Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Условия развития познавательного интереса дошкольников).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 647
Скачиваний: 9
Введение
Проблема развития у детей познавательного интереса − одна из наиболее сложных в педагогике, так как познавательный интерес является индивидуально-психологической характеристикой личности и является следствием взаимодействия различных условий: психофизиологических, биологических и социальных. Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи[15, 29, 35].
Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал», который является фундаментом познавательного развития. Под влиянием познавательного развития знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит [14, с. 63].
Многие исследователи психологи и педагоги, такие как: Л. И. Божович, Л. А. Вегнер и Н. Е. Венгер, В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, О. М. Дьяченко, Л. В. Занков, М. В. Ермолаева, Н. С. Лейтес, П. И. Пидкасистый, Л. Ф. Тихомирова, Р. А. Хабиб, Г. И. Щукина и другие изучали проблему развития познавательного интереса. Они выявили условия и факторы, влияющие на развитие познавательных интересов, уровни и проявления их становления [3, 6, 16, 30, 35].
Одним из наиболее эффективных средств для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста может быть дидактическая игра, так как именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном периоде. Роль дидактической игры в познавательном развитии дошкольников подтверждали Л. С. Выготский, Ш. А. Амонашвили, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие [1, 15, 19, 37].
Дидактическая игра даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизводить их в своих действиях, является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного развития, способствует умственному развитию. Правильное включение дидактических игр в процесс обучения ребёнка помогает скорректировать работу по формированию познавательного интереса старших дошкольников и сделать ее наиболее эффективной.
В связи с этим возникает противоречие между тем, что детям старшего дошкольного возраста необходимо развитие познавательного интереса и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях эта работа проводится не систематически, дидактические игры для этой цели используются эпизодически. Этим объясняется выбор темы исследования данной работы – дидактические игры как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Объектомисследования является процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются дидактические игры как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Цель данной работы – обосновать теориетически и подтвердить практически возможность развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Задачи исследования:
- Изучить особенности развития познавательного интересау дошкольников в психолого - педагогической литературе.
- Рассмотреть условия развития познавательного интереса дошкольников.
- Определить возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести диагностику уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
- Организовать практическую работу по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
- Выполнить анализ результатов опытно-практической работы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение и систематизация полученной информации; подбор диагностических методик и диагностика уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста; опытно-практическая работа по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и анализ её результатов.
Организация исследования: исследование было организовано на базе МБДОУ №53 «Радуга» г. Канск, Красноярский край, Канский район (подготовительная группа).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что она позволит расширить и углубить полученные знания о дидактических играх как средстве развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, а также родителям старших дошкольников.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованой литературы в количестве 37 источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
1.1. Особенности развития познавательного интереса у дошкольников в психолого - педагогической литературе
Проблема интереса как важнейшего стимула развития личности теперь все больше привлекает к себе внимание, как педагогов, так и психологов. Как сильное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок и в психологических определениях. Здесь он рассматривается как:
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн) [31, с. 118];
- особый сплав эмоционально - волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (А. Н. Леонтьев) [15, с. 63];
- активное познавательное отношение человека к миру (В. Г. Иванов, Н. С. Лейтес) [13, с. 87];
- эмоционально-познавательное отношение человека к миру (В.С.Мухина) [18, с. 15];
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (Р. С. Немов) [19, с. 124].
Интерес с психологической точки зрения, характеризуется подвижностью, изменчивостью, разнообразием оттенков и степеней развития. Большинство психологов относят интерес к категории направленностей, то есть к стремлениям личности к объекту или деятельности. С точки зрения С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева психологические процессы, включенные в познавательный интерес- это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения [11].
Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) [24, с. 113].
Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности детей, что позволяет воспитателям успешно формировать и развивать интересы ребенка, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни в целом.
Особый вид интереса −интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес.Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием проблемы познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [35, с. 45].
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Человек, одухотворённый познавательным интересом, любой вид деятельности совершает более эффективно.
Значение познавательного интереса в жизни конкретной личности трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Наиболее точная структура познавательного интереса была дана Г. И. Щукиной. Она выделила следующие компоненты познавательного интереса:
- Интеллектуальный компонент, выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность.
- Эмоциональный компонент, проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту.
- Регулятивный компонент (целенаправленное отношение, преодоление затруднений, принятие решения, внимание, рефлексия, самооценка и самоконтроль в ходе деятельности);
- Творческий компонент (самостоятельное перенесение усвоенных видов деятельности в новую ситуацию, комбинирование известных видов деятельности, проявление оригинального подхода к деятельности). Совместная деятельность позволяет развить фантазию, определить перспективы в других условиях [35, с. 63].
Тихомирова Л.Ф. считает, что познавательный интерес выражается в своём развитии различными состояниями. Условно принято различать следующие последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными [30, с. 71].
На стадии любопытства ребенок довольствуется только ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного материала, той или иной ситуацией. Данная стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию и, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного. Стадия любознательности характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого на ступени развития познавательного интереса. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённость деятельностью. Дети, включаясь по собственному побуждению в деятельность, наталкиваются на трудности и сами начинают искать причины неудачи. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, представляет большую ценность для развития личности. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира[30, с. 74].
Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью материала, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности ребенка и поиском интересующей его информации. Здесь в центре внимания ребенка становится не готовый материал и не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усиления воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.
Теоретический интерес связан не только со стремлением к познанию закономерностей, теоретических основ, но и с применением их в практике; он появляется на определенном этапе развития личности и ее мировоззрения. По мнению Л. П. Стрелковой, эта ступень характеризуется активным воздействием на мир, направленным на его переустройство, требует от личности не только глубоких знаний, она связана с формированием стойких ее убеждений [28, с. 18].