Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 13
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты психологии мотива
1.1 Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической науке
1.2 Особенности мотивационной сферы в раннем возрасте
2. Мотивы поведения детей раннего возраста
2.1Мотивация в период раннего детства (1-3 года)
2.2 Появление мотивов социального поведения у детей младенческого и раннего возраста
Введение
Мотивация обеспечивает активацию и детерминацию поведения, при этом полностью выполняет регуляторную функцию, определяющую сущность психологии личности. Обучение и тренировка личности тесно связаны с формированием все более и более стабильного поведения в деятельности, изначально мотивированной положительной мотивацией. Уже в детстве человек вступает в систему социальных отношений, начинает взаимодействовать с другими людьми во время различных занятий. Все это непосредственно формирует его личность, которая заняла определенное место в системе отношений и во многом определяется системой внутренних и внешних возникающих мотивов. Изучение особенностей развития и формирования мотивационной сферы личности дошкольников имеет особое значение.
Поэтому эта работа посвящена проблеме мотивации поведения детей раннего возраста.
Цель исследования: изучение особенностей мотивов поведения детей раннего возраста.
Задачи исследования: а) проанализировать теоретические источники по проблеме психологии мотивации; б) раскрыть специфику развития и формирования мотивационной сферы дошкольников; в) выяснить специфику соотношения общественных и личностных мотивов дошкольников, определяющих их поведение.
Объект исследования: мотивы поведения дошкольников.
Предмет исследования: особенности соотношения общественных и личных мотивов поведения у детей раннего возраста.
1. Теоретические аспекты психологии мотива
1.1 Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической науке
Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне[19,c.369.].
Поэтому проводят разграничение между мотивацией как диспозицией, или тенденцией, и мотивацией как активацией, или возбуждением. Организм может при определенных обстоятельствах испытывать тревогу, страх или голод как мотивационную тенденцию, но мотивация как активнее состояние появляется только в тот момент времени или в той ситуации, когда данный организм действительно возбужден, то есть мотивирован.
Поскольку психологи заняты поиском законов, распространяющихся не только на поведение людей, но и на поведение низших животных, литература в области мотивации охватывает темы, которые касаются характеристик, универсальных для всех форм животной жизни (напр., голод), наряду с темами, которые ограничиваются исключительно человеческими характеристиками (напр., стремление к достижению и совершенству). О мотивации говорят как об организменной переменной в том смысле, что она является состоянием индивидуума, а не внешней среды.
Мотивация также упоминается как руководящая и ведущая власть в том смысле, что она ведет к преднамеренному поведению. Это подчеркивает специфику мотивации: жаждущие животные ищут воду, человек, испытывающий профессиональный стресс, пытается вырваться из этой неприятной ситуации. Цели всегда были поставлены двумя способами.
Один способ описывает цели как объективные события или ощутимые, существенные изменения в окружающей среде в результате поведения.
Второе значение, которое использует термин «цель», предполагает внутреннюю абстракцию, а не объективное внешнее событие. Например, целью найти менее интенсивную работу является идея, идея человека для будущих событий, когда он мотивирован, чтобы освободить себя от неприятной стрессовой ситуации на работе. Направляйте или управляйте целями, потому что, приближаясь к ним, человек выполняет определенные действия, а не другие, и цели функционируют в любое время, потому что они являются внутренними представлениями «здесь и сейчас» будущего, а не объективными, реальными, будущими событиями.
Мотивация также может быть идентифицирована определенными событиями прошлого, а не только результатами деятельности или результатами поведения (реальными или в форме когнитивных представлений настоящего). Более ранние события приводят к различным состояниям мотивации, и поведение индивида очень часто зависит от того, какие конкретные прошлые события имели место [15, с. 419].
Мотивация меняется не только по внешности, но и по силе. Мы можем говорить о существовании большей или меньшей жажды, большей или меньшей тревоги. В целом, наука признает, что мотивация заряжает энергией или дает энергию, но существующие теории отличаются в интерпретации того, как мотивация активирует поведение [3] [12] [19].
Различные мотивационные источники могут кумулятивно влиять на поведение из-за эффекта суммирования. Большее мотивационное возбуждение может быть вызвано увеличением силы мотива или суммированием различных мотивационных источников. Во многих случаях эффект активации тела из-за увеличения движущей силы может наблюдаться с большей вероятностью при изменении физиологических параметров, чем при внешних поведенческих реакциях.
Измерения активности мозговых волн, электрической проводимости кожи, частоты сердечных сокращений и мышечного напряжения обычно используются для определения этого аспекта мотивации, например силы. В состояниях сонливости и слабого возбуждения на ЭЭГ обычно появляются медленные и большие волны с регулярным рисунком, в то время как в возбужденном состоянии пробуждения характер активности мозга представлен быстрыми нерегулярными волнами низкой амплитуды. Из-за увеличения сексуального возбуждения у людей также наблюдается увеличение мышечного потенциала, зарегистрированного на ЭМГ, и снижение сопротивления кожи.
Исследования в целом показали, что чем более они мотивированы, тем активнее они. Реакция, которая проявляется в простом поведении, таком как бег или нажатие на педаль, усиливается сразу после усиления мотивации, особенно у наивных животных. У животных и людей повышение мотивации обычно означает увеличение усилий, настойчивости и чувствительности.
Еще одним свидетельством активирующего аспекта мотивации является то, что при его увеличении происходит усиление генерализации стимула, что проявляется в расширении спектра стимулов, на которые реагирует организм.
Для физиологического объяснения многочисленных, но не систематизированных активирующих эффектов повышенной мотивации, обычно делается ссылка на систему ретикулярной активации. В своих ранних работах Моруцци и Магун, а затем Линдсли описали систему, включающую ретикулярную формацию, таламус и кору головного мозга, которые, казалось, объясняли, как организмы могут проявлять как специфическое, так и неспецифическое возбуждение. Однако многие исследователи оспаривают - на уровне физиологических и поведенческих наук - возможность существования единой системы возбуждения [15, с. 420].
Потребности являются одним из источников мотивации. Под потребностями понимается стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать их нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - это состояние потребности в чем-то, что осознается и переживается человеком. Сознательные потребности - это желания. Их личность может сформулировать план действий по их реализации. Чем сильнее желание, тем энергичнее желание преодолеть препятствия на своем пути. В человеке можно обнаружить большое количество потребностей: ты хочешь быть здоровым и жить долго, любить и быть любимым, растить детей и наслаждаться их успехами, хочешь интересной работы, похвалы, признания, удовольствий, красоты, музыки, новых ощущений и информации и т. д. И все они являются мотивирующими факторами, которые подталкивают каждого из нас к определенным действиям или действиям. Препятствия на пути их удовлетворения становятся причиной межличностных столкновений, особенно если удовлетворяются важные потребности и желания [19, с.370].
Поэтому изучение и знание насущных потребностей человека может помочь понять систему причин.
Существуют классификации потребностей: 1) первичные, жизненные (врожденные, биологические) потребности: в еде, воде, сне, отдыхе, потребности в самообороне, родительских, сексуальных потребностях. Эти естественные потребности носят социально личностный характер, что выражается в том, что даже для удовлетворения ограниченных потребностей (в еде) используются результаты общественного труда и используются методы и методы, исторически сложившиеся в этой социальной среде, т.е. все потребности являются социальным способом удовлетворения; 2) культурные, приобретенные потребности носят социальный характер по своему происхождению, они формируются под влиянием образования в обществе. Среди культурных потребностей выделяются материальные и духовные потребности. Родственники включают в себя потребность в общении, потребность в эмоциональном тепле, уважении, познавательных потребностях, потребности в деятельности, эстетических потребностях, необходимость осознать смысл своей жизни. Даже не находя ответа на этот вопрос, люди демонстрируют своими действиями, что у них есть определенные цели, которым иногда посвящается вся их жизнь. Цели очень разные: открытие научной правды, служение искусству, воспитание детей. Однако иногда это только желание сделать карьеру и получить какое-то материальное богатство [19, с. 371].
Мотивы человеческого поведения и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно установить для вас, используя разные мотивы. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив - к чему он стремится.
Мотив имеет сложную внутреннюю структуру: 1) с появлением потребности, потребности во что-либо, сопровождаемой эмоциональным страхом, неудовольствием, мотив начинается; 2) осознание мотива происходит поэтапно: сначала осознается, что является причиной эмоционального неудовольствия, что человеку нужно существовать в данный момент, затем осознается объект, который удовлетворяет эту потребность и может ее удовлетворить (формируется желание) позже выясняется, как, с помощью каких действий можно добиться желаемого; 3) энергетическая составляющая мотива реализуется в реальных действиях [16, с.90].
Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не полностью соответствует реальной потребности, вызывая недовольство, то есть человек не знает реальной причины своего поведения. К бессознательным мотивам относятся: влечение, гипнотические внушения, установки, состояния разочарования.
Влечение - неоднозначная потребность, когда человеку не ясно, что его привлекает, какие у него цели, чего он хочет. Привлечение - это этап формирования мотивов поведения человека. Бессознательное импульсов является преходящим, то есть потребность, которая им доведена, либо исчезает, либо реализуется.
Гипнотические предположения могут оставаться без сознания в течение длительного времени, но они носят искусственный характер и имеют форму "извне". Отношение и разочарование возникают естественным образом, но остаются бессознательными и управляют поведением человека во многих ситуациях. Например, даже в раннем детстве родители сознательно и неосознанно создают шаблоны поведения, отношения: «не плачь - ты мужчина», «не пачкайся - ты девушка» и т. Д., То есть ребенок получает стандарты, отношение «хорошее». ». зло "," красиво - безобразно "," хорошо - плохо ".
И в этом возрасте, когда мы начинаем осознавать себя, мы обнаруживаем в нашей психике множество чувств, мнений, точек зрения и укоренившихся установок, которые влияют как на усвоение новой информации, так и на отношение к окружающей среде. Эти часто бессознательные отношения воздействуют на человека с большой силой, заставляя его воспринимать и реагировать на мир в духе отношений, которые они изучали с детства.
Разочарование, вызванное разочарованием, может привести к значительным изменениям в мотивации человека, заставляя его становиться агрессивным и завистливым обвинителем каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он это делает) или чувствовать себя виноватым, бесполезным, лишним, неполноценным (регрессивное разочарование, самообвинение). Разочарование человека - серьезность разочарования - является мощным бессознательным фактором, который побуждает человека к определенным устойчивым реакциям в различных ситуациях.