Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Формы государственной измены).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мотивами совершения государственной измены могут служить политические соображения, корысть, любая другая личная заинтересованность. В данном случае они не важны для квалификации преступления, однако значение они приобретают и учитываются при назначении наказания, обосновано это тем, что мотивы преступных действий большое значение имеют в раскрытии механизма совершения преступления, а также для определения степени вины и назначении соответствующего наказания.

Особого внимания заслуживает примечание к статье 275 УК РФ предусматривающее освобождение от уголовной ответственности лицо, совершившее преступления, предусмотренные статьями 275, 276 и 278 УК РФ. Подобное освобождение относится в теории уголовного права к специальным случая, его наступление возможно при добровольном и своевременном сообщении в специальные органам власти, а так же, если лицо иным способом содействовало в предотвращении дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации. Действует данное исключение только, если в его действиях нет состава иного преступления. Подобные положения имеют важное превентивное значение, поскольку с их помощью расширяется рамки деятельного раскаяния. Подобная поощрительная норма имеет целью продемонстрировать лицу, совершившему подобное преступление, возможность освобождения его от уголовной ответственности, в случаях выполнения им условий, указанные в законе.

1.2 Формы государственной измены

В соответствии с действующим законодательством государственная измена может совершаться в трех формах:

  • шпионаж;
  • выдача государственной тайны;
  • оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности.

Шпионаж, предусмотрен статьей 276 УК РФ: «определяется как передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации».

Шпионаж по праву считается одним из самых древних преступлений. Каждая иностранная разведка в качестве первоочередной задачи имеет не только сбор сведений, являющихся государственной тайной, которые возможно в дальнейшем использовать против соответствующего государства, но и вербовку граждан этого государства. Вербовка осуществляется с целью оказания разведке и его государству помощи в получении интересующих их сведений. Таким образом, шпионаж непосредственно связан с посягательством, осуществляемым на безопасность государства иностранными гражданами и лицами без гражданства.


Шпионаж как преступление, не имеет специального субъекта, т.е. данное деяние может совершаться как гражданином РФ, так и иностранным гражданином, а равно лицом без гражданства. В случаях совершения шпионажа иностранным гражданином или лицо без гражданства он представляет собой самостоятельный состав преступления, ответственность за которое предусмотренная статьей 276 УК РФ. При этом следует уточнить, что в случаях, когда российский гражданин выступает в роли соучастника – организатора, подстрекателя или пособника шпионажа, предусмотренного статьей 276 УК, его действия следует квалифицировать как государственную измену, совершаемую в форме иного оказания помощи иностранному агенту в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Таким образом, субъектом шпионажа является физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в рамках статьи 276 УК кроме перечисленного, обладающий признаками специального субъекта, т.е. являющийся иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Непосредственный объект преступления являются общественные отношения, по средствам которых обеспечиваются внешняя безопасность, суверенность и территориальная целостность страны.

Объективную сторону преступления представляют действия, направленные на передачу; собирание; похищение или хранение с целью передачи иностранному агенту сведений, представляющих собой государственную тайну, а также непосредственная передача или собирание по заказу иностранной разведки сведений, не имеющих статуса государственной тайны, но в дальнейшем используемые в ущерб внешней безопасности России.

Соответственно предметом данного преступления могут выступать любые сведения, статуса гостайны, а также любые специально собираемые сведения, критерием в данном случае служит возможность использования в ущерб внешней безопасности государства. Иначе говоря, предметом шпионажа составляют сведения двух категорий:

  • сведения, являющиеся государственной тайной;
  • прочие сведения, собранные по заказу иностранной разведки и используемые в дальнейшем для причинения вреда внешней безопасности РФ.

Состав преступления формальный – оконченным будет являться совершение любого из указанных в диспозиции действий.

Субъективная сторона шпионажа представлена прямым умыслом. Преступник при совершении данного вида преступления, осознает общественно опасный характер своих действий, а также желает их совершения. При совершении данного вида преступления преследуется специальная цель, заключающаяся в использовании полученных сведений в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.


Следует помнить, что лица, совершившие преступления, ответственность за которые предусмотрена статьей 276 УК РФ, также может быть освобождено от уголовной ответственности с применением примечания к статье 275 УК РФ.

Вторая форма государственной измены будет подробно рассмотрена во второй главе данной работы.

Третьей формой государственной измены является иное оказание помощи, которое представляет собой совершение различных действий, не подпадающих под квалификацию как шпионаж или разглашение гостайны. Подобные действия направлены на содействие иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Преступление, образующее данную форму государственной измены, считается оконченным с момента совершения любого действия по оказанию помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителямуказанной деятельности. Следует обратить внимание на тот факт, что при совершении государственной измены в данной форме не имеет принципиального значения инициатива их совершения - по заданию иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителем или по собственной инициативе.

Действия гражданина России при совершении данного посягательства всегда предполагают их направленность на оказание содействия иностранному субъекту в проведении деятельности против безопасности РФ. Оказание помощи всегда объективно выражается в установлении контакта между гражданином РФ и представителем иностранного субъекта, который осуществляет деятельность, направленную против безопасности России. В.Н. Рябчук пишет о том, что удачнее в этом случае использовать термин «сговор»[7]. Таким образом, ученые, так или иначе, констатируют необходимость наличия определенной связи, взаимной осознанности в действиях указанных субъектов.

Глава 2. Государственная тайна в российском уголовном законодательстве

2.1 Понятие государственной тайны


Еще одной формой государственной измены является разглашение государственной тайны, подразумевающее передачу, а равно сообщение интересующих сведений иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Ответственность за данное преступление предусмотрена статьей 283 УК РФ. По характеру действий данная форма мало чем отличается от передачи таких сведений при шпионаже Различия просматриваются по субъекту. В данном случае преступник не собирает и не похищает сведения, составляющие государственную тайну, он ими располагает ими в силу службы или работы. Представляется, что разглашение и передача сведений, являющихся государственной тайной, понятия тождественные. Вызывает сомнение целесообразность выделения разглашения гостайны в отдельную форму измены при наличии такой формы как шпионаж. Понятие шпионажа не ограничивает сведений их обязательным предварительным собиранием или похищением.

В своем выступлении на слушаниях в Совете Федерации Представитель ФСБ России Юрий Горбунов обратил внимание, что закон[8] расширяет «субъектный состав» статьи Уголовного кодекса РФ «Разглашение государственной тайны». Доказательством подобного расширения является тот факт, что в сегодняшний день значительно расширился круг лиц, получивших доступ к государственная тайна, к ним, в частности относятся лица, обучающиеся в различных учебных заведениях, в т. ч. в военных, а также категория судей и присяжных заседателей, допускаемых в разовом порядке к сведениям, составляющим гостайну на время судебного заседания.

В соответствии со статьей 283 УК РФ разглашение государственной тайны представляет собойпередачу или огласку лицом сведений, которому данные сведения доверены или стали известны в связи с исполнением служебный обязанностей на работе, или они стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены, т.е. совершение действий, связанных с передачей иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям указанных сведений лицом, которому они были доверены по службе или работе либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения. В этом состоит отличие разглашения государственной тайны от шпионажа, при котором передаются либо хранятся с целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе (работе).

Одним из первостепенных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной безопасности остается укрепление правовых основ защиты государственной тайны. Сложившееся в наше время положение в данной области требует разработки современной концепции правовой защиты государственной тайны. Прежде всего, необходимо определиться что взять за оптимальное основание для отнесения информации к категории государственной тайны. Данная концепция правовой защиты информации, содержащей государственную тайну, должна отражать доктрину, учитывающую имеющиеся ресурсы и возможности, совокупность официально закрепленных задач и принципов, целей и основных направлений, а также государственной стратегии в сфере обеспечения правовой защиты секретных сведений от внешних и внутренних угроз различного характера: политического, экономического, военного и т.п.


Конкретный перечень сведений, являющихся государственной тайной, зафиксирован в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне». При этом данный перечень имеет достаточно общий характер. Сведения в списке категорируются без учета величины ущерба, который они могут нанести в случае их несанкционированного разглашения. Следовательно, для данных подгрупп трудно определить какую-либо степень важности и, как следствие, степень засекреченности. Поэтому ст. 9 Закона «О государственной тайне» требовала в дальнейшем последовательной детализации данного перечня сведений, являющихся государственной тайной. В данном перечне, утверждаемом Президентом Российской Федерации, следует уточнить тот факт, что данный перечень открыто публикуется, по необходимости указываются органы государственной власти, наделенные полномочиями распоряжаться указанными сведениями. Степень детализации развернутых перечней проявляется в учете ведомственной или отраслевой специфики, что, в свою очередь, позволяет оценивать ущерб, причиняемый распространением указанных в них сведений. Экспертная оценка количественных и качественных показателей такого ущерба, наносимого интересам предприятия, учреждения или организации, может осуществляться организацией – владельцем указанных сведений или вышестоящим органом в соответствии с вышеупомянутыми нормативно-методическими документами[9].

Распоряжениями Президента РФ[10] Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически изменяется и утверждается[11].

Сведения относятся к государственной тайне в российском законодательстве на основе перечневой системе, представляющей собой пирамиду. При этом стоит отметить, что открытый и опубликованный Закон «О государственной тайне» и Перечень содержат только категории секретных сведений, а не сами сведения, отнесенные к категории государственной тайны. Кроме того, законодательный пробел заключается в том, что ни Закон, ни Перечень не устанавливают степень секретности тех или иных сведений. Данная информация содержится в секретных и закрытых перечнях, представляемых межведомственной комиссией по защите государственной тайны, их формирование происходит по предложениям органов государственной власти на основании открытого Перечня сведений.