Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ». ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ГЛАВА 3. РФ КАК УЧАСТНИК МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТНОГО РЫНКА
3.1 Исторические аспекты участия России в международных кредитных сделках
Осуществлять заимствования из внешних источников можно как путем непосредственного получения кредитов и займов от нерезидентов, так и путем размещения соответствующих долговых обязательств на мировых финансовых рынках путем эмиссии государственных либо частных процентных бумаг (облигаций).
На международном рынке капиталов в отдельный сегмент выделяют так называемые еврооперации — кредитные операции в валюте, не являющейся национальной для участников сделки («евровалюте» — иностранной валюте, в которой осуществляются кредитные операции за пределами страны — эмитента данной валюты).
Использование заемных средств — нормальная практика ведения бизнеса, в соответствии с которой пользоваться привлеченными источниками финансирования оказывается во многих случаях намного выгоднее, чем изымать из оборота для реализации каких-либо инвестиционных проектов собственные капиталы. Кроме того, значительная часть бизнес-проектов лишена возможности использования собственных инвестиционных средств их инициатора: у предпринимателя могут отсутствовать достаточные средства.
В этих условиях в отношениях международного кредитования важно сохранять кредитоспособность, своевременно отвечая по долговым обязательствам. Это означает как соблюдение графика выплаты процентов и платежей погашения, так и соблюдение определенных пропорций между собственным и заемным капиталом.
Если рассматривать внешнюю задолженность на уровне всей национальной экономики, то важно, чтобы размер внешнего долга не выходил за определенные границы объема ВВП (при этом происходит нормальная практика, если сумма внешних и внутренних долгов страны не превышает 60% ВВП). Характеризуя отношения «кредитор — заемщик», следует подчеркнуть, что кредитору интересно не столько быстрое возвращение суммы долга заемщиком, сколько получение стабильных процентных доходов по займу в течение длительного периода времени, в связи с чем досрочное погашение величины международной задолженности в большинстве случаев не удовлетворяет кредитора.
Между заемщиком и кредитором существуют тесная взаимозависимость и взаимовлияние, вместе с тем увеличение внешнего долга крайне опасно, поскольку влечет за собой существенный рост расходов по обслуживанию долга (процентные выплаты), опасность неисполнения долговых обязательств и, как следствие, — дефолт (банкротство) заемщика с последующей распродажей его активов кредиторам. [6]
ГЛАВА 3. РФ КАК УЧАСТНИК МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТНОГО РЫНКА
3.1 Исторические аспекты участия России в международных кредитных сделках
Развитие международного кредитования связано с началом торговых отношений между предпринимателями различных стран. Как активный участник таких кредитов Россия появилась на рынке в конце 19 века, когда Александр III стал поощрять развитие промышленности и приток международных кредитов. К 1914 году Россия как крупный заемщик на мировом рынке, уже имела репутацию партнера, своевременно выполнявшего обязательства.
После мировой и гражданской войн, национальная экономика оказалась разрушена. Большевистское правительство отказалось от исполнения долгов, оформленных царским и временным правительством. До начала второй мировой войны Советским Союзом практически не проводились международные кредитные сделки, лишь во время войны совместно с США был реализован проект по материальной поддержке союзников по коалиции. Часть этих военных кредитов входит в состав российского долга до сих пор.
Благодаря росту советской экономики после войны в СССР были реализованы кредитные проекты, направленные на увеличение собственного экспорта в страны «третьего мира», характеризующиеся льготными условиями и политическим характером. В результате такой политики сформировалась группа неплатежеспособных стран-должников.
Стремление России к интеграции в мировую экономику, вступление её в международные валютно-кредитные организации создают предпосылки для полноценного её участия в операциях мирового рынка ссудных капиталов. На международной кредитной арене Россия в настоящее время в большей мере выступает как заемщик.
Кредиторами России являются, в основном, международные кредитно-финансовые организации (МВФ и МБРР), в которые Россия вступила в 1992 году. На эти организации приходится большая часть внешних заимствований России. Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ, как правило, они обусловлены требованиями проведения определенной экономической политики, т.е. по существу это «связанные» кредиты.
Взаимодействие России с МБРР (Мировым банком) строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР, как правило, в свою очередь предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Мировой банк предоставляет России кредиты двух видов: обусловленные и не обусловленные определенными действиями Правительства РФ по изменению своей экономической политики.
3.2 Внешний долг России
По оценкам Центрального банка на 01.01.2020 внешний долг составлял 480 миллиарда долларов. Увеличение внешнего долга в последние годы связано с приобретением нерезидентами ценных бумаг, которые номинированы в российских рублях и иностранной валюте, а также с увеличением сезонной задолженности по не выплаченным дивидендам. К внешнему долгу относятся обязательства страны в иностранной валюте, зачастую это долги российских коммерческих и государственных предприятий. В 2019 году для чистого государственного долга России характерно отрицательное значение. Такая ситуация сложилась впервые с 2014 года, когда были введены первые санкции и началось падение цен на нефть. В 2019 году совокупность внутреннего и внешнего долга правительства и регионов уменьшилась по сравнению с ликвидными активами федеральной власти, регионов и внебюджетных фондов.
Отсутствие чистого долга у России – это ее уникальная особенность, выделяющая ее из всех развивающихся стран. Из-за санкций и низких цен на нефть правительство было вынуждено сформировать запас на черный день, жестко придерживаясь долговой дисциплины. Но с другой стороны такой жесткий подход привел к дефициту фискальных стимулов экономического развития экономики. По мнению аналитиков, подобная политика – это следствие кризиса 1998 года, когда сказалась недоступность краткосрочных заимствований и невозможность их обслуживания. В сочетании эти факторы стали причиной крайне риск-ориентированной политики. В мире немного стран, для которых характерны те же особенности внешнего долга. Среди таких стран – Турция. Кредитные отношения в современном мире – это основной экономический фактор международного, национального и регионального развития.
Интернационализация и глобализация мирового хозяйства, которые привели к увеличению товарообмена и рынка капитала и кредита, а изменения технологии реализации экономических отношений существенно повлияли на роль России на международном кредитном рынке. [8]
3.3 Внешняя задолженность РФ на 2019 год
С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что, если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.
В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны. Дисциплина в макроэкономике затормозила развитие экономического состояния.
Список финансовых активов превосходил в конце августа 2019 года задолженность РФ. По данным РБК наблюдались такие показатели:
- Размер задолженности федерального правительства, регионов и муниципалитетов на 01.08.2019 года составила 16,2 трлн руб. РФ.
- Ликвидные государственные активы, которые включают депозиты Банка России и в других банках в национальной и инвалюте, на 01.08.2019 г. составила 17,6 трлн руб.
- Чистый долг расширенного правительства — около 17 трлн руб. В 2018 году этот показатель снизился до 14,6% ВВП, а гос. активы увеличились до 13,4% ВВП.
- Государственные депозиты на сумму 6,5 трлн рублей и валюта, которую приобрело Министерство финансов в январе-августе по бюджетному правилу — 2,1 трлн руб. Эти деньги еще не переведены в ФНБ.
- В Пенсионном Фонде и на депозитах в Казначействе и банках — 0,6 трлн руб.
На увеличение показателей повлияли два обстоятельства. Первое — из-за санкций и закрытия внешних рынков государству пришлось накапливать деньги для покрытия собственных расходов. Второе обстоятельство — кризис 1998 года вынудил Россию вести политику, когда краткосрочные займы оказались недоступными, и обслуживать их стало сложно.
По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.
Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами. [9]
Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны, резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.
В дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.
-
- Государства – заемщики РФ
На сегодняшний день Белоруссия является крупнейшим должником России. С 2012 года долг республики перед Москвой вырос в два раза и по состоянию на 1 июня 2019 года, по данным белорусского министерства финансов, составил $7,55 млрд.
Следом за Белоруссией по объёму задолженности перед Россией идёт Украина. Долг этого государства приблизился к сумме $3,7 млрд, сообщает РБК со ссылкой на открытые источники, так как информация о государственных кредитах, выданных другим странам, в России засекречена. В общей сложности долг стран СНГ (включая Армению, Молдавию и Грузию) перед Россией составляет $15,8 млрд. При этом общую задолженность по российским госкредитам на 1 мая 2019 года Минфин РФ оценивал в $39,4 млрд. Всего, по данным издания, в списке должников числятся как минимум 17 таких стран.
За пределами постсоветского пространства основным должником России является Венесуэла. По официальным данным Минфина России, основной долг Венесуэлы составляет $3,15 млрд и должен быть погашен в 2027 году. Ещё почти $3 млрд России должна Куба, но точных данных по кубинской задолженности нет.
Также среди крупных заёмщиков дальнего зарубежья числятся Бангладеш, Кипр, Индия и Йемен. Задолженность от $0,03 млрд до $0,7 млрд перед Москвой имеют Венгрия, Пакистан, Индонезия, Вьетнам, Сербия и Ирак.[10]
Общая сумма суверенного долга перед Россией — $ 40 млрд. Для сравнения, два с половиной года назад сумма была меньше — $ 35,6 млрд. Как объясняют эксперты, межгосударственные кредиты — это тайна. Власти раскрывают только общую сумму и периодически заявляют о том, сколько денег заняли очередному заемщику в СМИ. Еще более секретная информация — платежная дисциплина, то есть сколько в реальности отдают должники и отдают ли в принципе.
-
- Перспективы интеграции РФ в международный кредитный рынок
Роль международного кредитного рынка в формировании внешнего долга России весьма значительна. Вероятно, в ближайшее время международный кредитный рынок будет постепенно становиться более доступным для России, хотя стоимость финансирования будет оставаться на более высоком, чем до введения санкций, уровне, несмотря на текущую высокую ликвидность рынка и низкий средний уровень процентных ставок. Если не будет резкого обострения геополитической ситуации и удастся избежать серьезных внешних шоков, условия внешнего фондирования для российских банков и компаний будут постепенно улучшаться, и объемы привлеченных денежных средств на международном кредитном рынке будут возрастать.