Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий ПАО “Акрихин”.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время, не смотря на неустойчивость мировой финансовой системы, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение планирования и распределения прибыли субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа данных процессов в принятии управленческих решений, так как руководству необходима точная и детальная информация о наличии, размещении и использовании хозяйственных потенциалов экономического субъекта.

Актуальность выбранной темы работы обусловлена влиянием финансового результата деятельности компании и его рентабельности на формирование финансовых ресурсов организации и в целом ее финансовой деятельности. В этой связи представляется наиболее актуальным разработать мероприятия по улучшению качества планирования прибыли и увеличить эффективность ее распределения.

Каждая компания строит свою деятельность исходя из перспектив устойчивого получения прибыли. Так как в мире бизнеса и конкурентной борьбы никто не застрахован от ошибок и появления конкурентов, нельзя заранее предсказать какова будет прибыль в будущем. А также будут ли удовлетворены собственники уровнем рентабельности предприятия. Поэтому степень эффективности управления финансами определяется не только значимостью полученных доходов (убытков), сколько устойчивостью получения прибыли.

Финансовый результат компании - это итог хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, который может выражаться в форме нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предприятия.

Таким образом, особое значение для компании имеют доходы и расходы, поскольку являются важными элементами финансовой отчетности компании и непосредственно связаны с оценкой финансовых результатов деятельности предприятия.

Актуальность темы настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к пониманию роли прибыли в современной экономике, с другой стороны, проблемам ее получения и увеличения в сложных экономических условиях. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Основная цель данной работы – на основе анализа прибыли ПАО «АКРИХИН» рассмотреть роль прибыли в развитии экономики.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи: проанализировать теоретические основы сущности прибыли; дать оценку роли прибыли; на примере ПАО «АКРИХИН» провести анализ прибыли, определить направления ее роста.


Объектом исследования для данной работы будет являться ПАО «АКРИХИН». Предмет исследования – роль прибыли в развитии экономики.

Общие вопросы, посвященные проблемам оценки прибыли и ее роса нашли свое отражение в работах таких видных ученых и специалистов в области финансов, денежного обращения и кредита как Г.Н. Белоглазова, С.М. Игнатьев, A.A. Козлов, Ю.И. Коробов, Л.П. Кроливецкая , Г.Г. Коробова, О.И. Лаврушин, И.В. Ларионова, H.A. Савинская, А.Ю. Симановский, Б.И. Соколов, А.М. Тавасиев, K.P. Тагирбеков, A.A. Хандруев, К.Б. Шор и другие.

В данной работе были использованы различные источники получения информации, такие как публикации, научные статьи, журналы.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты распределения и использования прибыли

1.1. Прибыль – как экономическая категория

В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет прибыль. Она представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственнохозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

В деятельности любого субъекта хозяйствования в условиях рыночной экономики прибыль играет одну из основных ролей. Она является одним из основных источников финансирования деятельности предприятия, его инвестиционного и инновационного развития, средством стимулирования работников, а также формирования доходной части бюджетов различных уровней.

Еще в начале 2013 года деятельность большинства предприятий России характеризовалась ростом прибыльности, но в результате наступления мирового экономического кризиса многие компании завершите этот год с отрицательными финансовыми результатами, а некоторые из них, после окончательного объявления себя банкротами и вовсе прекратили свою деятельность. Особенно пострадали крупные фирмы, осуществляющие свое инвестирование за счет заемных средств банка в виде овердрафта или при помощи других способов кредитования субъектов хозяйствования.


Однако не один лишь кризис являлся причиной убыточности большинства предприятий, такой результат объясняется и существовавшим ранее низким уровнем экономической рентабельности, и неоптимальной структурой источников формирования прибыли. Такая структура в преобладающей части предприятий формируется не от операционной, а от других видов деятельности. Более 60% прибыли предприятия используется не на его развитие - капитальные инвестиции, а на текущее потребление.

Целью статьи является уточнение сущности прибыли предприятий в условиях рыночной экономики на основе критической оценки различных авторов[1].

В условиях рыночной экономики отдельные теоретические выводы и методический инструментарий относительно управления прибылью предприятий требуют уточнения и конкретизации. На сегодняшний день отсутствует единое понимание сущности прибыли, методологические основы системного управления прибылью предприятий, учет фактора риска в процессе формирования прибыли, усовершенствование методического инструментария распределения прибыли и контроля за ее использованием.

Исключительная значимость прибыли для самого предприятия и государства обуславливает значительный и постоянный интерес ученых и практиков. Теоретические и методические основы управления прибылью предприятий исследованы в работах современных отечественных экономистов и зарубежных ученых прошлого. Так. А. Смит рассматривал прибыль, во-первых, как результат труда работника, поскольку стоимость, которую он прибавляет к стоимости материалов, распадается на две части оплату его труда и прибыль предпринимателя: во-вторых - как результат функционирования капитала.

Д. Рикардо считал, что величина прибыли зависит от заработной платы: прибыть растет, если снижается заработная штата. Одним из главных факторов повышения прибыли является общественная производительность труда, которая, возрастая, обусловливает снижение стоимости рабочей силы.

По К. Марксу, прибыль - это превращенная форма прибавочной стоимости. Он обосновал положение, что новую, увеличенною стоимость создает живой труд.

По определению И. Шумпетера, предприниматели - это новаторы, которые разрабатывают новые технологии. Именно благодаря их вкладу в организацию производства увеличивается прибыль.

Мамедов рассматривает прибыль как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).

Прибыль как экономическая категория представляет собой денежное выражение стоимости реализованного чистого дохода, основную форму денежных накоплений хозяйствующих субъектов. Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия, является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество проданной продукции, уровень ее себестоимости, состояние производительности труда.


В законодательстве России говорится, что прибыль является основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий. Предприятие осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность в целях получения прибыли (дохода).

Прибыль - один из основных источников финансовых ресурсов предприятий, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. За счет прибыли происходит формирование в значительном объеме бюджетных ресурсов государства, осуществляется финансирование расширения предприятий, материальное стимулирование работников, решение социально-культурных мероприятий и т.д. В этой связи в получении прибыли должны быть заинтересованы не только трудовые коллективы предприятий, но и государство в целом.

Мочерный С. В. считает, что прибыть - это главная цель деятельности капиталистического предприятия, которая реализуется в процессе производства и реализации товаров, и услуг с использованием наемного труда, деятельности самих предприятий, полученного синергетического эффекта от взаимодействия наемных работников со средствами производства, а также выражает определенную совокупность отношений экономической собственности при осуществлении названных видов деятельности и труда.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыть представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.


Фирмы стремятся к стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции. Они стараются избегать снижения цен для того, чтобы не породить «войны цен». Фирма не идет на повышение цен, опасаясь, что слишком высокая цена может привлечь новых конкурентов из соседних рынков. И. наконец, показатель прибыли органически не может использоваться как объективный критерий перспективности бизнеса? Прибыль, как и относительные показатели типа прибыли на инвестированный капитал, измеряет результаты прошлой деятельности компании, но не ее будущий потенциал. Концентрация усилий на прибыльности как на первостепенной цели неизбежно порождает особый стиль руководства, ориентированный на краткосрочный успех, который готов положить долгосрочную конкурентоспособность компании на алтарь сиюминутной прибыли.

Менеджеры знают, как можно без особого труда поднять текущие доходы путем сокращения издержек, снижения затрат на разработку' нового продукта и поддержки товарной марки, ограничения инвестиций. На деле же большинство таких программ по улучшению прибыльности - не что иное, как разбазаривание активов компании. Вместо того, чтобы свидетельствовать о возросшем потенциале, быстрые успехи в доходах нередко говорят скорее о подрыве будущего развития компании[2].

В менеджменте существует так называемая организмическая теория, согласно которой компания сравнивается с живым организмом. И для компании, и для организма главные цели деятельности формируются в терминах выживания и развития. Прибыль сравнивается с кислородом, необходимым для поддержания жизнедеятельности живого организма. Однако получение кислорода человек не ставит как цель своей деятельности (здесь, правда, существует негласное предположение - кислород не является ограниченным ресурсом). Отсюда вытекает, что получение, максимизация прибыли - это, скорее, не цель, а условие достижения целей выживания и развития.

Таким образом, можно сделать вывод, в современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.