Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Формы государственной измены).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, Секретный Перечень сведений создается и самими органами государственной власти, но в отличие от межведомственной комиссии, они (органы) действуют в рамках своей компетенции «разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию»[12]. В данном случае наблюдается существенное противоречие, поскольку в соответствии с Конституцией РФ Перечень сведений, являющихся государственной тайной, устанавливается федеральным законом[13], а не межведомственной комиссией или органами исполнительной властью.

О том же говорит и принцип nullapoenasinelege, закрепленный в ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека, гласит: «Государства имеют законную заинтересованность в содержании зон секретности в чувствительных областях». Иными словами, само решение о том, где и как охарактеризовать эту зону, не может быть секретным. Дополнительные перечни сведений, являющихся гостайной, должны быть общедоступны. В этом заключается еще одно противоречие законодательства, поскольку любые нормативные правовые акты, которые так или иначе затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения[14].

В законе России «О государственной тайне» неоднократно упоминает об ответственности за незаконное или необоснованное засекречивание, однако нет никаких норма относительно механизме такой ответственности должностных лиц.

Основная проблема российского законодательства в сфере обеспечения безопасности является противоречивость и правовая неопределенность. Эффективное взаимодействие гражданина с государством невозможно, если он не имеет четкого представления о собственном правовом статусе, своих правах и обязанностях, корреспондирующих им правах и обязанностях иных лиц, полномочиях органов публичной власти, а также о том, какую правовую оценку получат его действия в тех либо иных ситуациях. Принцип правовой определенности связывает органы публичной власти всех уровней и направлен на достижение двух основных взаимосвязанных целей: поддержание разумной стабильности и определенности правового регулирования, создание и поддержание доверия частных лиц к праву и государству. Неопределенность содержания правовой нормы, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит — к нарушению принципов равенства и верховенства закона, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.


2.2 Уголовная ответственность за преступления, посягающие на государственную тайну

Объектом преступлений, посягающих на государственную тайну, являются общественные отношения, по средствам которых обеспечиваются сохранность государственной тайны и безопасность государства. Предметом преступления выступает государственная тайна, т. е. защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В статье 5 Закона «О государственной тайне» дается перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне[15].

С объективной стороны данные преступления характеризуются разглашением (оглашением) сведений, содержащих государственную тайну, если они стали известны другим лицам. При этом следует учитывать, что разглашение сведений имеет место быть только в случаях доведение их до лиц, для которых они не предназначались. В данном случае способы оглашения значения не имеют (это могут быть беседы, выступления, ознакомление с документами и т.п.). При этом разглашение не предполагает выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, как это предусмотрено диспозицией статьей 275 УК РФ.

Субъект преступлений – физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее специальный признак – лицо, которому государственная тайна доверена или стала известна по службе или работе.

С субъективной стороны преступления характеризуются прямым умыслом. Виновный осознает, что оглашает сведения, составляющие государственную тайну, и желает этого.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 283 УК РФ) предусматривает такой признак, имеющий материально-правовой характер, как причинение по неосторожности тяжких последствий в виде ущерба обороне или безопасности государства.

Следует уделить особое внимание нововведениям, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» расширено понятие трех статей Уголовного кодекса: «Государственная измена», «Шпионаж» и «Разглашение государственной тайны». Авторы документа отмечают тот факт, что шпионаж и выдача государственной тайны рассматривались ими не как формы государственной измены, а в качестве разновидностей оказания помощи иностранному адресату. В свою очередь это привело к неоднозначной трактовке предмета доказывания по делам о шпионаже.


Новеллой является введение в УК отдельной статьи «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну». В случаях, когда человек специально проник в гостайну путем похищения, обмана, шантажа либо иным незаконным способом, ему грозит до 4 лет лишения свободы. Кроме того, преступлением становится сам факт охоты на государственные секреты. Применение новой стати возможно, если в действиях обвиняемого нет признаков государственной измены или шпионажа.

При этом установлено, что за «охоту на гостайну» с помощью тайных жучков и специальной аппаратуры предполагает более строгое наказание. Увеличивает вину по этой статье и распространение добытых обманом секретов или перемещение носителей таких сведений за границу. В данном случае предусмотрено наказание уже от 3 до 8 лет лишения свободы.

По мнению разработчиков рассматриваемого закона, новая статья прежде всего рассчитана на тех, кто в государственной тайне видит объект купли-продажи. Например, лицо, ворующее секретные базы данных с целью их продажи «из-под полы» любому желающему. При этом покупателями могут стать как иностранные разведчики, так и российские бизнесмены или просто любопытствующие. В то же время при случайном узнавании секрета и разглашении, подобное деяние квалифицироваться преступлением не будет. Правоведы обращают внимание, что новая статья предполагает умысел: субъект сознательно срывал гриф секретности. И при этом получал тайну заведомо нехорошим способом.

Следует заметить, что правки в «изменнические» статьи не всем нравятся: закон вызвал острые дискуссии в обществе. Правозащитники предъявляют к нему немало претензий. Законодатели, в то же время, утверждают, что принятие закона конкретизирует важные для безопасности страны положения с учетом современных реалий. Так Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас считает, что критика в адрес закона вызвана, прежде всего, не корректным прочтением.

Теперь под государственной изменой понимают 1) совершенные гражданином РФ шпионаж, выдачу иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну (при этом тайну «изменник родины» мог узнать не только по долгу службы, но и по «работе, учебе или в иных случаях»); а также 2) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.


Иными словами, в соответствии с нововведениями в Уголовном кодексе, даже официальная работа по контракту с иностранными гражданскими организациями может быть признана преступной – в случае, если будет установлено, что данные структуры работали против России.

Новый закон не коснулся санкций статей: они остались прежними: за государственную измену полагается от 12 до 20 лет лишения свободы; за шпионаж грозит от 10 до 20 лет.

Наказание за хищение гостайны планируется вполне солидное: штраф от 200 до 500 тысяч рублей либо в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от года до 3 лет либо лишение свободы на срок до 4 лет. При отягощающих обстоятельствах (использование спецсредств) или перемещение носителей таких сведений за пределы страны, предусмотрена санкция в виде лишение свободы от 3 до 8 лет.

В настоящее время самым суровым наказанием за государственнуюизмену и шпионаж является 20-летний тюремный срок.

Новый закон многие правозащитники считают неконституционным. Об этом говорил омбудсмен Владимир Лукин и члены Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ. На прошедшем 12 ноября заседании СПЧ В.Путин признал, что закон необходимо «изучить более детально». Президент согласился с тем, что необходимо избежать «расширительного толкования» понятия государственной измены.

Заключение

Благополучное развитие и даже существование Российской Федерации как суверенного государства невозможно, если не обеспечить ее национальную безопасность. Право не может и не должно отрешаться от решения проблемы обеспечения безопасности государства. Именно ему должна быть отведена ведущая роль в этом вопросе. Преступления, посягающие на основы государственного устройства и безопасность страны, всегда квалифицировались как особо опасные.

Проведенное в работе исследование позволило выявить положительные тенденции в новом законодательстве о государственной измене. Следует отметить, что действующее законодательство более универсально и адекватно происшедшим изменениям. Кроме того, ликвидированы прежние противоречия. Среди положительного хотелось бы отметить тот факт, что в законодательстве поддерживается единообразие в понимании адресата - иностранное государство, международная либо иностранная организации или их представители.

Однако нельзя останавливаться на достигнутом в целях превенции роста преступлений против государственной власти, в том числе государственной измены, следует постоянное совершенствование действующего законодательства в данной сфере отношений.


В настоящее время наблюдается положительная тенденция в устранении пробела в уголовно-правовом регулировании в диспозициях статей «Государственная измена» и «Шпионаж»: к числу адресатов добавлены международные организации и их представители.

Однако для государства и законодателя по-прежнему остаются актуальными следующие основные задачи:

  • формирование нормативно-правовой базы системы защиты государственной тайны;
  • совершенствование структуры, материально-технического и кадрового обеспечения этой системы;
  • проведение научных исследований и технических разработок в интересах осуществления мероприятий по защите государственной тайны;
  • создания и внедрения механизма реализации Закона РФ «О государственной тайне».

Для решения данных задач необходимо:

  1. Внести поправку в закон «О государственной тайне РФ» о том, что — «уже фактически доступны неопределенному кругу лиц сведения не являются государственной тайной»;
  2. Правительство РФ должно разработать методики по определению ущерба, нанесенного безопасности России, вследствие разглашения сведений, составляющих государственную тайну;
  3. Правительству РФ необходимо разработать открытые методики использования информации с грифом «для служебного пользования»;
  4. Провести экспертную оценку законодательства, регламентирующего государственную тайну, на соответствие требованию правовой определенности;
  5. Органам исполнительной власти необходимо в соответствии с Конституцией РФ опубликовать все Перечни сведений, относимых к государственной тайне, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина России.

Из-за ограничения объема и недостаточной практики нововведений (закон вступил в силу только 14 ноября), объективные факторы свидетельствуют о том, что данная тема требует дальнейшей разработки.

Список использованной литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 12.11.2012).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
  3. Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1«О государственной тайне» (ред. от 08.11.2011).
  4. Закон РФ от 05.03.92 N 2446-1 «О безопасности».
  5. Указ Президента РФ от 30.11.1995 №1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (ред. от 21.09.2011).
  6. Сумин А.А. Комментарий к Закону РФ «О государственной тайне». – М.: НОРМА, 2015.
  7. Спектор Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2016.
  8. Тимошенко В.А., Смушкин А.Б. Комментарий к Закону РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» (постатейный) – подготовлен для системы КнсультантПлюс, 2012.
  9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. А.В. Бриллиантова). – М.: «Проспект», 2017.
  10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ под ред. А.И. Чучаева. – М.: «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2017.
  11. Курс уголовного права в пяти томах. Том 5. Особенная часть/Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М.: Зерцало, 2012.
  12. Уголовное право. Особенная часть: учебник/отв. ред.И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. – М.: Норма, 2016.
  13. Уголовное право. Особенная часть: Учебник./Под ред. д.ю.н., пр-ра Л.В. Иногамовой-Хегай, д.ю.н., пр-ра А.И. Рарога, д.ю.н., пр-ра А.И. Чучаева. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2016.
  14. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник. /под ред. В.П. Ревина,. – «Юстицинформ», 2015 г.
  15. Андриченко Л.В., Вишняков В.Г., Гравина А.Л. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ/Л.В. Андиченко, В.Г. Вишняков, А.Л. Гравина /Журнал российского права. 2015. № 2.
  16. Вус М.А., Федоров А.В. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации. СПб., 2013.
  17. Кулев, А. Г. Государственная измена в форме иного оказания помощи / А. Г. Кулев/ «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. - 2016. - № 2.
  18. Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасностив системе конституционного строя России/В.В. Мамонов /Журнал российского права. 2013. № 6.
  19. Трунов И.В., Трунова Л.К. Правовое регулирование государственной тайны // Юрист. – 2012. – №8.
  20. Шумилов А.Ю. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: комментарий к главе 29 УК РФ с постатейным приложением нормативных актов и документов. – М.: Издатель И.И. Шумилова, 2015.
  21. «Российская газета» - Федеральный выпуск №5935 (262)от 14.11.2017.
  22. СПС КонсультантПлюс.
  23. http://top.rbc.ru/society/14/11/2017/824860.shtml