Файл: Цветовая организация произведения Винсента Ван Гога «Сосны на красном небе на закате солнца».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из самых ярких художников является Винсент Ван Гог, поэтому я решила взять тему для курсовой связанную с этим художником. Его произведения актуальны и в наше время, волнуют сердца и вдохновляют. Работы Ван Гога ставят в пример, как образец стиля. Винсент совершил прорыв в изобразительном искусстве.

Его работы опередили время, современники не понимали художника, поэтому он не стал знаменит при жизни, но в 20-21 вв. он как никогда актуален. Сюжеты с картин Ван Гога используются в декоре интерьера, одежды и предметов быта. Даже ребенок знает, кто такой Ван Гог. Мастер создал себя сам. Он придерживался своего стиля и манеры написания, не взирая на каноны и критику. Ван Гог делает ставку на контрасты. Все его картины динамичны и эмоциональны, поэтому они кажутся живыми. Не смотря на то, что картины Винсент начал писать в возрасте 27 лет, за 10 лет своей художественной деятельности создал около 3000 работ, из них 800 маслом.

Художник работал на пределе своих физических и умственных возможностей. На каждую картину Ван Гог тратил 1-2 дня. Такая напряженная работа не прошла для его здоровья бесследно. Сам художник говорил: «Я вложил в свою работу сердце и душу, но в процессе лишился разума». Такой самоотдачей Винсент покорил своих будущих последователей.

Стал одним из основоположников экспрессионизма и абстракционизма. Спустя три года как он начал рисовать, Ван Гог написал брату: « Я полагаю, что мое тело выдержит еще сколько-то лет, скажем от шести до десяти… Я не намерен щадить себя, избегать волнений и трудностей, мне довольно безразлично сколько я проживу… Одно только я знаю твердо – я должен за несколько лет выполнить определенную работу. Я нужен миру лишь постольку, поскольку я должен рассчитаться со своим долгом и выполнить свою задачу, коль скоро я тридцать лет в нем скитался. В благодарность за это я оставлю по себе память – в виде рисунков и картин, которые могут не понравится отдельным группам и школам, но зато полных искреннего человеческого чувства».

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества Винсента Ван Гога в контексте эпохи


В творчестве Ван Гога можно выделить 3 периода.

Первый – голландский. В этот период открыл для себя живопись маслом. Изображал людей и их быт. Цветовое решение этих картин было очень не похоже на его последующие работы. Примером этого периода может служить известная картина «Едоки картофеля» (рис 1.1).

Рис 1.1. «Едоки картофеля».

Второй – парижский. Переезжает в Париж, где знакомится с творчеством импрессионистов. Они оказывают сильное влияние на дальнейшее творчество Ван Гога. Он увлекся яркой цветопередачей, начинает изображать натюрморты и пейзажи. Его работы становятся светлыми и более разнообразными. Этот период был очень продуктивным для художника. Его началом можно считать создание «Портрета папаши Танги» (рис. 1.2).

Рис. 1.2. «Портрет папаши Танги».

Зимой 1886 года начинается поздний период.

В начале 1888 года Ван Гог находился в крайней стадии депрессии. Такому состоянию способствовала неудачная попытка создания братства художников-единомышленников, работающих для будущих поколений «Мастерской Юга». Его все раздражало, на фоне постоянных сор с другом Полем Гогеном и чрезмерного употребление алкоголя у художника начала прогрессировать душевная болезнь. Винсент стал очень агрессивен, во время очередного припадка он чуть не убил друга и травмировал сам себя, отрезав мочку уха. Все происходящее сильно напугало не только близких художника, но и простых жителей города.

Ван Гогу было предложено отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. В ноябре 1889 года была написана картина «Сосны на красном небе на закате солнца». За это время им было создано более ста пятидесяти картин. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых являются неимоверное нервное напряжение и динамизм, противопоставление контрастных цветов и — в некоторых случаях — использование полутонов. Например натюрморт «Подсолнухи» (рис 1.3).

Рис. 1.3. «Подсолнухи».

Ван Гог не стремился к реалистичному изображению, он использует яркие цвета. В конце 1889 года его даже пригласили участвовать в брюссельской выставке «Группы двадцати», где работы художника сразу вызвали интерес у коллег и любителей живописи. В 1890 году художника не стало.


1.2 Техника работы, использование красок и кистей

«Сосны на красном небе на закате солнца» одна из самых ярких произведений в стиле постипрессионизма Винсента Ван Гога (рис 1.4).

Рис. 1.4. «Сосны на красном небе на закате солнца».

Если сравнивать творчество Ван Гога с произведениями искусства другими постимпрессионистами того времени, то я хотела бы обратить внимание на картины Поля Сезанна «Берег Марны» (рис 1.5) и «Гора Сент-Виктуар» (рис 1.6).

Рис. 1.5. «Берег Марны». Поль Сеззан.

Рис. 1.6. «Гора Сент-Виктуар».

Поль Сезанн использует в картинах холодные и теплые цвета. Техника на картине «Берег Марны» широкими мазками более расплывчата и создается впечатления, что он использовал краски на водной основе, но это масло. Река блестит как зеркало, природа будто отдыхает, все спокойно и тихо. В отличии от этой безмятежности, на картинах Ван Гога присутствует бесконечное и интенсивное движение, которое он достигает мелкими мазками.

Вся картина Ван Гога «Сосны на красном небе на закате солнца» будто покрыта мелкой рябью. Винсент использует яркие контрастные цвета, которые вызывают бурю эмоций. Таким образом, сравнивая эти 2 картины мы можем сказать, что Поль Сезанн писал более реалистичные и спокойные пейзажи, а Ван Гог, используя краски и кисти, стремился выразить себя и свое внутреннее состояние.

Одним из известных художников постимпрессионистов того времени является Анри Руссо. Его работы отличаются тщательной проработкой мелких деталей, наличием множества оттенков зеленого. Он прославился большим количеством картин посвященных джунглям. Например картины: «Обезьяны в апельсиновой роще» (рис 1.7), «Нападение в джунглях» (рис 1.8).

Рис. 1.7. «Обезьяны в апельсиновой роще».

Рис. 1.8. «Нападение в джунглях».

Художник изображал сказочные пейзажи экзотических стран, в которых ни разу не был, черпая вдохновение в ботанических садах, книгах и в зоопарках.

С Ван Гогом их объединяет использование теплых и ярких красок, но манера исполнения у художников различна, так как Руссо использовал тонкие плавные линии, которые отличаются мягкостью бионических форм.


Как и все постимпрессионисты того времени, Винсент Ван Гог для своих работ использовал краски на масляной основе. Исходя из моих исследований и изученных материалов, могу предположить, что он использовал плоские и круглые кисти из щетины номеров: 3, 4, 8, 10, 12, 14.

Плоские он использовал для заливки объектов, а круглые для отдельных мазков.

Вывод по главе 1: Ван Гог является одним из основоположников такого направления в живописи, как постимпрессионизм. Его манера написания произвела фурор. Мнение зрителей кардинально противоположны, есть и поклонники его манеры написания картин, и противники. Равнодушных нет. За такой короткий творческий период, художник оставил огромное наследие. Работы Ван Гога украшают музеи всего мира.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит

Все картины художника схожи, и в пейзажах, и в натюрмортах, и в портретах мастер использует яркие контрастные цвета: желтые, красные, синие, зеленые оттенки. Он умело сочетает холодное с теплым, светлое с темным, придавая выразительность и объём предметам.

Ван Гог использует самые полярные по температуре цвета: красно-оранжевый и бирюзовый. Так же он применяет контраст дополнительных цветов (рис 2.1): красный и зеленый, оранжевый и синий. Винсент прибегает к симультанному контрасту разбавляя синий, зеленый, желтый и красный ахроматическими цветами, достигая зрительного изменения цвета (рис 2.2).

Рис. 2.1. Пример контраста дополнительных цветов.

Рис. 2.2. Пример симультанного контраста.

Выкраски картины «Сосны на красном небе на закате солнца». Винсент Ван Гог (рис 2.3).

Рис. 2.3.

2.2 Анализ колористических решений

Цветовое решение картины Ван Гога «Сосны на красном небе на закате солнца», как и многие его работы, является основой замысла художника.

Мастер умышленно использует в картине более насыщенные и контрастные цвета, чтобы усилить динамику. Цветовой колорит представлен в соотношении 3-х цветов: желтого, зеленого и синего.


Акцентом является красный цвет. Искусное сочетание выбранных цветов создает ощущение перспективы, усиливает четкость линий контура отдельных предметов на картине. Ван Гог чаще использует чистые спектральные цвета, а смешанные реже. Так же художник применяет смешение хроматических и ахроматических цветов. Мазки основных цветов импульсивно чередуются с мазками дополнительных. В процентом соотношении основных цветов, использованных на картине можно указать следующие цвета:

50% - синий;

40% - желтый;

10% - красный;

Путем смешения основных цветов, Винсент получает следующие цвета:

Синий + желтый = зеленый;

Красный + желтый = оранжевый;

Красный + синий + желтый = коричневый;

2.3 Цветовая и тональная организация

Рисуя пейзажи с натуры, Винсент стремился выразить себя, поэтому очень часто картины были далеки от реальности в отношении передачи цвета.

Природа для Ван Гога являлась вдохновляющей музой. Он нашел в ней себя, воплощение собственных чувств и внутренних переживаний. Поэтому с помощью картины «Сосны на красном небе на закате солнца», мы можем приблизиться к художнику, почувствовать его настроение через цветовую палитру. Кричащее яркое желтое небо бьет в глаза сквозь ветки, а те в ответ как будто не пускают свет. Горячее солнце спорит с холодом земли. На фоне этого контраста маленькая темная женская фигурка кажется такой беспомощной и незначительной, как будто природа держит верх над всем человечеством. Такой композицией Ван Гог добивается усиление эффекта. Мощные сосны заполняют значительную часть картины, пышная хвоя колышится ветром и гонит птиц.

Резкие грубые мазки поддерживают общий настрой картины.

Чтобы усилить интенсивность цветов, автор использует сильные контрасты. Стволы сосен написаны оттенками синего в сочетании с черным, что также влияет на восприятие картины и ее цветового строя.

Вывод по 2 главе: Подводя итог по использованию сочетания цветов в картине «Сосны на красном небе на закате солнца», можно сказать, что все произведение построено на контрастах. Здесь нет мягких градаций цвета и светотени.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ