Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Формы государственной измены).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В период с 2006 по 2016 гг. в Российской Федерации по данным ГИАЦ МВД России было зафиксировано 22 преступления, предусмотренных ст. 275 УК РФ «Государственная измена», и 8 преступлений, предусмотренных ст. 276 УК РФ «Шпионаж». Данные сведения показывают, что рассматриваемые деяния составляют небольшую долю в структуре общей преступности. Однако, и столь небольшое количество причиняет значительный ущерб государству. При чем вред от данных преступлений распространяется в некоторой мере как на общество в целом, так и на отдельную личность. В качестве уголовного преступления государственная измена характеризуется особой специфичностью, суть которой может иметь судьбоносное значение для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, и обороноспособности нашей страны. Следует отметить, что вопрос обеспечения безопасности страны возник не сейчас. В данном случае весьма сомнительно утверждение Ю.В. Голика, что «до 1991 года проблемы безопасности, даже как проблемы выживания, у нас не существовало»[1]. В тоже время А.Д. Градовский писал: «государство, не дающее гражданам ничего, даже безопасности, несомненно, вызовет сначала равнодушие, потом вражду народа; оно разложится и погибнет или от внешнего врага, поддерживаемого апатией масс, или от внутренних раздоров»[2].

Каждое государство должно себя защищать. Поэтому статьи, устанавливающие ответственность за такие преступления как шпионаж и разглашение государственной тайны имеют место в законодательствах всех цивилизованных государств.

Кроме того, ученые отмечают, что период перестройки советского общества ускорил развитие информационных процессов, тем самым остро подняв проблемы правового регулирования вопроса защиты государственной тайны. Их нерешенность, низкий уровень правовой культуры в обществе стали причиной болезненных реакций общественного сознания, вызвав тем самым неадекватную эмоционально-психологическую реакцию общества на усилия государства по обеспечению сохранности государственных тайн, рецидивы которого проявляются и сегодня.[3] Стоит отметить, что значение института государственной тайны не было однозначным на различных этапах развития российской государственности. В России длительное время публично объективному анализу не подвергались принципы функционирования системы защиты государственной тайны, цели, правовые основы и организационные формы данной системы.


07 июня 2011 года на встрече с министром юстиции Александром Коноваловым Дмитрий Медведев, внося законопроект № 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства Российской Федерации)», заявил о наличии в нем новеллы, которые делают «уголовный закон более современным, устраняет устаревшие нормы, которые переходили из одного кодекса в другой и часто не выполнялись, устраняет противоречия и вводит новый вид наказания»[4].

И действительно, не понятно достаточно длительное игнорирование законодателем норм, касающихся уголовной ответственности за государственную измену (ст. 275 УК РФ) и разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ).

14 ноября нынешнего года вступили в законную силу поправки в УК РФ, вводящие более широкое понимание понятия «государственной измены», а также ужесточающие ответственность в сфере разглашения государственной тайны. Данные поправки в УК, помимо расширения понятия имеющихся статей, вводят новую статью 283.1 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну». Указанный закон вызвал достаточно острые дискуссии в обществе, разделив его на два противоположных лагеря. Представители одного из них, считают, что этот закон возвратом к «резиновой» 58-й статье, когда каждый инициативный человек ставился в очень рискованное положение. Сторонники закона, напротив не видят в законе о госизмене репрессивного характера, считая, что изменения конкретизируют важные для безопасности страны положения, учитывая современные реалии.

Учитывая приведенные факты, выбранная тема курсовой весьма актуальна на сегодняшний день.

В качестве объекта исследования рассматриваются общественные отношения в сфере обеспечения и защиты внешней безопасности России.

Предметом исследования является статья 275 УК РФ, а также статьи 283, 283.1 УК РФ.

Целью курсовой работы является наиболее полное и многогранное раскрытие сущности понятия «государственная измена» и рассмотрение ее форм.

Для достижения указанной цели исследуются следующие задачи:

  • рассмотрение понятия «государственная измена»;
  • анализ форм государственной измены;
  • раскрытие понятия «государственная тайна»
  • анализ норм об ответственности за разглашение государственной тайны.

В работе использованы статистические, конкретно-социологические, формально-логические, сравнительные методы исследования.


Структурно, исходя из цели и задач работы, она состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Данная тема в разное время была исследована следующими авторами: Аветисяном С.С., Дьяковым С. В., Кулевым А.Г., Мироновым М.П., Пироговым С.Д., Рябчуком В.Н. и другими авторами.

Основу нормативно-правового регулирования предмета исследования составляют Уголовный кодекс РФ, законы «О безопасности», «О государственной тайне», «Об участии в международном информационном обмене», «О средствах массовой информации».

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что преступления, предусмотренные главой 29 УК РФ[5] (в т.ч. государственная измена и разглашение государственной тайны) в настоящее время достаточно распространены во всем мире. Вместе с технологическим прогрессом постоянно развивается и мировое сообщество. Ежедневно создаются новые методы шпионажа, совершенствуются способы обмена сведениями, содержащими государственную тайну и т.п. Поэтому, изучение и анализ данных видов уголовных преступлений актуален, и имеет первоочередное значение в целях превенции преступности в столь важной сфере общественных отношений.

Глава 1. Понятие и формы государственной измены

Понятие и правовая характеристика государственной измены в уголовном праве

Исторически понятие «Государственная измена» начало развитие в средние века из правового понятия фр. Lèse majesté – оскорбление особы суверена, которое берет свое начало из понятия Римского права crimenlaesaemajestatis (оскорбление величества), включающее в себя все государственные преступления.

Государственная измена представляет высокую общественную опасность вследствие того, что из единоличного владения государства информация, составляющая государственную тайну, переходит к другим лицам. Ситуация осложняется тем, что данная информация, попав в руки иностранных спецслужб и использованная против интересов России, что в свою очередь может вызвать крах внедрения оригинальных технологий, на разработку которых ушли многие годы труда большого количества людей, под угрозу срыва ставится внедрение новых видов вооружений, разработке планов обороны страны в особый период и т. п. Своими действиями изменник способен нанести огромный экономический ущерб государству. Его действия влекут срыв перспективных научных исследований и замораживают строительство особо важных объектов. Кроме тог, они могут вызвать осложнения в межгосударственных отношениях, в т.ч. разрыв дипломатических отношений.


Суть государственной измены сводится к акту предательства, иными словами оказанию российским гражданином помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против Российской Федерации.

Рассматриваемый вид преступления всегда считалось самым тяжким государственным преступлением, т.к. является, по сути, предательством государства, гражданином которого является виновный. Во все времена предательство считалось самым гнусным и непростительным пороком человека, вызывающее презрение и ненависть к субъекту.

В советском уголовном законодательстве государственная измена называлась изменой Родине, в противовес общепринятому наименованию. Обусловлено подобное, скорее всего, тем, что она могла быть совершена только гражданином СССР. Данное наименование нельзя признать юридическим, скорее оно матримониальное: измена большой семье. Кроме того, понятие «Родина» скорее территориальное, нежели государственное – в обычном словоупотреблении под ним понимается место, где человек родился. В то время как гражданином России может являться человек, родившийся за ее пределами. В этой связи возвращение к общепринятому в мировой законодательной практике понятию «государственная измена» вполне обосновано. К тому же, не всегда человек, родившийся в России, является ее гражданином.

В настоящее время в соответствии с действующим уголовным законодательством под государственной изменой понимается шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации[6].

В общем смысле объектом деяния, трактуемого как государственная измена, является внешняя безопасность Российской Федерации, которая является одной из составляющих безопасности российского государства в целом. На основании Закона РФ от 05.03.92 N 2446-1 «О безопасности»: безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Исходя из чего, угрозой безопасности являются условий и факторов в совокупности, которые создают опасность указанным интересам. Понятие «безопасность» включает в себя совокупность общественных отношений, регламентированных Конституцией РФ и иными важным нормативно-правовыми актами, по средствам которых осуществляется защита и регулирование государственной безопасности от каких-либо посягательств извне. Таким образом, внешняя безопасность в качестве объекта рассматриваемого преступления характеризуется состоянием защищенности суверенитета, неприкосновенностью границ России и ее территориальной целостности и неприкосновенности, а также включает в себя военную мощь, экономические, политические, национальные и социальные ценности, составляющие ее государственную независимость. Термин «суверенитет» означает верховенство и независимость государственной власти. Данный фундаментальный принцип независимости в международном праве закреплен в Уставе ООН. Под неприкосновенностью государственного устройства, а равно и общественного строя понимается, что ни одно иностранное государство или международная или иностранная организации, в т.ч. граждане и должностные лица иностранных государств не имеют права вмешиваться, а также указывать на желаемую ими форму проведение суверенной политики государства. Важнейшим условием независимой политики государства является, прежде всего, его территориальная неприкосновенность.


Следует отметить, что в ряде случаев деяния, представляющие собой Государственную измену, посягают одновременно на суверенитет, обороноспособность и территориальную неприкосновенность России, а в остальных случаях посягательство происходит в отношении отдельных слагаемых компонентах внешней безопасности.

При этом следует помнить, что указанные сферы общественных отношений находятся в тесной взаимосвязи, поэтому вопрос о том, на сколько вред причинен каждому компоненту и которому наибольший, подлежит выяснению в каждом конкретном случае на основе имеющихся материалов.

Учитывая рассмотренные факты можно сделать вывод, что в качестве непосредственного объекта рассматриваемого преступления следует считать общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения внешней безопасности, суверенитета страны, территориальной целостности и обороноспособности Российской Федерации.

Объективная сторона государственной измены представлена совершением одного из действий, перечень которых заключается в статье 275 УК РФ: шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи. При этом адресатом данных деяний должны являться иностранное государство, международная или иностранная организация, а равно их представителям, которые должны использовать полученную информацию в деятельности, направленной против безопасности России. При этом иностранным признается каждое государство, находящееся вне пределов суверенной территории России. Международные и иностранные организации могут быть государственными и негосударственными. К первым относятся разведка, армия, спецслужбы и пр. Ко вторым – фирмы, концерны, общества. Кроме того представитель, указанных адресатов, может быть как официальное, так и неофициальное лицо. Таким образом, следует охарактеризовать состав преступления формальным.

Ответственность за рассматриваемое преступление наступает с 16 лет. Субъект, кроме общих признаков – вменяемость – должен иметь специальный признак – наличие гражданства РФ. Разуется, что субъект данного преступления физического лицо.При этом соучастниками, за исключением исполнителя, могут быть как иностранные граждане, так и апатриды.

Субъективная сторона преступления выражена только прямым умыслом. Совершая деяния, квалифицируемые как госизмена, виновный прекрасно осознает общественную опасность данных действий и желает их совершения. Субъективная сторона государственной измены может выражаться только в прямом умысле. Ряд авторов, анализируя измену Родине (по статье 64 УК РСФСР 1960 г.), пришли к выводу, что преступление, предусмотренное указанной статьей, может также совершаться и с косвенным умыслом. Данное утверждение весьма спорно. Поскольку косвенный умысел имеет место быть в случаях, когда противоправный результат возможен, но достаточно проблематичен. Его наступление возможно, но не обязательно, а субъекту при этом его наступление безразлично. В рассматриваемых преступлениях субъект собирает или похищает, а затем передает сведения, содержащие государственную тайну, при этом передавая подобные сведения субъект понимает цель подобного деяния – ослабление обороноспособности державы. Иностранное государство, международная или иностранная организация, становясь обладателем государственных секретов, неизбежно подрывают безопасность России и ее военную мощь. При этом субъект деяния данный факт осознает. Следовательно, сознавая неизбежность причинения ущерба государству, нельзя его не желать, а только допускать. В данном контексте следует обратить внимание на тот факт, что в случаях, когда субъект передает сведения, которые он не считал секретными, т. е. отсутствует умысел передавать сведения, представляющие собой государственную тайну, а действовал в рамках неосторожной вины, тогда в его действиях отсутствует состав государственной измены.