Файл: Функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость выживания и процветания в современных экономических реалиях предъявляет к предприятиям всё новые и новые требования, такие, как повышение эффективности деятельности, усиление конкурентоспособности выпускаемых товаров или оказываемых услуг, внедрение передовых технологий и актуальных достижений научно-технического прогресса, обеспечение эффективности систем управления, активизация предпринимательства и пр. Всего этого можно достичь лишь при условии эффективной системы менеджмента предприятия.

Переход к рыночным отношениям, реформирование собственности и появление кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ, обществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, неведомых прежней экономике, внесли коренные изменения в существовавший ранее порядок менеджмента предприятий и потребовали изменений  и усовершенствований существующих функций менеджмента. В связи с этим сегодня важно проанализировать основные тенденции изменения характера функций управления в системе менеджмента. В этом и заключается актуальность исследуемой темы.

Объект работы: компания ООО «ТД «Кабельстройсервис».

Предмет работы: функции в системе менеджмента компании ООО «ТД «Кабельстройсервис».

Цель работы: совершенствование функций в системе менеджмента компании ООО «ТД «Кабельстройсервис».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие и сущность менеджмента на предприятии;
  2. Исследовать характеристику основных функций в системе менеджмента;
  3. Выявить особенности реализации функций управления в системе менеджмента современного предприятия ;
  4. Дать общую характеристику ООО «ТД «Кабельстройсервис» и провести диагностику его внутренней и внешней среды;
  5. Провести анализ функций в системе менеджмента ООО «ТД «Кабельстройсервис»;
  6. Определить направления совершенствования функций в системе менеджмента ООО «ТД «Кабельстройсервис»;
  7. Разработать рекомендации по совершенствованию функций в системе менеджмента ООО «ТД «Кабельстройсервис» .

Теоретической базой для написания работы стали труды таких авторов, как Адилова Б.А., Батеева А.Р., Багиев Г.Л., Асаул А.Н., Батаева С.С., Агеева Г.Ф., Богатырёва М. Р. Закирова Д. Р., Гринев Н.Н., Орлова Ю.А., Гущина Ю.И., Гаврилова О.А. и др.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Понятие и сущность менеджмента на предприятии

В настоящее время вопросам управления персоналом уделяется все больше внимания. Вопросы эффективной работы производства и решение задач, связанных с повышением конкурентоспособности, рентабельности любого предприятия, учреждения, его стабильности замыкаются на «качестве» (качественном) составе кадров, его потенциале. Перспективы развития предприятия помимо главной экономической составляющей напрямую зависят от степени вовлеченности персонала в процессы совершенствования организации.[1]

Менеджмент – специфический вид деятельности, который занимается управлением. Сущность менеджмента – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.[2]

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем оптимального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов управления.[3]

Менеджмент изучает основные понятия, способы и методы управления позволяющие проанализировать, выбрать действия, спланировать и организовать эффективную деятельность предприятия, что позволяет управлять процессами для достижения поставленных целей организации.

Менеджмент организации может рассматриваться одновременно как система, как процесс и как структура. Менеджмент как целостная система может быть определена и в качестве деятельности (процесса) по обеспечению организации необходимыми трудовыми ресурсами с определённым набором компетенций, их мотивации и эффективному использованию как в социальном, так и в экономическом смысле.[4]

Значение системного подхода в менеджменте основывается в представлении организации как системы. Системный подход оставил большой след в нынешней теории организации и управления в виде особой методологии научного мышления и анализа. Способность к системному мышлению - это основное требование к современному руководителю.[5]


Системный подход к анализу теории и практики менеджмента позволяет выявить критические переменные и ограничения в системе. Владение приемами системного подхода требует от руководителя решать любую проблему с учетом взаимодействия с другими проблемами. Главной задачей системного подхода является построение целостной картины объекта.[6]

Системный подход к менеджменту подразумевает, что должны учитываться организационно-экономические, социально-психологические, правовые, технические, педагогические и другие аспекты в совокупности и во взаимосвязи с определяющей ролью социально-экономических факторов. Системным подходом отражается необходимость учёта взаимосвязи отдельных аспектов управления персоналом. Это выражается в выработке конкретных целей, выявлении путей их достижения, формировании соответствующих механизмов управления, обеспечивающих комплексность планирования, организации и стимулирования работы с персоналом.

Основополагающий принцип менеджмента: управление процессами для достижения поставленных целей организации.[7]

Субъект управления – это органы управления всех уровней по отношению к своим объектам. Объект управления - отдельный сотрудник или их совокупность, выступающая в качестве трудового коллектива. В процессе управления осуществляется воздействие на качественный и количественный состав персонала компании, его структуру, мотивацию, производительность труда. Управляющее воздействие представляет собой совокупность приемов и методов воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей.[8]

Говоря о классификации целей управления, можно объединить все направления в несколько крупных групп:

  • экономические (увеличение уровня прибыли);
  • научно-технические (внедрение технологий или инноваций);
  • коммерческо-производственные (увеличение производства и реализации);
  • социальные (организация условий труда).

В свою очередь, задачи управления состоят в следующем:

  • обеспечение предприятия квалифицированным персоналом;
  • реализация потенциала работников;
  • поддержание достойных условий труда;
  • развитие у персонала положительных профессиональных навыков;
  • стабильность коллектива;
  • создание условий для карьерного роста работников.[9]

Сегодня, чтобы адаптироваться к условиям постоянно развивающегося рынка, необходимо осуществить переход от традиционного управления к концепции современного менеджмента. Традиционные системы управления были ответом на стандартную технологию и постоянную внешнюю среду, в то время как новые системы управления – это реакция на быстрые изменения, на постоянное совершенствование технологий производства.[10]


1.2 Характеристика основных функций в системе менеджмента

Функции менеджмента – специфические действия руководителя в системе управления.[11]

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.[12]

В системе менеджмента организации реализуются три классические функции управления, имеющие свойство алгоритмизации: планирование, организация и контроль. При более широкой трактовке этот список можно расширить, включив в него такие функции, как анализ, прогнозирование, планирование, организация, мотивация, стимулирование, учет, контроль и регулирование. Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом.[13]

При более детализированном подходе можно назвать следующие функции менеджмента:

  • подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;
  • развитие организационной структуры, способствующей проявлению творческой активности каждого работника;
  • наилучшее использование потенциала работников и вознаграждение за труд;
  • прогнозирование ситуации на рынке труда и в собственном коллективе для принятия соответствующих мер;
  • оценка персонала и анализ имеющегося кадрового потенциала;
  • планирование развития персонала с учетом перспективы;
  • мотивация персонала;
  • обучение и переквалификация кадров;
  • содействие адаптации работников к нововведениям;
  • создание социально комфортных условий в коллективе;
  • обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником;
  • решение вопросов психологической совместимости сотрудников и др.[14]

Рассмотрим подробно основные функции управления персоналом, без которых предприятию невозможно достигнуть своей цели: планирование, организация, мотивация и контроль.


Первая основная функция менеджмента — это планирование. Планирование – это систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия.[15]

Главная цель планирования состоит в обеспечении эффективного функционирования и развития компании. Объект планирования в компании – это её деятельность. Под деятельностью понимается выполнение компанией функций: хозяйственных, социальных, экономических. В качестве предмета планирования выступают ресурсы организации. В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.[16]

Организация деятельности — функция менеджмента, обеспечивающая переход объекта управления из существующего состояния в планируемое состояние. Организация необходима для достижения поставленных целей и реализации намеченных планов. Организация управления — это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, позволяющая реализовать цели управления. Организация как функция представляет собой координацию задач и взаимоотношения людей, а также процесс создания структуры.[17]

Делегирование – важнейший аспект функции организации в системе менеджмента. Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.[18]

Полномочия представляют собой ограниченное право должностного лица использовать ресурсы подразделения и управлять людьми. В свою очередь ответственность не может быть делегирована, так как она представляет собой обязанность выполнять задачи, поставленные руководством и отвечать за их выполнение. Руководитель должен доверять своим подчиненным, но и в это же время трезво оценивать их возможности..

Мотивация деятельности — функция менеджмента, которая предусматривает создание у объекта управления внутреннего побуждения к действиям для достижения поставленных целей перед подразделением в соответствии с делегированными им обязанностями и согласно планам. Мотивация — это совокупность факторов, побуждающих человека к тем или иным деяниям, задающих границы и формы деятельности и дающих ориентир на достижение определенных целей.[19]