Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (Формирование собственных средств торгового предприятия).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
1.2.Источники формирование собственных средств торгового предприятия
ГЛАВА2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ООО «КОМОД»
2.1. Краткая характеристика ООО «Комод»
2.2. Анализ результатов финансовой деятельности
2.3.Анализ финансовых ресурсов
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
3.1. Резервы увеличения прибыли
ВВЕДЕНИЕ
Финансовыми ресурсы торговой организации являются его собственные, а также привлеченные денежные средства.
Одним из важнейших аспектов движения финансовых потоков предприятия является формирование его финансовых ресурсов.
Часть финансов, которая обращается в обороте и приносит доход, образует капитал организации.
Благосостояние торговых организаций во многом зависит от того, насколько эффективна их деятельность, насколько быстро аккумулируются их финансовые ресурсы для дальнейшего развития.
Различные стороны снабженческой, торговой и финансовой деятельности предприятия получают законченную оценку в системе показателей финансовых результатов.
Тема формирования финансовых источников в торговом предприятии является особенно актуальной, так как наличие, объем и достаточность финансовых ресурсов определяет жизнедеятельность торгового предприятия, эффективность работы его менеджмента, дает понять что необходимо предприятию для успешного осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности в дальнейшем.
В данной работе уделено внимание теоретическим и практическим аспектам вопроса анализа финансовых ресурсов, а также источников их образования.
Объектом исследования выступило оптово-розничное предприятие ООО «Комод».
Основной целью при подготовки данной работы было рассмотрение вопросов образования финансовых ресурсов торгового предприятия, влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности, эффективности их использования.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
-изучение теоретических аспектов источников формирования финансовых ресурсов торговых предприятий, рассмотрение их видов;
-подробное знакомство с объектом исследования, анализ его деятельности, основных финансовых показателей;
-рассмотрение практических аспектов формирования финансовых ресурсов на примере объекта исследования; анализ влияния различных факторов на их объем и структуру;
-подготовка рекомендаций по результатам проведенного анализа для улучшения эффективного использования финансовых ресурсов.
При анализе основных экономических показателей применялись следующие метода экономического анализа:
При подготовке данной работы использовались различные методы анализа (горизонтального анализа, вертикального анализа, трендового анализа)
Для проведения анализа использовались следующие источники информации:
-Бухгалтерский баланс;
-Отчет о прибылях и убытках ;
-Расшифровки к Отчету о прибылях и убытках
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
1.1.Виды финансовых ресурсов
В финансовом менеджменте под внутренними и внешними источниками финансирования понимают собственные и привлеченные (заемные) средства [22, с.224] (рис.1)
Заемный капитал
Собственный капитал
Авансированный капитал (долгосрочный)
Источники средств краткосрочного назначения
Источники средств предприятия
Рисунок 1.Структура источников предприятия
В приведенной схеме основным элементом является собственный капитал.
Источниками собственных средств могут выступать:
-уставный капитал;
-резервы, накопленные предприятием в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
-нераспределенная прибыль;
-средства целевого финансирования;
В качестве заемных средств выступают:
-кредиты банков;
-заемные средства;
-кредиторская задолженность.
Финансовые ресурсы предприятия, как правило, формируются за счет: амортизационных отчислений; доходов от всех видов деятельности; дополнительных взносов участников, или их безвозмездных вложений, долгосрочных кредитов банка и других кредиторов.
В состав собственных финансовых ресурсов предприятий отдельные авторы экономисты относят: амортизационные отчисления и нераспределенную прибыль, уставный и добавочный капитал, а также, так называемые устойчивые пассивы: резервы, образованные в соответствии с учредительными документами.
К привлеченным средствам относят: средства, привлеченные для определенных целей; средства, привлеченные дополнительным выпуском акций пр.
Структура финансовых ресурсов может у разных предприятий быть различной, в зависимости от организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности, а также других факторов.
Так у предприятий торговли, как правило, наибольшую долю занимают заемные средства.
Основными направлениями использования финансовых ресурсов предприятия являются :
-финансирование текущих потребностей торгово-производственного процесса для обеспечения нормального функционирования производства и торговой деятельности; путем запланированного выделения денежных средств на основные и вспомогательные процессы – закуп товаров (расширение ассортимента), маркетинг и рекламу и т.д.[22,с.354]
-финансирование административно-организационных мероприятий;
-инвестирование средств в основное производство;
-финансовые вложения;
-формирование резервов;
Структуру финансовых источников в балансе представляет собой следующий вид (таблица 1.1)
Таблица 1.1
Структура финансовых ресурсов торгового предприятия
Показатели |
Сумма, тыс.руб. |
Уставный капитал |
5000 |
Переоценка объектов основных средств |
1500 |
Резервы |
500 |
Нераспределенная прибыль |
6250 |
Всего собственный капитал: |
13250 |
Кредиты полученные |
2000 |
Займы полученные |
3000 |
Кредиторская задолженность перед бюджетом, поставщиками, персоналом, прочими кредиторами |
5250 |
Итого заемный капитал |
10250 |
Пассивы: |
23500 |
В торговых организация, как правило, в структуре пассивов преобладают заемные средства, собственные средства составляют меньшую долю. Переоценку основных средств торговые предприятия, как правило, проводят редко, в связи с затратностью данного мероприятия.
Именно информация о структуре пассивов при анализе дает информацию о том, за счет каких источников образуются активы организации.
1.2.Источники формирование собственных средств торгового предприятия
Прибыль является основным источником средств для динамичного развития предприятия. В балансе она отражается в разделе «Капитал и резервы» как «прибыль отчетного года» и «нераспределенная прибыль прошлых лет», а также она образует средства резервов и фондов, которые за счет нее создаются.
В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов.
Основными факторами роста прибыли и рентабельности на коммерческом предприятии являются:
-увеличение доходов (выручки) от реализации продукции (работ, услуг);
-снижение расходов и, следовательно, себестоимости продукции (работ, услуг) [20,с.252]
На увеличение суммы доходов (выручки) оказывают влияние объем реализованной продукции (в натуральном выражении) и цены. Объем реализованной продукции зависит только от предприятия и факторов его производства (предметов труда, средств труда и трудовых ресурсов). Одним из существенных факторов роста объема продукции является повышение производительности труда за счет роста квалификации работников, повышения фондовооруженности, улучшения организации труда, повышения качества продукции [17,с.234].
Любая коммерческая организация строит свою деятельность исходя из перспективы устойчивого генерирования прибыли в будущем.
Прибыль характеризует эффективность хозяйственной деятельности предприятия и является источником финансирования его дальнейшего развития.
Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации, повышения ее благосостояния.
Далее определимся с понятиями «доходов» и «расходов» для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения.
В Таблице 1.2 приведены сравнительные характеристики определений доходов и расходов, которые даны в различных нормативных документах [6,с.152].
Таблица 1.2
Определения доходов и расходов для целей бухгалтерского учета и налогообложения
Нормативные документы |
Определения, которые даются в нормативных документах |
|
Регулирующих бухгалтерский учет |
Регулирующих налогообложение |
|
Доходы |
||
1. ПБУ 9/99 «Доходы организации» |
доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вклада участников |
доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с основными главами НК РФ. |
2. НК РФ, часть 2 |
||
Расходы |
||
1. ПБУ 10/99 |
расходами организациипризнается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имуществу) |
расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. |
2. НК РФ, часть 2 |
Анализ нормативных документов показывает их различное признание для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения.
Учет доходов и расходов напрямую влияет на формирование конечного финансового результата, на определение налогооблагаемой прибыли, и как следствие на сумму налогов и платежей в бюджет, а значит и на соблюдение законности деятельности предприятия.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия является балансовая прибыль (убыток) отчетного периода, которая представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от финансовой деятельности; сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.
Финансовый результат представляет собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период [11; с.125].
Формирование финансового результата потребительского Общества можно представить в виде следующее схемы (рис.2)
Доходы организации по обычным видам деятельности (+):
-выручка от продажи продукции, работ, услуг
Расходы по обычным видам деятельности (+):
-себестоимость проданной продукции, работ, услуг;
-коммерческие расходы;
-управленческие расходы
Прибыль (убыток) от продаж
Операционные расходы (-)
Операционные доходы (+)
Чистая прибыль (убыток) (+;-)
Текущий налог на прибыль (-)
Прибыль до налогообложения(+;-)
Рисунок 2. Схема формирования финансового результата деятельности потребительского общества
Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции.
«Выручка от реализации продукции(работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств» [15. с.42] .
Изменение объемов реализации продукции (работ, услуг) оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. Поэтому финансовые подразделения предприятия должны контролировать процесс отгрузки, реализации и оплаты продукции (товаров, работ, услуг)/
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действительных ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.