Файл: Цели создания запасов и их классификация (Методы управления запасами).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии
1.1.Понятие и классификация запасов
1.2.Методы управления запасами
Глава 2. Анализ системы управления запасами на предприятии
2.1. Характеристика деятельности филиала энергетических источников «ГУП «ТЭК СПб»
2.2. Анализ существующей системы создания и управления запасами в организации
3.1. Организация разработки и реализации планов снабжения запасными частями и материалами
Введение
Актуальность темы заключается в том, что материальные запасы призваны обеспечивать непрерывность производственного процесса, потребления и реализации. Определенные объемы запасов формируются в связи с наличием сезонного колебания рыночного спроса на некоторые непродовольственные товары при относительно равномерном их производстве.
Необходимость обеспечения материальных запасов на предприятиях связана с такими факторами, как специализация предприятия, развитие транспортных связей, скорость доставки и др. Они образуются под воздействием спроса, размер которого неизвестен, поскольку спрос - весьма динамичная категория.
Таким образом, формирование и поддержание необходимого уровня материалов на предприятиях имеет значительные расходы на их создание и последующее содержание. Для бесперебойного производственного процесса и эффективной продажи товаров при минимальных издержках на обслуживание запасов компании реализуют систему управления запасами через такой инструмент как нормирование.
Объект работы – материальные запасы предприятия.
Предмет – управление запасами на конкретном предприятии.
Цель работы заключается в комплексном анализе понятия и видов запасов, анализ их использования и системы управления, а также нормативно-правового регулирования.
В связи с этой целью ставятся задачи:
- дать понятие и классификацию запасов
- описать методы контроля за состоянием запасов предприятия
- дать общую характеристику деятельности предприятия "ГУП "ТЭК СПБ"
- проанализировать учет материалов и запасных частей организации
- рассчитать экономическую эффективность существующей системы информационно-программного обеспечения управления материально-производственными запасами
- предложить основные мероприятия по совершенствованию системы управления материалами
- оценить эффект от предложенных мероприятий.
Работа состоит из трех частей. В первой главе рассматривается сущность и классификация запасов организации. Во второй главе дается анализ системы управления материалами и запасными частями в "ГУП "ТЭК СПБ". Третья глава посвящена разработке мер по совершенствованию системы управления запасами.
Для раскрытия темы были использованы нормативно-правовые акты, учебные пособия в области экономики предприятий, внутренние документы "ГУП "ТЭК СПБ", ресурсы Интернет.
Глава 1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии
1.1.Понятие и классификация запасов
Товарно-материальные запасы (ТМЗ) или просто запасы – это активы сроком службы менее одного года, участвующие в деятельности предприятия, в том числе в производстве, и переносящие свою стоимость на себестоимость готовой продукции, товаров, работ или услуг полностью и, как правило, единовременно.
К товарно-материальным запасам относятся [12, c.115]:
Сырье и материалы – предметы труда, которые используются в производстве.
Покупные полуфабрикаты – материалы, которые прошли определенную стадию обработки, но еще не являются готовой продукцией.
Топливо – запасы, используемые в обогреве, либо в приведении в движение транспортных средств (например, бензин, керосин, газ, уголь, мазут).
Тара и тарные материалы
Запасные части – запасные части для различного оборудования.
Прочие ТМЗ – запасы, не включаемые в другие группы, например, канцелярские принадлежности.
Незавершенное производство - это продукция, не прошедшая весь цикл производства на конец отчетного периода.
Готовая продукция – это продукция прошедшая весь цикл производства и на конец отчетного периода переданная на склад.
Товары – запасы, купленные с целью дальнейшей перепродажи.
Рисунок 1.1. Классификация запасов [23]
Материальные запасы призваны обеспечивать непрерывность производственного процесса, потребления и реализации. Определенные объемы запасов формируются в связи с наличием сезонного колебания рыночного спроса на некоторые непродовольственные товары при относительно равномерном их производстве.
Необходимость обеспечения материальных запасов на предприятиях связана с такими факторами, как специализация предприятия, развитие транспортных связей, скорость доставки и др. Они образуются под воздействием спроса, размер которого неизвестен, поскольку спрос - весьма динамичная категория.
Приведенные выше моменты говорят о том, что запасы являются экономической категорией, которая выражает многосторонние взаимоотношения между участниками хозяйственной деятельности.
Таким образом, материальные запасы представляют собой ресурсы или предметы, использующиеся на предприятиях.
Система управления запасами представляет собой правила и способы регулирования запасов, которые способствуют контролю уровня материальных запасов и определению тех запасов, которые необходимо поддерживать на должном уровне [21, c.170].
Все компании располагают определенными запасами материальных ценностей, руководствуюсь несколькими принципами (Таблица 1.1):
Таблица 1.1
Принципы управления запасами [13, c.56]
Содержание
Принцип |
|
Обеспечение текущей деятельности компаний |
Материальные запасы обеспечивают некоторую степень гибкости в торговле. Например, наличие нужной величины запасов позволит уменьшить потерю времени в случае необходимости немедленных продаж дополнительных единиц продукции |
Необходимость учета колебания спроса на товар |
Для уменьшения колебания спроса, компании поддерживают определенный резерв запасов готовой продукции |
Гибкость продаж |
Запасы способны увеличить время реализации товаров, что может дать возможность в планировании более дешевого торгового процесса |
Преимущества от размера заказа на закупку материалов |
Издержки, связанные с доставкой товаров, указывают на преимущества более крупного заказа: чем больше объем поставки, тем меньше издержек будет на единицу продукции. Для поддержания запасов компании направляют определенные денежные средства. |
Материальные запасы подразделяются на следующие основные группы [19, c.42]:
Рисунок 1.2. Классификация запасов предприятия [29]
Поступление товарно-материальных ценностей на предприятие в основном поступают от поставщиков. С ними же поступают расчетные документы: счет-фактуры, накладные, товарно-транспортные накладные. Материалы завозятся на склады предприятия, где приемку ведет материально-ответственное лицо - заведующий складом. Если зав. склад отчитывается часто, то эти документы являются приходными по складу и он приложит их к своему материальному отчету. Если редко, то расчетные документы сразу же передаются в бухгалтерию и на основании их ведется учет расчетов с поставщиками. Вместо их зав. склад составляет документ Приходный ордер, где указывается наименование предприятия, дату, номер документа, от какого поставщика получено, на основании каких расчетных документов, количество материалов, их цена и сумма. Подписывает сам и тот, кто осуществил поставку. В данном случае в качестве приходных документов по складу будут приходные ордера [14, c.116].
При приемке ТМЗ доставленных транспортом поставщика, могут быть выявлены отклонения в их количестве и качестве с данными сопроводительных документов поставщика; могут быть приняты запасы, поступивших без документов. В этих случаях составляется Акт приемки запасов. Акт составляется в двух экземплярах приемной комиссией с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя поставщика.
После приемки запасов акты с приложением документов (товарно-транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр в бухгалтерию предприятия для учета движения запасов, а другой – поставщику [20, c.87].
Наличие данного акта исключает выписку приходного ордера. Приходные документы составляются в день поступления запасов.
При приобретении запасов на рынке у индивидуального предпринимателя или продавца работающего по разовому талону составляется Закупочный акт. Для того что бы он был правильно оформлен и имел статус финансового документа, подтверждающий факт покупки ТМЗ, в нем необходимо указывать наименование рынка (печать или штамп администрации рынка), номер квитанции об уплате физическим лицом - продавцом сбора за право реализации товаров на рынке или номер патента, свидетельства, сертификат соответствия.
Для учета движения ТМЗ внутри предприятия применяется Накладная на внутреннее перемещение материалов. Кроме этого накладная составляется со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных материалов. Материально-ответственные лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху - для списания материалов, другой - складу для оприходования [17, c.175].
Для оприходования запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ, применяется Акт об оприходовании запасов, полученных при разборке и демонтаже основных средств. Акт составляется комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий - у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр прилагает к предъявленному счету для оплаты подрядчику.
Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды, содержание зданий, ремонтные работы и т.д. К ним также относится Лимитно-заборная карта. Зная, объем заказа, т.е. точный объем продукции, на основании плановой или нормативной калькуляции, производственный отдел определяет необходимый объем материалов - лимит и выписывает лимитно-заборную карту, где указывает лимит материалов на отпуск. Выписывается карта в двух экземплярах. Один - цеху, другой - складу. При отпуске материалов со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте, а представитель получателя в лимитно-заборной карте склада. В общей лимитно-заборной карте после каждого отпуска материалов выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию. На их основании оформляется учет отпуска материалов, а также осуществляется контроль за соблюдением установленных лимитов и их отпуск на производство. По лимитно-заборной карте также ведется учет неиспользованных материалов (возврат) [19, c.120]. При этом каких-то дополнительных документов не составляется.
Если лимитно-заборные карты используются при постоянном систематическом отпуске материалов, то для однократного отпуска материалов для хозяйственных и прочих нужд оформляется Акт требование на замену (дополнительный отпуск) материалов. Акт-требование выписывается в двух экземплярах отделением потребителя (например, мастером или начальником цеха). Один остается у получателя материалов с распиской зав. склада, другой у зав. склада с распиской получателя.
Материальные ценности, которые требуются производственным подразделениям периодически или однократно отпускаются со склада по накладной на отпуск запасов на сторону [10, c.104]
В установленные сроки планом документооборота все отчеты о движении ТМЗ предоставляются в бухгалтерию предприятия.
Таким образом, формирование и поддержание необходимого уровня запасов на предприятиях имеет значительные расходы на их создание и последующее содержание. Для бесперебойного производственного процесса и эффективной продажи товаров при минимальных издержках на обслуживание запасов компании реализуют систему управления запасами через такой инструмент как нормирование.
1.2.Методы управления запасами
В соответствии со стандартами финансовой отчетности наиболее применимы следующие методы оценки и управления товарно-материальными запасами [17, c.198]:
1. Метод средневзвешенной стоимости.
При этом методе для определения себестоимости реализованной партии ТМЗ сначала необходимо найти среднюю себестоимость одной единицы, а затем умножить ее на количество проданных единиц.
Пример: Организация занимается куплей-продажей карандашей. В течение месяца у нее были следующие покупки:
Таблица 1.2
Пример оценки материалов по методу 1 [27]
№ |
Покупка (шт.) |
Цена |
Стоимость |
1 |
10 |
30 |
300 |
2 |
15 |
35 |
525 |
3 |
20 |
25 |
500 |
Итого |
45 |
1 325 |
В конце месяца реализовано 20 карандашей. Определить себестоимость реализованных карандашей.