Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий ПАО “Акрихин”.pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты распределения и использования прибыли
1.1. Прибыль – как экономическая категория
1.2. Понятие и факторы прибыли, ее роль в современных условиях
1.3. Виды прибыли, ее формирование и распределение
1.4. Основные направления роста прибыли
глава 2. Анализ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ на примере ПАО “Акрихин”
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ влияния факторов на формирование и использование чистой прибыли предприятия
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.
1.2. Понятие и факторы прибыли, ее роль в современных условиях
Прибыль выступает как наиболее важный показатель деятельности любой организации, так как механизм ее формирования, распределения и использования затрагивает интересы всех субъектов отношений: государства, собственников организации, ее высшего менеджмента и работников, а также интересы держателей мелких пакетов акций, партнеров и различных кредиторов. С позиции же самой организации, сущность прибыли заключается в том, что она, являясь конечным финансовым результатом ее хозяйствования, в рыночных условиях является главным источником финансирования расширенного воспроизводства ресурсов, ее производственного и социального развития[3].
Как экономическая категория, прибыль выступает частью добавленной стоимости, которая остается в организации после продажи продукции, выражает чистый доход, который создан в области материального производства, и характеризует конечный положительный финансовый результат хозяйствования организации как превышение его доходов над издержками, которые связаны с выпуском и продажей продукции, работ, услуг.
Суть прибыли, как и всякой экономической категории, отображается посредством ее функции[4].
1. Контрольная функция. Прибыль определяет экономический результат от хозяйствования организации как ее конечный финансовый итог. На результат исполнения данной функции влияют зависящие и не зависящие от предприятия факторы.
2.Воспроизводственная функция. Прибыль – один из источников расширенного воспроизводства.
3. Стимулирующая функция. Прибыль выступает единым источником формирования поощрительных фондов и социального развития, выплаты доходов собственникам, внедрения НТП. Данная функция выражается в том, что прибыль совмещает в себе финансовый итог и главный элемент финансовых ресурсов организации, который обеспечивает воплощение принципа самофинансирования. В данной функции проявляется регулирующая функция финансов.
4. Бюджетообразующая функция. Прибыль – основной источник формирования доходов бюджетной системы РФ, обеспечивает более 30% ее доходов.
5. Социальная функция. Прибыль – источник средств для реализации социальной ответственности бизнеса.
Знание экономической сути прибыли дает понимание определенных главных теоретических моментов, которые определяют ее многоплановую и многофакторную сущность.
1. Прибыль характеризует не весь доход, а долю, которая очищена от издержек. Как экономическая категория, она взаимосвязана с доходом, ценой, затратами, заработной платой, спросом, предложением и образовывается под воздействием всего многообразия факторов, которые влияют на них. На показатель прибыли будут воздействовать как внешние (в том числе) конъюнктурные факторы, так и внутренние, которые определяют результативность использования ресурсов.
2. Прибыль, как итог реализации права собственника на наличествующий у него капитал, выражается в виде компенсации за отказ от своего имущества. Потому она взаимосвязана с категориями «собственность» и «капитал», характеризует цену работающего собственного капитала и зависит от институциональных условий хозяйственной деятельности.
3. Прибыль, выступая итогом предпринимательства, выражает собой форму дохода собственника, который вложил свой капитал в предпринимательскую деятельность. Потому она взаимосвязана как с состоянием бизнес среды, так и с предпринимательскими способностями предпринимателя, системой его внутренних ценностей и принципов, которые определяют мотивацию бизнеса. В данном случае прибыль не выступает гарантированным доходом[5].
Можно сделать вывод, что с одной стороны, прибыль – итог выбора собственниками вариантов вложения своего капитала и реализации его предпринимательских способностей, с другой – возмещение за риск. Как следствие, с позиции собственника, организация должна обеспечить приемлемую для него прибыль, как плату за вложенный капитал, риски и предпринимательские способности по праву предпринимателя. С позиции же самой организации, как социально-экономической системы, прибыль выступает финансовым итогом использования средств, которые получены из различных источников, и главным видом финансовых ресурсов многоцелевого назначения. Данный вывод определяет в процессе распределения прибыли надобность гармоничного совмещения интересов предпринимателей в получении приемлемого для них дохода и интереса самой организации в способности обеспечения расширенного воспроизводства и социального развития коллектива.
На рисунке 1 представлена характеристика роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики.
Рис. 1 - Характеристика роли прибыли компании в рамках рыночной экономики
Оценивая роль прибыли в экономической жизни предприятий и компаний, необходимо отметить, что прибыль нужна для:
1) анализ результативности работы компании;
2) принятия решений, которые связаны с инвестированием средств в организацию, приобретением его акций;
3) достижения целей собственников;
4) применения информации о полученной прибыли прошлых отчетных лет для планирования и прогнозирования деятельности компании;
5) принятия управленческих решений (нужно оценить финансовые результаты, чтобы управленческое решение было обосновано);
6) нахождения размера налогооблагаемой прибыли.
Так как основную долю прибыли компания получает от продажи произведенной продукции, размер прибыли находится под взаимным действием большого числа факторов: изменения объема производства, ассортиментной политики, качества продукции, структуры выпущенной и проданной продукции, себестоимости отдельных видов продукции, динамики и политики цен, результативности использования производственных ресурсов.
1.3. Виды прибыли, ее формирование и распределение
По порядку своего формирования последовательно различают прибыль валовую, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль.
Валовой прибылью считается разница между выручкой от продажи товаров, работ и услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей и себестоимостью товаров, работ и услуг.
Прибыль от продаж отличается от валовой прибыли на сумму управленческих и коммерческих расходов.
Прибыль до налогообложения зависит от разности доходов и расходов от операционной и внереализационной деятельности предприятия и является основой определения налогооблагаемой базы предприятия.
Чистая прибыль предприятия (нераспределенная прибыль) определяется как прибыль до налогообложения за минусом налога на прибыль.
По источникам прибыль делится на:
1) прибыль или убыток от продажи продукции, услуг, выполненных работ;
2) прибыль или убыток от продажи излишнего имущества;
3) прибыль или убыток от внереализационной деятельности.
Прибыль или убыток от продажи продукции, услуг, выполненных работ определяется как разница между величиной выручки от продажи продукции в текущих ценах (без учета НДС и акцизов) и суммой затрат на выпуск и продажу продукции, которые включаются в себестоимость.
Прибыль или убыток от продажи излишнего имущества рассчитывается как разность между действующей ценой за реализованные имущество, материальные ценности, которые принадлежат организации, и их первоначальной либо остаточной стоимостью.
Прибыль или убыток от внереализационной деятельности определяется как разница между доходами и расходами по внереализационным операциям, т. е. доходам и затратам, которые не связаны с выпуском продукции, услуг, выполнением работ, реализацией имущества. В состав доходов от внереализационной деятельности включаются: доходы от финансовых инвестиций в ценные бумаги, выданные займы, долевое участие в капитале иных компаний, сальдо полученных и выплаченных штрафов и т. п. В состав расходов — недостачи и убытки от потери материальных ценностей по итогам ревизий и инвентаризаций, убытки прошлых лет, списание безнадежной дебиторской задолженности и т. п.
Общая сумма видов прибыли, классифицированных по источникам формирования, в прежней финансовой отчетности именовалась балансовой прибылью. В современной экономической литературе наиболее близкое к ней понятие — “прибыль до налогообложения” (общей бухгалтерской прибыли).
По видам деятельности выделяют: прибыль от обычной деятельности (ее еще называют операционной прибылью), прибыль от инвестиционной деятельности и прибыль от финансовой деятельности. Такая классификация видов прибыли связана с разделами формы № 2 и важна для анализа уровня и финансовых результатов по данной отчетности, а также анализа экономической и финансовой рентабельности.
Оценка динамики и структуры показателей прибыли, а также анализ финансовых результатов деятельности предприятий производятся обычно на базе оценки перечисленных видов прибыли и структуры составляющих те или иные виды прибыли доходов и расходов. Положительные либо отрицательные выводы об объемных и структурных изменениях прибыли делаются на основе ее факторного анализа. Соотношение прибыли от продаж, внереализационных и прочих доходов, их влияние на общую величину прибыли дает основание делать выводы о резервах роста прибыли предприятия.
Существует также классификация прибыли по характеру ее использования. Такое разделение обычно имеет отношение только к той части прибыли, которая называется чистой (или прибылью-нетто) и связана с направлениями использования заработанной предприятием в отчетный период суммы прибыли.
Н. А. Русак и другие в работе, посвященной анализу хозяйственной деятельности в промышленности, рассматривают понятие «конечный финансовый результат», под которым понимается прибыль, представляющая «…собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом». Авторами выделяются следующие показатели прибыли:[6]
1. Прибыль до налогообложения.
1.1. Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг).
1.2. Прибыль от прочей реализации.
1.3. Доходы и расходы от внереализационных операций (внереализационные результаты).
1.3.1. По ценным бумагам и от долевого участия в совместных компаниях.
1.3.2. Штрафы, пени, неустойки, уплаченные и полученные.
1.3.3. Прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в текущем году.
1.3.4. Поступления долгов и дебиторской задолженности.
1.3.5. Поступления от других организаций и компаний финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и др.
2. Прибыль до налогообложения.
3. Льготная (необлагаемая налогом) прибыль.
4. Остающаяся в распоряжении компании прибыль.
5. Чистая прибыль.
Таким образом, существует большое число классификаций прибыли. Так как главную часть прибыли компания получают от продажи произведенной продукции, сумма прибыли находится под влиянием большого числа факторов: изменения объема производства, ассортиментной политики, качества, структуры выпущенной и проданной продукции, себестоимости отдельных изделий, политики цен, результативности использования производственных ресурсов.
1.4. Основные направления роста прибыли
На современном этапе эффективность деятельности предприятий характеризуется относительной доходностью или доходностью, которая определяется показателем рентабельности - то есть соотношением прибыли с затратами. Финансовое состояние предприятия необходимо систематически и всесторонне оценивать с использованием различных методов, приемов и методик анализа. Неэффективность использования финансовых ресурсов приводит к низкой платежеспособности предприятия и, как следствие, к снижению рентабельности.
Рентабельность предприятия напрямую зависит от его прибыли. Для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать ресурсы, находящиеся в его распоряжении. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну, а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение рентабельной продукции, выпускаемой при условии ее реализации, дает значительный прирост объема прибыли.