Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Форма государственного устройства как один из аспектов формы государства
1.1. Классификация основных форм и типов государств
1.2. Виды форм государственного устройства
Глава 2. Форма государственного устройства как способ территориальной организации государства
2.1. Унитаризм как форма территориальной организации государства
2.2. Федерация как форма государственного устройства
Глава 3. Форма государственного устройства в виде объединения государств
В общем виде межгосударственное объединение можно определить как союз государств созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Развернутая дефиниция данной категории такова: межгосударственное объединение - это региональный союз государств, созданный в целях интеграции государств-участников, сохраняющих суверенитет, но передающих определенную часть своих полномочий надгосударственным органам, с помощью которых они координируют собственную деятельность и деятельность самого объединения.
Различные авторы к видам объединений государств кроме конфедерации относят империю, инкорпорацию, кондоминиум, протекторат, содружество государств, сообщество государств, сюзеренитет, унию.
Личная уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины отстранены от участия в наследовании трона, а в другом – вправе претендовать на престол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становиться наследником одновременно двух монархов в разных государствах. Столь же случайно они и распадаются, хотя эта случайность запрограммирована устройством унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого государства его царствование не состоится.
Наиболее древней формой интеграции государств была империя, под которой обычно понимают насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания либо оказания иного вида давления (экономического, политического и т.п.). Ее характеризуют обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (Римская, Британская, Российская, Османская) существовали в различные исторические эпохи. В современном мире их нет, поскольку с развитием международного права в отношениях между государствами стал преобладать добровольный, договорный метод объединения.
В период средневековья на международной арене появились такие формы объединений государств, как протекторат и сюзеренитет. В юридической литературе отмечается, что протекторат представляет собой такой правовой союз между государствами, при котором одно государство оказывает внешнеполитическое и военное покровительство другому, фактически зависимому от него государству. Во внутренней политике последнее обладает определенной самостоятельностью. При этом соответствующие органы покровительствующего государства одновременно осуществляют компетенцию защищаемого государства. Протекторат возможен на начальном этапе отношений между бывшими колониями и их метрополией[11].
Сюзеренитет как форма международно-правовых отношений существовал между сильными более слабыми (вассальными) государствами. Эти два вида схожи по характеру отношении между государствами-участниками объединений, однако при возникновении сюзеренитета (как империи) присутствует фактор подавления воли слабого государства. Подобные объединения государств в настоящее время не встречаются.
Среди монархических государств в свое время получил распространение такой вид их объединений, как уния – общность государств, возглавляемых единым монархом. Исторически сложились две разновидности унии – личная и реальная.
Личная уния – это форма межгосударственного объединения, возникающая тогда, когда монарх приобретает права на корону другого государства в порядке престолонаследия, в результате случайного совпадения либо вследствие того, что одно государство передает права на корону монарху другого государства. Примерами личной унии являются унии между Саксонией и Польшей 1697-1763 гг., Великобританией и Ганновером 1714-1837 гг., Нидерландами и Люксембургом 1815-1890 гг.
Личные унии в наше время встречаются как исключение. Например, Княжество Андорра (каталан. Principat d'Andorra, исп. Principado de 'Andorra, франц. Principaute d'Andorre), государство на юго-западе Европы, в Восточных Пиренеях, в котором главы государства - президент Франции и епископ Урхельский. Такое положение существует с 1278 г.
Согласно ст. 43 Конституции Княжества Андорра (титул 3 «Соправители») в соответствии с институциональной традицией Андорры соправители являются совместно и раздельным образом главой государства и воплощают собой верховное представительство. Соправителями как в учреждении, уходящем корнями в Пареаж и претерпевшим историческую эволюцию, являются в личном и исключительном качестве епископ Урхельский и Президент Французской республики. Их полномочия, которые основываются на настоящей конституции, равны. Каждый из них приносит присягу и обязуется осуществлять свои полномочия в соответствии с Конституцией. Оба имеют титулы князей Андорры и представлены в стране наместниками – викариями. Викариев епископа сменяют через три года, а викарием президента Франции служит назначаемый пожизненно префект французского департамента Восточные Пиренеи.
Реальная уния означает правовой союз государств на основе создания общего института главы государства – монарха и других общих органов государственной власти. В рамках реальной унии может сохраняться суверенитет союзных государств. Так, в унии Швеции и Норвегии 1814-1905 гг. помимо монарха общими были органы внешних сношений. Суверенитет союзных государств был ограничен исключительно в области внешней политики.
В настоящее время примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа стран – членов Британского Содружества. В его состав входят 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-экономических отношениях с центром Содружества — Великобританией. И только 14 из них (Австралия, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка и др.) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими связями, скрепляющими Содружество. Необходимо добавить, что королевская власть установлена не только над федеративными государствами, такими как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом, провинцией), составляющими территориальное пространство этих стран.
С развитием международной интеграции в юридической литературе стали выделять в качестве самостоятельных форм межгосударственного устройства кондоминиум, фузию и инкорпорацию[12].
Кондоминиум - совместное управление одной территорией двумя или несколькими государствами, которые совместно осуществляют над ней свой суверенитет на основе соответствующего соглашения. В качестве примера приводят факт, когда соглашением 1899 г. Великобритания и Египет установили кондоминиум над Суданом. При таких отношениях между государствами не возникает объединения. Они делят сферы влияния, поскольку государство, над которым устанавливается управление, в соглашении не участвует, между государствами не наблюдается никаких интеграционных процессов.
Фузией признается слияние государств, результатом которого является появление нового государства. Примером может служить воссоединение Республики Германии и Германской Демократической Республики.
Инкорпорация определяется как включение одного государства в состав другого на основании соглашения. Некоторые авторы называют инкорпорацией присоединение Латвии, Литвы и Эстонии к Союзу ССР в 1940 г.
Фузию и инкорпорацию нельзя рассматривать в качестве форм государственных объединений, так как в результате никакого межгосударственного объединения не возникает, поскольку государства в данных случаях объединяются с целью полного слияния. Поэтому названные явления отражают способ образования нового государства, но не обозначают определенный вид межгосударственного объединения.
Современное государствоведение выделяет новые формы объединений государств, сформировавшиеся в XX в.: содружество и сообщество государств. Профессор А.Б. Венгеров называет содружество весьма редким, еще более аморфным, чем конфедерация, но, тем не менее, организованным объединением государств, характеризуемым наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Профессор Ю.А. Тихомиров отмечает, что содружество - это наиболее мягкая форма межгосударственного объединения. Условиями, обусловливающими создание содружеств, являются отношения в сфере экономики, в области права, языковая общность, единство в культурной среде, религии. По мнению ряда авторов, содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно развивается в конфедерацию и даже федерацию либо является этапом окончательной дезинтеграции союза государств.
Сообщества государств схожи по своим признакам с содружествами, но обладают менее прочными интегративными связями. Объектом деятельности таких объединений могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.
В научной литературе объединения государств предлагается классифицировать, исходя из следующих критериев[13]:
1. время существования: существование в прошлом (империи, инкорпорации, протектораты, сюзеренитеты, унии) и существующие в современном мире (конфедерации, содружества и сообщества государств);
2. способ образования: силовым (оккупация, аннексия) или правовым путем (например, международный договор);
3. укрепление интеграционных связей между государствами-участниками объединения.
В этой связи современные межгосударственные объединения в порядке ограничения объема суверенных прав образуют следующую последовательность: сообщества государств, содружества государств, конфедерации. В доктрине теории государства и права и международного права нет единства мнений о правовой природе межгосударственных объединений. Вопрос о правосубъектности этих образований также остается дискуссионным. Неоднозначно определяются правовая природа и правосубъектность Евросоюза, Содружества Независимых Государств и Союзного государства России и Белоруссии, хотя при регистрации Договора и Устава Союза Беларуси и России в ООН в сентябре 1997 г. он был признан международной межправительственной организацией.
В настоящее время большинство межгосударственных объединений имеют двойственную природу. С одной стороны, они представляют результат скоординированной деятельности различных государств и с этой точки зрения являются международными образованиями, с другой – многие особенности данных объединений делают их похожими на федерацию.
Анализ интеграционных процессов Европе свидетельствуют, что их отличительной особенностью является своеобразное преломление в них элементов конфедеративных федеративных образований. Государственные начала в Европейском союзе проявляются в унифицированном законодательстве, наличии центральных органов, их структуре и компетенции. Налицо классическая триада властей, которую осуществляют осуществляют Европарламент, Совет, Комиссия и Суд. При решении вопросов, отнесенных к его компетенции, Евросоюз обладает полной самостоятельностью. В соответствии с Маастрихтским договором по истечении переходного периода государства, входящие в него, лишаются суверенных прав заключения торговых соглашений с другими государствами и передают их в общую компетенцию Европейского союза.
Однако пока преждевременно рассматривать последний в качестве сложившегося государства. В данный момент его международно-правовой статус не идентифицирован. Евросоюз вышел за рамки известных ранее политико-правовых объединений и не укладывается ни в одну из существующих теоретических схем государства и межгосударственного союза, поскольку не является государством в обычном понимании и не подпадает под признаки федерации либо конфедерации. Это еще не федерация, но уже не классическая конфедерация. Поэтому наиболее точно состояние государств, образующих Европейский союз, можно охарактеризовать с помощью конструкции «квазифедерация».
Понятие «квазигосударство» применимо к Союзному государству России и Белоруссии, которое в правовых актах позиционируется как государство, но не обладает классическим набором признаков государства.
Заключение
Итак, формой государственного устройства является политико-территориальное устройство государства, а также характер взаимоотношений между центральными и местными властями. По форме государственного устройства государства принято делить на унитарные, федерации и конфедерации.
Унитарным (unus (лат.) - один) является единое государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственности или суверенитетом.
Приведем характерные признаки унитарного государства:
1. Единые для всей страны законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами. Существует единая конституция на уровне всей страны, а также общая налоговая и кредитная политика.
2. Административно-территориальные единицы унитарного государства суверенитетом не обладают. У них нет своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.
3. Унитарное государство, населенное небольшими по численности национальностями, широко допускает национальную и законодательную автономию.
4. Едиными вооруженными силами осуществляют руководство центральные органы государственной власти.
5. На территории унитарного государства имеет место единое гражданство.
В отличие от унитарного государства составные части федерации (от лат. «foederatio» — объединение, союз) обладают некоторыми признаками государственности, то есть имеют ограниченный центром государственный суверенитет. Федерация - это единое государство, созданное на добровольной основе как союз государств или территориальных образований с единой конституцией, общими органами власти и управления, обеспечивающими его функционирование. Свои конституции (уставы), законодательные, исполнительные и судебные органы имеют также члены федерации. Важнейшим критерием и требованием федерализма является конституционно-правовое установление соотношения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов, регулирование взаимоотношений между ними по основным сферам жизнедеятельности единого государства.