Файл: Мотивы поведения детей в раннем возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сознательные мотивы включают интересы, желания, убеждения, их мотивирующая сила велика, особенно для убеждений: они способны контролировать поведение и всю жизнь человека, даже преодолевая инстинкт самосохранения (из-за преданности по собственным убеждениям, люди даже умирают) [19, с. 372].

Особый интерес представляет взаимосвязь мотивации и волевого действия, которая проявляется в феномене борьбы мотивов. Сложным волевым актам обычно предшествуют несколько различных и часто противоречивых мотивов, которые взаимно противодействуют, задерживают волевой акт, вызывая состояние внутреннего колебания, называемое борьбой мотивов. Борьба за мотивы, как правило, заканчивается победой каждого желания, и побеждает тот, кто кажется наиболее предпочтительным или важным.

Суть борьбы мотивов заключается не в механическом преобладании более сильного мотива (когда совесть кажется в каком-то пассивном состоянии), а в предпочтении, которое сознательно отдается одной причине над другой. Борьба мотивации подразумевает более или менее возвышенную организацию личности, интересов и идеалов человека. Чем более богата духовная жизнь человека, чем сложнее и сложнее мотивы, которыми она руководствуется, тем сложнее процесс рассуждения; он отражает противоречия между чувством страха и сознанием долга, между допустимым и незаконным, между социальными идеалами и чувственными устремлениями личности и т. д. [17, с. 497].

В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи между мотивацией деятельности (общением, поведением). Одна из них - теория причинной атрибуции.

Причинная атрибуция относится к интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других и развития на основе способности предсказать их будущее поведение. Экспериментальные исследования причинной атрибуции показали, что: а) человек не объясняет свое поведение так же, как другие люди; б) процессы причинной атрибуции не подчиняются логическим стандартам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними факторами, а положительные результаты внутренними факторами.

Другая теория - теория мотивации к успеху и предотвращению неудач в различных видах деятельности. Соотношение между мотивацией и успехом в деятельности не является линейным, что особенно заметно в отношении мотивации к успеху и качества работы. Качество работы лучше при умеренном уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком уровне. [19, стр. 378].


Таким образом, завершая эту главу, мы можем сделать следующие выводы. Мотивационный компонент личности человека пронизывает все стороны, все уровни его бытия, оказывает решающее влияние на его действия, регулирует и направляет его деятельность, служит источником жизнедеятельности.

Мотивы и мотивация имеют сложную структуру и различные уровни (сознательные и бессознательные) проявления, что затрудняет выяснение их роли в формировании поведения человека.

В связи с этим необходимо дальнейшее изучение проблем мотивации человеческого поведения в контексте решения прикладных проблем, стоящих перед общество.


1.2 Особенности мотивационной сферы в раннем возрасте

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

• Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

• Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

• Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

• Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации. Я считаю, что в раннем возрасте нужно применять игровую мотивацию, такую как: «Помоги игрушке»,

В данном случае ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Для создания интереса можно использовать игровые сказочные сюжеты в любой из образовательных областей, в зависимости от возраста детей. Появление гостей, особенно сказочных, интересно детям младшего возраста. Дети «отправляются» с ними в путешествие, в сказку. Сказочные персонажи вызывают чувство доверия к ним, стремление помочь в выполнении различных заданий, действий. Они сразу вызывают положительные эмоции, поэтому НОД проходят в атмосфере повышенного старания. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность и ответственность, например «К нам на занятия пришла кукла, давайте расскажем ей стихотворение» или «Кошечка хочет молоко, давайте вылепим для нее мисочку»«Построим матрешке домик»«Нарисуем коврик для собачки и т. д.» Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Маша из мультфильма «Маша и медведь». Маша очень любознательная, любит путешествия, игры, она может предложить детям поиграть или вспомнить сказку и рассказать ее. Сказочные герои активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запу-тываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.


Ранний период является одним из наиболее интересных с точки зрения формирования и развития мотивационного пространства личности. С одной стороны, мотивы поведения детей чрезвычайно просты и наивны, с другой стороны, они имеют скрытые, неосознанные черты, особенно из-за семейного воспитания. Кроме того, ранний возраст является подготовительной фазой для вступления ребенка [7] [8] [21].

Очевидно, что степень формирования различных поведенческих мотивов, сложившихся в это время, не только определяет успех обучения, но и влияет на особенности взаимоотношений в новой социальной среде, а также косвенно на успех человека в его дальнейшей жизни.

На этом фоне представляется важным выделить характеристики мотивационного развития на раннем этапе. Наконец, по мере того, как мы расширяем концепцию преподавания или обучения, все сводится к тому, что человек изучает с момента рождения в течение своей жизни.

Поэтому более успешное развитие определенных областей деятельности, поведения и т. д. Будет характеризоваться большей мотивацией для достижения чего-либо в этих областях. [7, с. 254].

Одной из важных тем для детей является их интерес к содержанию и процессам новых видов деятельности, которые они развивают, особенно в игре. Игровые мотивы обычно переплетаются у ребенка с желанием быть как взрослые. Другой важной мотивационной группой, которая направляет детей, является построение и поддержание позитивных отношений со взрослыми. Стремление к позитивным отношениям со взрослыми в семье, в детском саду делает ребенка особенно чувствительным к их оценке, мнению, желанию соответствовать их требованиям, установленным ими правилам. Большое значение для ребенка в детстве начинает приобретать такая субструктура его личной микросреды, как «ребенок - ребенок»». Положение ребенка и эмоциональный климат в его группе теперь во многом определяются отношением его сверстников. Дети хотят получить сострадание и «милость» тех, кто им нравится и кто популярен.

Особую роль в развитии личности играет необходимость распознавания, возникающего в процессе общения, что «приводит ребенка к тому, что важно в культуре, к которой он принадлежит» [там же, с. 47]. Мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению, самовыражение часто побуждают ребенка к действию. Степень удовлетворения этой важной человеческой потребности - потребности в признании - отражается в чувствах и эмоциях детей: радости успеха в трудной и осмысленной деятельности, признательности их авторитетным человеком, грусти (желанная роль в игре досталась нет), обида («А мне не разрешили учить поэзию на утреннике») и т. д.


Поэтому своевременное и правильное использование этих мотивов при организации воспитательной деятельности дошкольников может сформировать устойчивую учебную мотивацию, основанную на удовлетворении естественного любопытства ребенка.

Интерес представляют дошкольники, связанные с содержанием образования.

Так, Н. Г. Морозова указывает, что в раннем возрасте эмоциональный компонент имеет большое значение у подростка - познавательный. [20]. Г. И. Щукина считает, что интерес к познанию существенного не характерен и для дошкольника, а начинает проявляться только у детей младшего возраста [24].

Интересы старших дошкольников, как правило, действительно интересны. Привлекайте уроки моментами игры, уроки с преобладанием эмоционального материала.

Особое значение в формировании поведения ребенка имеют нравственные мотивы. Они возникают и развиваются в связи с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе и выражают отношение ребенка к людям. В позднем детстве социальные мотивы занимают все более важное место в этой группе мотивов - стремление сделать что-то приятное и необходимое для других, облегчить их положение и принести им пользу.

Специальные исследования показывают, что общественные мотивы по своему содержанию еще в детстве могут приобретать значительную побудительную силу, превышающую мотивы личной выгоды или интереса вне процессуальной деятельности. Однако такие причины возникают не спонтанно, а из-за влияния взрослых на образование [7,c.256].

В детстве появляются новые поведенческие мотивы. Однако эти мотивы не легки, они вступают в определенные отношения, подчинения. Подчиненность, иерархия мотивов является важнейшим новообразованием в развитии мотивации ребенка. «Только в детстве мы можем найти их выше в отношении мотивов, возникающих в результате назначения более важных мотивов и подчинения других» [8, с. 156].

Когда поведение маленького ребенка вызвано определенной ситуацией, в которой преобладает чувство, дошкольник уже знает, как себя сдерживать. Однако эта способность постепенно формируется.

Н. М. Матюшина (1987) было проведено исследование с целью выявления способности детей в возрасте от 3 до 7 лет сдерживать свои непосредственные желания. В течение некоторого времени испытуемым предлагалось не заниматься определенной темой. В первой серии опытов в качестве ограничителя выступал запрет взрослого в чистой форме; во второй — получение поощрительной награды; в третьей — наказание в форме исключения из игры; в четвертой — «собственное слово» (обещание) ребенка. Данные этого эксперимента представлены в табл. 1.


Таблица1. Количество детей, сдерживающих непосредственные желания под влиянием различных «мотивов-ограничений»

Серия опытов

Характер мотивов

Возраст, лет

3-5

5-7

I.

Запрет взрослого в чистой форме

46,7

67,0

II

Поощрение-награда

66,7

100,0

III.

Наказание-исключение

66,0

80,0

IV.

«Собственное слово»

46,7

80,0

Результаты исследования показали, что детям в возрасте от 5 до 7 лет легче подавить свои непосредственные импульсы, чем своим младшим товарищам. Мотивационная сила разных мотивных ограничений различна. Мотив поощрения работает наиболее сильным, наименее слабым ограничителем в обеих группах является запрет взрослого, не подкрепленный другими дополнительными мотивами.

Мотив «собственное слово» оказывает значительное влияние на детей старшего возраста, для детей младшего возраста он по-прежнему является слабым мотивом. Мотивы нравственного характера влияют на поведение детей, но все еще слабы у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Исследование также показало, что дети в присутствии взрослых и других детей лучше подавляют свои непосредственные импульсы, чем в случаях, не поддающихся контролю.

Наличие подчиненности мотивов позволяет ребенку отказаться от того, что в настоящее время привлекательно, делать что-то ради более важной, хотя, возможно, и более скучной деятельности [7, с. 257].

Поэтому раннее детство характеризуется интенсивным развитием мотивационной сферы ребенка. Появляются новые мотивы, которые по своей природе можно определить как социальные, оказывающие сильное влияние на все поведение ребенка. Однако появление этих причин зависит от воспитательного влияния взрослых.

В этом контексте также обновляются познавательные причины, лежащие в основе формирования будущей образовательной деятельности. И здесь будет важно, как педагог, родители или другие значимые взрослые могут правильно использовать эту функцию дошкольника для эффективной организации его образовательной деятельности.

2. Мотивы поведения детей раннего возраста