации работников, основанные не только на улучшении материального стимулирования, но также и нематериального.
Заключение
Мотивация труда, несмотря на различие подходов, является одним из основополагающих методов управления персоналом, побуждающим работников к достижению целей, стоящих перед ними и организацией. Развитие рыночных отношений в России заставляет руководителей изменять существующие методы и формы хозяйствования во всех сферах современного менеджмента, и в первую очередь при управлении мотивацией труда персонала.
Под мотивацией понимают динамическую систему, взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Под внутренними факторами понимаются потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия, ценностные установки и другие психологические компоненты личности. В настоящее время отсутствует четкое и единое понятие мотивации, поскольку разные специалисты в области менеджмента дают свое определение.
На протяжении времени подходы к пониманию мотивации изменялись. И если ранее эффективными считались более простые способы стимулирования (материальные и т.д.), то в современных условиях мотивы работников являются более сложными и трудными для воздействия в процессе управления.
В основе современного развития предприятий лежат инновационные процессы. Разработка и внедрение системы инновационных технологий управления мотивацией работниками предприятия включает выполнение определенных мероприятий по двум направлениям: выработка и обеспечение наиболее комфортных условий трудовой деятельности, а также система мер, направленных на прямое воздействие на выполнение работы сотрудниками.
Управление мотивацией персонала является сложным аналитическим процессом и имеет свои качественные особенности в различных организациях. В связи с этим анализ системы мотивации персонала, оперативное и эффективное управление ею являются залогом благополучия организации в будущем.
Разработка эффективной системы мотивации на предприятии - сложный, трудоемкий процесс. Поэтому важным является особо тщательная ее разработка, необходимо учитывать особенности деятельности предприятия. В любом случае, разработка системы должна быть оптимальной с точки зрения профессионализма и производительности труда работников, но и также с точки зрения экономической целесообразности.
Список литературы
1. Конституция Российской федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (последняя редакция)// СПС «Консультант Плюс»
3. Белошапка, А. И. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие/ А.И.Белошапка. – М: ИНФРА-М, 2017. – 798с.
4. Бекова, Т.И. Проблема адаптации работников на предприятии [Текст]/ Т.И.Бекова// Кадровый менеджмент.- 2017.- №6.- С.24-30.
5. Бирюзкова, И. В. Кадры управления: подбор и оценка [Текст]: учебное пособие/ И.В.Бирюзкова. – М.: Экономика, 2018.- 264 с.
6. Бухалков, М.И. Управление персоналом на предприятии : учеб. пособие / М. И. Бухалков, Н. М. Кузьмина, О. А. Бабордина; под ред. М. И. Бухалкова. - М. : Экзамен, 2017. - 320 с.
7. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадро. вой работе. — М.: Юристъ, 2017. – 287 с.
8. Гайнутдинов, Р.М. Управление персоналом: учеб. пособие / Р. М. Гайнутдинов, Л. И. Гайнутдинова ; МУБиНТ. - Ярославль : Изд-во МУБиНТ, 2018. - 179 с.
9. Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом : учеб. пособие / Ю. Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2018. - 346 с.
10. Егоршин, А.П. Управление персоналом : учеб. / А. П. Егоршин. - 4-е изд., испр. - Н. Новгород : НИМБ, 2017. - 720 с.
11. Егоршин, А.П. Управление персоналом ; Учебник для вузов, 6-е изд. Доп. И перераб. – Н. Новгород : НИМБ, 2017. – 1100с.
12. Кравченко, А. И., Кравченко К. А. Основы менеджмента: Управление людьми. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2017. – 400с.
13. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации/ А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. 2-е изд.стер. – М.: КноРус, 2017. – 359 с.
14. Кибанов, А.Я. Кадровая политика и стратегия управления персоналом / А.Я. Кибанов, Л. Ивановская. – М.: Проспект, 2018. – 60 с.
15. Кибанов, А.Я. Служба управления персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, М.В. Ушакова; под ред. А.Я. Кибанова. – М.: КНОРУС, 2018.- 416 с.
16. Кочеткова, А.И. Основы управления персоналом / А. И. Кочеткова. - М. : ТЕИС, 2018. - 88 с.
17. Кротова, Н.В. Управление персоналом : учеб. / Н. В. Кротова, Е. В. Клеппер. - М. : Финансы и статистика, 2018. - 320 с.
18. Кулапов, М.Н. Управление персоналом : практикум: упражнения, тесты / Под ред. М. Н. Кулапова. - М. : Экзамен, 2018. - 256 с.
19. Лукашевич, В.В. Основы управления персоналом : учеб. пособие / В. В. Лукашевич. - М. : КНОРУС, 2017. - 229 с.