Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Школа научного управления).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 4
2.1. Анализ деятельности ПАО «ТрансКонтейнер»
Публичное акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» (далее – «Общество»), созданное на основании договора о создании ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» от 9 февраля 2006 года № 03/2006, было зарегистрировано 4 марта 2006 года, ИНН 7708591995, КПП 997650001. хъреднесписочная численность работающих сотрудников Общества за отчетный период составила 3 518 человек (за 2017 год – 3 533 человека). Место нахождения Общества: Российская Федерация, 125047, г. Москва, Оружейный пер., д. 19. [33]
По состоянию на 31 декабря 2018 года Общество имеет 14 филиалов. По состоянию на 31 декабря 2018 года Общество имеет 5 зарубежных представительств. Высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров.
ПАО «ТрансКонтейнер» была основана в 2006 году как дочерняя компания ОАО «РЖД». Сегодня компания выросла в интермодального оператора контейнерных перевозок по маршрутам Европа-Россия-Азия, с широкой сетью собственных терминалов, совместных предприятий, зарубежных представительств и агентов, а также широким спектром регулярных контейнерных сервисов. [33]
У Общества есть уникальный опыт эффективного управления парком на более чем 300 000 маршрутов в России и за рубежом, а также реализации комплексных транспортно-логистических решений «от двери до двери» позволяющих доставить контейнерный груз в любой пункт назначения России, стран СНГ, Европы и Азии, с использованием собственных транспортных активов и/или с привлечением компаний-партнеров.
Общество предоставляет возможность перевозки грузов с использованием специализированных контейнеров: [33]
- Термос-контейнеры – для скоропортящихся грузов
- Балк-контейнеры – для насыпных грузов
- Опен топ–контейнеры – для крупногабаритных грузов
Дочернее общество ООО «СпецТрансКонтейнер» предоставляет возможность перевозки грузов с использованием специализированных контейнеров для наливных и химических грузов: танк-контейнеров и флекси танков.
Основные услуги Компании:
- железнодорожные контейнерные перевозки
- транспортировка контейнеров автотранспортом
- морские / речные контейнерные перевозки
- терминальная обработка грузов
- экспедиторские и логистические услуги
- таможенное оформление
- услуги на таможенных складах временного хранения
ПАО «ТрансКонтейнер» располагает 92 офисами продаж, связанными единой информационной системой. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому клиенту, позволяет выполнять как разовые небольшие заказы, так и управлять цепью поставок контейнерных грузов любого объема и сложности.
Правление ПАО «ТрансКонтейнер» является коллегиальным исполнительным органом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Компании. (Рис.1)
Правление действует в пределах своей компетенции и руководствуется в своей деятельности нормами законодательства Российской Федерации, Уставом Компании, Положением о Правлении, решениями Общего собрания акционеров и Совета директоров Компании.
Рис. 1 Структура ПАО «ТрансКонтейнер»
Генеральный директор является единоличным исполнительным органом Компании, осуществляющим руководство ее текущей деятельностью.
Генеральным директором ПАО «ТрансКонтейнер» c 29 июня 2018 года является Вячеслав Геннадьевич Сараев.
2.2 Материальные и финансовые ресурсы предприятия.
По итогам первого полугодия 2018 года чистая прибыль Компании (по РСБУ) выросла на 31,8% к аналогичному периоду прошлого года и составила 3 млрд 626 млн руб. Рентабельность по чистой прибыли выросла с 22,3 % в первом полугодии 2017 года до 26,2% в отчетном периоде. На динамику чистой прибыли оказали влияние рост объемов перевозок вагонным и контейнерным парком Общества и меры по повышению операционной эффективности бизнеса. [33]
Выручка ПАО «ТрансКонтейнер» по РСБУ с января по июнь 2018 года составила 34 млрд 867 млн руб., что на 14,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года. Выручка, скорректированная на стоимость услуг соисполнителей, выросла на 12,1 % год к году и составила 13 млрд 854 млн руб. на фоне роста доходных перевозок вагонным и контейнерным парком Компании на 6,3%. При этом операционные расходы Компании, скорректированные на стоимость услуг соисполнителей, выросли в первом полугодии 2018 г. на 6,9 % к аналогичному периоду прошлого года до уровня 9 млрд. 593 млн. руб. Показатель EBITDA в отчетном периоде года вырос на 23,7% и составил 6 млрд 410 млн руб. по сравнению с 5 млрд 180 млн руб. годом ранее.
Положительная динамика финансовых результатов ПАО «ТрансКонтейнер» обусловлена ростом объемов доходных перевозок компании, гибкой тарифной политикой, оптимизацией порожних пробегов и контролем над расходами. (Рис. 2)
По состоянию на 30 июня 2018 года активы Компании составили 56 млрд 021 млн руб., долг – 11 млрд 321 млн руб., чистый долг (за вычетом денежных средств и краткосрочных финансовых вложений) - 2 млрд 956 млн руб.
Рис. 2 Отчет о финансовых результатах
На 31 декабря 2018 года совокупная балансовая стоимость основных средств Общества составляет 41 126 млн руб. Это самый значимый актив на балансе, на который приходится 65% общей стоимости активов.
Общество также предоставляет в аренду собственные основные средства, первоначальная стоимость которых по состоянию на 31 декабря 2018 года равна 654 млн руб. (на 31 декабря 2017 года – 637 млн руб., на 31 декабря 2016 года – 681 млн руб.). По состоянию на 31 декабря 2018 года на консервации находились объекты основных средств, первоначальная стоимость которых равна 727 млн руб. (на 31 декабря 2017 года – 389 млн руб., на 31 декабря 2016 года – 483 млн руб.), в том числе объекты основных средств первоначальная стоимость которых составляет 63 млн руб. на контейнерном терминале Москва-товарная-Курская (закрыт в январе 2018 года), и объекты основных средств первоначальная стоимость которых составляет 321 млн руб. на контейнерном терминале Москва-товарная-Павелецкая (закрыт в апреле 2018 года). По состоянию на 31 декабря 2018 года Обществом получено в залог имущество общей стоимостью 1 274 млн руб., в том числе в рамках исполнения обязательств по договору куплипродажи доли в уставном капитале ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» от ООО «В-парк» по договору залога на сумму 412 млн руб. и от ООО «ЛИГА ДЕВЕЛОПМЕНТ» в рамках исполнения обязательств по договору купли-продажи имущества на сумму 862 млн руб. (на 31 декабря 2017 года – 414 млн руб., на 31 декабря 2016 года – 3 млн руб.) [33]
2.3 Система управления рисками.
Управление рисками является важной составляющей частью корпоративной стратегии Общества и осуществляется с учетом того, что основным видом деятельности Общества 37 является транспортно-экспедиционное обслуживание. [4]
Основной целью функционирования Корпоративной системы управления рисками в Обществе (далее – КСУР) является обеспечение разумного уровня уверенности в достижении поставленных перед Обществом стратегических и операционных целей путем выявления, анализа и управления возможными рисками.
Общество стремится эффективно управлять рисками, обеспечивая тем самым стабильность финансового положения, поддержание стратегии развития бизнеса и реализацию миссии Общества в соответствии с современными стандартами качества производства и управления при максимальном учете интересов всех заинтересованных сторон. В Обществе утверждены Политика и Концепция КСУР, разработанные с учетом общепризнанных концепций и стандартов в области управления рисками (COSO ERM, 2004, ISO 31000:2009). В соответствии с Политикой КСУР, процесс управления рисками включает четыре взаимосвязанных этапа:
• идентификация рисков, оказывающих влияние на функционирование Общества и результаты его деятельности;
• оценка вероятности и масштаба влияния рисков на основные показатели деятельности Общества и на стратегические целевые ориентиры, определенные стратегией развития, приоритезация рисков; • разработка мероприятий по управлению рисками и их реализация; • мониторинг статуса рисков и мероприятий по управлению рисками. Общество выделяет риски, связанные с осуществлением основных бизнес- и технологических процессов, возможность минимизации которых находится в силах Общества. Общество учитывает внешние факторы, связанные с экономической и политической конъюнктурой, ситуацией на рынке капитала и труда и другие риски, на характер и уровень которых Общество не оказывает непосредственного воздействия. Для классификации рисков используется группировка рисков по основным категориям:
• стратегические риски — риски возникновения убытков вследствие изменения или ошибок (недостатков) при определении и реализации стратегии деятельности и развития Общества, изменения политической среды, региональной конъюнктуры, отраслевого спада, и других внешних факторов системного характера;
• операционные риски – риск возникновения убытков в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны работников Общества (включая риски персонала), функционирования информационных систем и технологий (технологические риски), а также вследствие внешних событий;
• нормативные риски – риски возникновения потерь вследствие несоблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации, в отношениях с нерезидентами Российской Федерации – законодательства других государств, а также внутренних нормативных актов Общества;
• финансовые риски – включают риски, связанные со структурой капитала Общества, снижением прибыльности, колебаниями валютных курсов, кредитными рисками, колебаниями процентных ставок и т.д. Все риски Общества ранжируются по уровням критичности (критические, приемлемые и незначительные), классифицируются в зависимости от области их возникновения и закрепляются в Корпоративной карте рисков. Корпоративная карта рисков содержит информацию о рисках Общества с горизонтом анализа 1 (один) год, причинах и возможных последствиях возникновения рисков. Общество относит отдельные риски к несущественным, однако, понимает, что они могут стать существенными в будущих периодах.
У Общества имеются следующие основные лицензии на осуществление деятельности: [33]
• на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, регистрационный номер 5960 от 13 февраля 2018 года, срок действия до 24 января 2022 года;
• на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, серия ПРД № 7703502 от 3 декабря 2013 года, срок действия – бессрочно;
• на добычу подземных вод на участке недр для технологического обеспечения водой объектов предприятия, серия ЮСХ № 01101 ВЭ от 18 января 2010 года, срок действия до 10 декабря 2034 года;
• на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, номер ВХ-01-008090 от 7 июля 2017 года, срок действия – бессрочно;
• на эксплуатацию, хранение источников ионизирующего излучения для осмотра багажа и товаров, номер 77.99.15.002.Л.000202.12.08 от 05 декабря 2008 года, срок действия – бессрочно.
Сделав краткий анализ предприятия, можно подвести итоги:
ПАО «ТрансКонтейнер» осуществляет деятельность на рынке железнодорожных контейнерных перевозок практически во всех субъектах Российской Федерации. Географический охват линейных и коммерческих структур предприятия создает возможности для активизации работы по привлечению новых клиентов, учета местных особенностей и развития эффективного непосредственного взаимодействия с любым клиентом во всех регионах страны. Деятельность Общества в той или иной степени подвергается различным видам рисков (финансовым, правовым, страновым и региональным, репутационным и др.). В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрыта информация о подверженности Общества рискам и о причинах их возникновения, механизмах управления рисками, а также изменениях по сравнению с предыдущим периодом.
3.1 Анализ рынка и факторы конкурентоспособности.
Конкурентная стратегия транспортной компании должна разрабатываться на основе всестороннего понимания правил конкурентной борьбы. Конечная цель конкурентной стратегии состоит в том, чтобы овладеть этими правилами, а также - в идеале - быть способными изменять их в интересах компании.
Рынок перевозок оценивается как наиболее перспективный и динамичный, характеризуется высоким уровнем конкуренции между российскими, так и зарубежными операторами. Чрезвычайно велико ценовое давление и конкуренция со стороны морских и автомобильных перевозок.