Файл: Первичные документы в налоговом учёте НДС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что в корректировочном счете-фактуре данные указываются либо со знаком плюс, либо со знаком минус соответственно. При этом пени (при увеличении налоговой базы в результате корректировки) налоговиками не начисляются. [36]

    1. Учетные регистры как форма обобщения информации первичных документов по учету НДС

Налоговый учет НДС предполагает заполнение не только первичных документов, но и таких регистров, как:

  • Книга продаж – отражает данные по реализации;
  • Книга покупок – отражает данные о покупках;
  • Журнал регистрации счетов-фактур – если компания является посредником.

Указанные регистры заполняются на основании выписанных и полученных счетов-фактур.

Книга покупок служит для регистрации счетов-фактур, дающих право на налоговый вычет по НДС. Правила ведения книги покупок представлены в разд. II приложения 4 к Постановлению N 1137.

Наряду со счетами-фактурами в книге покупок фиксируются (п. 17, 18 Правил ведения книги покупок):

— таможенные декларации и платежные документы, подтверждающие уплату НДС на таможне (по товарам, ввезенным на территорию РФ);

— бланки строгой отчетности, дающие право на вычет НДС по расходам на проезд и проживание, включенные работником в отчет о служебной командировке.[37]

В книге покупок указываются данные регистрируемых документов и сумма налога, который покупатель (заказчик) предъявляет к вычету. При этом есть нюанс при осуществлении налогоплательщиком облагаемых и необлагаемых операций. На данный счет существует правило, согласно которому счет-фактура отражается в книге покупок не на всю сумму, а лишь на часть (пропорционально выручке, полученной от облагаемых НДС операций, в общей сумме выручки за квартал) (п. 4 ст. 170 НК РФ, п. 13 Правил ведения книги покупок).

Вычеты производятся на основании счетов-фактур, а не на основании книги покупок, поэтому ошибки в оформлении данной книги не могут привести к отказу в осуществлении вычетов[38].

Нельзя обойти вниманием заполнение дополнительных листов книги покупок. Они необходимы для того, чтобы зарегистрировать исправления, относящиеся к прошлому налоговому периоду. Если данные меняются за текущий период, то дополнительный лист составлять не нужно. Принцип использования дополнительного листа напоминает метод «красного сторно» в бухгалтерском учете и заключается в следующем. Сначала отражается подлежащий аннулированию неверный (ошибочный) счет-фактура с отрицательными стоимостными показателями в том квартале, к которому он относится (когда он был зарегистрирован). После этого исправленный (верный) счет-фактура фиксируется в книге покупок (с положительными цифрами) в периоде его получения.[39]


В результате перечисленных действий меняется налоговая база по прошлому и текущему периоду, что обязывает бухгалтера сдать уточненную декларацию в налоговый орган за закрытый период (п. 1 ст. 81 НК РФ, п. 6 Правил ведения дополнительного листа книги покупок, указанных в разд. IV приложения 4 к Постановлению N 1137).

Книга продаж служит для регистрации счетов-фактур, являющихся основанием для начисления налога, подлежащего уплате в бюджет. Правила ведения книги продаж представлены в разд. II приложения 5 к Постановлению N 1137. Наряду со счетами-фактурами (включая корректировочные) в книге продаж регистрируются контрольные ленты контрольно-кассовой техники, бланки строгой отчетности при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг населению (п. 1 Правил ведения книги продаж).

Важен момент регистрации счетов-фактур, на выставление которых, напомним, дается пять дней с даты отгрузки (получения аванса, корректировки стоимости цены или количества товаров (работ, услуг)). В книге продаж счет-фактура должен быть зафиксирован в периоде возникновения налогового обязательства (п. 2 Правил ведения книги продаж). Наглядный пример — отгрузка приходится на стык налоговых периодов, а счет-фактура датируется позже. Представим, что отгрузка товаров произведена 30 сентября, а счет — фактура составлен продавцом 1 октября. Тогда в книге продаж выставленный счет-фактура регистрируется продавцом в III квартале, в то время как в журнале учета выставленных счетов-фактур этот документ будет отражен налогоплательщиком в IV квартале.[40]

В дополнительные листы книги продаж вносятся данные по ошибочным счетам-фактурам с отрицательными стоимостными показателями, после чего регистрируются счета-фактуры с внесенными исправлениями (с положительными соответствующими значениями) (п. 3 Правил ведения дополнительного листа книги продаж, указанных в разд. IV приложения 5 к Постановлению N 1137)[41]. При этом данные, приведенные в дополнительных листах книги продаж, используются для уточнения расчетов с бюджетом по НДС по прошлым периодам, то время как показатели обычных (недополнительных) листов книги применяются для внесения изменений в декларацию по НДС по текущему периоду. [42]

Журнал учета счетов-фактур предназначен для регистрации в хронологическом порядке всех выставленных и полученных счетов-фактур (в том числе исправленных, корректировочных, авансовых). Главное отличие журнала учета счетов-фактур от книги покупок и книги продаж состоит в том, что в нем регистрируются счета-фактуры не для налогового вычета или начисления НДС, а просто для порядка, чтобы счета-фактуры не потерялись в периоде между их выставлением и регистрацией в книге покупок или книге продаж. Например, между получением счета-фактуры и правом на налоговый вычет может пройти определенное время для выполнения условий для осуществления вычета по НДС. Или же комитент (принципал) при реализации товаров (работ, услуг) через посредника выставляет счет-фактуру, который передается последнему лишь для того, чтобы он передал документ конечному покупателю. При этом именно он имеет право на налоговый вычет, а не посредник, который регистрирует счет-фактуру только в журнале учета счетов-фактур (чтобы документы не потерялись). [43]


Следует отметить, что в журнале учета счета-фактуры подлежат регистрации по дате их выставления (составления у налоговых агентов) или получения без выполнения каких-либо дополнительных условий. Детальная инструкция по заполнению журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур представлена в разд. II приложения 3 к Постановлению N 1137. При этом контроль за правильностью ведения журнала учета на бумажном носителе или в электронном виде, составленного организацией, осуществляет руководитель организации (уполномоченное им лицо).

Между тем поправками Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ с налогоплательщика начиная с 2015 года снимается обязанность вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. [44]Копия данного журнала будет не нужна и для подтверждения права на освобождение налогоплательщика от НДС по правилам, установленным ст. 145 НК РФ. Однако законодатель исключил из ст. 169 НК РФ не все упоминания о журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Возможно, это сделано с тем прицелом, что если налогоплательщик привык и ему удобно, то он может продолжать вести названный журнал, только делать это в необязательном порядке. Стоит отметить, что из Постановления N 1137 на текущий момент не исключены положения, касающиеся рассматриваемого журнала. [45]

В заключение первой глав можно сделать следующие выводы. НДС является самым сложным для понимания, расчета и уплаты налог, хотя если не вникать глубоко в его суть, он покажется не очень обременительным для бизнесмена, т.к. является косвенным налогом. Косвенный налог, в отличие от прямого, переносится на конечного потребителя.

В настоящее время для учета НДС необходимы следующие документы:

  • счета-фактуры, заполненные в порядке установленном НК РФ;
  • журналы учета счетов-фактур;
  • книги продаж и покупок;
  • первичные учетные документы, в которых НДС выделяется отдельной суммой (накладные, акты приемки-сдачи работ и т.п.);
  • специальные дополнительные расчеты по отдельным операциям (бухгалтерская справка);
  • бухгалтерские регистры.

Налоговые декларации по НДС составляются на основании книг покупок и книг продаж, а также данных бухгалтерского учета налогоплательщика.

Счета-фактуры являются основными первичными документами налогового учета. Журналы учета счетов-фактур, книги покупок и продаж являются сводными налоговыми документами.

При правильном ведении бухгалтерского и налогового учета результат бухгалтерских регистров и сводных налоговых документов должен быть одинаковым.


ПРОБЛЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО УЧЕТУ НДС И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

    1. Ошибки и проблемы организаций при составлении первичных документов по учету НДС

Сразу отметим, что для целей налогового законодательства используются те же первичные документы, что и в бухгалтерском учете (письмо Минфина России от 24.04.2007 № 07-05-06/106). Поэтому ненадлежащее оформление первичных учетных документов может послужить отказом в признании расходов при исчислении налога на прибыль и НДС. Как подчеркнуто в письме УФНС России по г. Москве от 05.05.2012 № 16-15/040328@, Налоговый кодекс РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые подтверждают произведенные расходы.

Не так давно представители финансового ведомства высказали свое мнение по поводу некритичных ошибок в первичных документах, которые не будут являться основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. [46]Лейтмотив разъяснений сводится к тому, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, не могут служить основанием для непризнания расходов в целях исчисления налога на прибыль.

Проанализируем ошибки в первичных учетных документах, которые на практике чаще всего вызывают претензии со стороны налоговых органов. [47]

Среди перечня обязательных реквизитов первичного учетного документа печать не упоминается. [48]С этим утверждением не спорят и представители налогового ведомства.

В то же время на практике налоговые органы требуют заверение печатью тех первичных документов, в которых проставлено «М.П.». Лидирующее место по количеству претензий в части документального оформления занимает товарная накладная. И это неспроста. Как уже было отмечено, до 1 января 2013 г. у налогоплательщиков не было выбора, по какой форме составлять товарную накладную. Унифицированная форма № ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132, была обязательна к применению. А в подавляющем большинстве случаев унифицированные формы содержали аббревиатуру «М.П.». И если налогоплательщиком на таком документе не проставлена печать, то, по мнению налоговых органов, такой документ не может подтверждать расходы в целях исчисления налога на прибыль, а у покупателя вычет НДС по такой накладной будет неправомерен.


Но, как свидетельствует арбитражная практика, отсутствие на первичных документах печати не лишает покупателя права на вычет НДС и не свидетельствует об отсутствии фактически понесенных расходов (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.10.2014 № А70-13797/2013, Дальневосточного округа от 29.01.2014 № Ф03-6588/2013, Московского округа от 20.02.2013 № А40-46820/12-115-275, от 04.05.2012 № А40-87365/11-75-372, от 30.01.2008 № КА-А40/14769-07). То есть отсутствие оттиска печати на унифицированных документах, если налогоплательщик продолжает их применять после 2013 г., не является недостатком первичного документа. [49]

Учитывая возможность отказа АО и ООО от круглых печатей после 7 апреля 2015 г., этот вопрос будет не столь актуальным. [50]

Следует отметить, что возможность отказа от печатей появилась у организаций благодаря вступлению в силу Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ». [51]

Одной из распространенных претензий налоговых органов, препятствующих возможности принять НДС к вычету, а также признать расходы для целей исчисления налога на прибыль, является отсутствие в товарной накладной даты получения товара.

Как свидетельствует арбитражная практика, один лишь факт отсутствия даты в накладной не может служить основанием для отказа в вычете НДС, если накладная содержит достоверные сведения об осуществленной операции. [52]В то же время отсутствие даты в накладной наряду с другими недочетами с большой степенью вероятности приведет к отказу в вычете НДС (Решение арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2015 № А62-7236/2014, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2014 № А78-7040/2013).

Рассматривая споры по дефектам накладной, судьи отмечают, что ошибки в заполнении документов являются нарушениями только с точки зрения бухгалтерского учета. Но в налоговом законодательстве нет требований об обязательном заполнении всех граф унифицированных форм бухгалтерских документов.[53]

Иная ситуация возникает при наличии факсимильной подписи на первичных документах. Подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц, являются обязательным реквизитом первичного учетного документа (подп. 7 п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Правда, в указанном подпункте не уточняется: речь идет о собственноручной подписи или проставлении факсимиле.