Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы применения наглядности как принципа обучения
1.1 Значение наглядности как принципа обучения
1.2 Дидактическое обоснование наглядности
1.3 Факторы наглядности обучения
2. Применение принципа НАГЛЯДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ
2.1 Классификация наглядных средств обучения
2.2 Методика работы на уроках истории
2.2.2 Использование таблиц и схем
2.2.4 Использование картографического материала
2.3.Особенности использования наглядных сре.дств обуче.ния на уроках истории
Общие, и особе.нно обзорные карты, стали использоваться гораздо ре.же. Их приме.не.ние изме.нилось. Те.пе.рь в ряде те.м обзорных карт пре.дставле.но компле.ктом то двух до трёх штук. Они отражают ряд после.довате.льных моме.нтов в развитии изуче.ния явле.ний и состояний их в опре.де.лённый моме.нт. Это позволяе.т избе.жать пе.ре.грузки карт информацие.й.
По-иному се.годня в пре.подавании истории ве.дётся использование схе.матиче.ских карт. Локальные планы и картосхе.мы ране.е были приложе.ние.м к большим картам. Они были призваны де.тализировать отде.льные фрагме.нты большой карты. Се.годня во многих пособиях картосхе.мы стали самостояте.льными. Они пре.дставляют не только подробности вое.нной истории, но и очаги культуры, и культурно -этниче.ские проце.ссы [14 с. 8].
Для се.годняшне.го дня характе.рным являе.тся и то, что картографиче.ский мате.риал сопровождае.тся иллюстрированным рядом, те.кстом и хронологиче.скими мате.риалами.
Однако, такие атласы доступны не многим школам из-за их высокой це.ны.
Для се.годняшне.го дня характе.рным являе.тся и то, что картографиче.ский мате.риал сопровождае.тся иллюстрированным рядом, те.кстом и хронологиче.скими мате.риалами.
Формирование у школьников картографиче.ских знаний и уме.ний начинае.тся с простого де.йствия - знакомство с отде.льными странами. Зате.м - изучае.тся история е.диного мира в тот или иной пе.риод.
Карта становится одним из важне.йших сре.дств извле.че.ния сущности знаний. На заключите.льном этапе школьники поднимаются от знаний историче.ской топографии и уме.ний е.ю орие.нтироваться к пре.дставле.нию динамики ге.ополитиче.ского положе.ния государств и цивилизаций.
Одно из важне.йших направле.ний в работе с картой - это обуче.ние школьника орие.нтироваться в не.й. Оно включае.т поиск нужных объе.ктов, правильный показ на основе точных орие.нтиров и слове.сное их проговаривание. В каче.стве орие.нтиров при показе по карте нужно использовать знакомые де.тям объе.кты: города, ре.ки, моря, части суши. Поле.зным ме.тодиче.ским приёмом в этой работе являе.тся «путе.ше.ствие по карте.»: ре.бятам пре.длагают двигаться по те.че.нию ре.к, пе.ре.се.кать страны и контине.нты, плыть в морях и оке.анах [14, c. 216].
Описывая приём локализации историче.ских событий на карте, т.е. отне.се.ние их к опре.де.лённому ме.сту, нужно выявлять ускоряюще.е или заме.дляюще.е влияние ге.ографиче.ской сре.ды. Наприме.р, роль сухопутной и ре.чной торговли для Дре.вне.й Руси. Чётко получить пре.дставле.ние по этому поводу поможе.т не.большая иллюстрация или аппликация. Такой ме.тод называе.тся «оживле.ние.м» карты [2 с. 226]. Прикре.пле.ние силуэтов, фигурок способствуе.т запоминанию ме.ст историче.ских событий. Так же поле.зно пе.ре.движе.ние их по карте. Наприме.р, путь завое.вате.льных походов Святослава на Оку и Волгу, в Болгарское царство. С помощью «живой» карты учите.ль получае.т возможность выде.лить и подче.ркнуть нужные эле.ме.нты историче.ской карты, сосре.доточит внимание школьников на важне.йших объе.ктах.
Уме.ние орие.нтироваться по карте пре.дполагае.т оце.нку взаимного расположе.ния объе.ктов, расстояний, площаде.й. Для этого нужно обучать школьников пользоваться масштабом карты.
Во вре.мя работы с картой уче.ник долже.н уме.ть пользоваться ле.ге.ндой карты. Расшифровка картографиче.ской информации достигае.тся в ре.зультате длите.льных упражне.ний.
Использование масштаба и ле.ге.нды карты пре.дставляе.т для учащихся большую трудность. Для этого суще.ствуе.т систе.ма обще.принятых обозначе.ний. Это суще.стве.нно обле.гчае.т работу уче.никам.
Совре.ме.нная ме.тодика исходит из того, что ме.няющие.ся в историче.ском вре.ме.ни ле.ге.нды вме.сте с картами лучше усваиваются уче.никами, е.сли они сами участвуют в их создании. Рисование условных знаков учащие.ся выполняют с удовольствие.м. Такая работа приучае.т де.те.й к мысли, что наличие различных подходов к отображе.нию истории на картах -нормальное явле.ние [24, c. 16].
В этом смысле поле.зны и другие приёмы и упражне.ния. Школьникам пре.длагае.тся две одинаковые карты, но с условными знаками разных ле.ге.нд. Им нужно подписать города, страну, опре.де.лить вре.мя и озаглавить карту. Одинаковые по контурам карты пре.дставляют разные экономиче.ские проце.ссы, поэтому ле.ге.нды карт также различны.
Те.м не ме.не.е, к этой работе надо подходить разумно, не нарушая так называе.мого принципа «дидактиче.ского пре.ломле.ния» карты. Одно из важне.йших условий - согласование различных ле.ге.нд карт, масштабов, те.матиче.ских акце.нтов, цве.товых ре.ше.ний.
Важне.йшим уме.ние.м, помимо орие.нтирования, являе.тся чте.ние историче.ской информации в самой карте, ибо она являе.тся важным и особым источником знаний о прошлом. На основе извле.кае.мой из карты информации учите.ль учит де.те.й анализировать, сравнивать карты и выполнять пре.образующие задания.
Наприме.р: «На основе анализа карт по истории пе.рвой мировой войны кратко напишите об итогах каждого года и прокомме.нтируйте на основе получе.нной картографиче.ской информации оце.нки кампаний войны»
Объе.ктом анализа може.т быть не только карта, но и картосхе.ма. Это сре.дство должно быть освобожде.но от лишних де.тале.й. Оно призвано раскрыть только те суще.стве.нные моме.нты, бе.з усвое.ния которых не.возможно усвое.ния суще.ства событий, поэтому ме.тодист A.A. Вагин назвал их «алге.браиче.ским отраже.ние.м хода событий» [2 с. 210].
В основном используют картосхе.мы на вое.нную те.матику. Уче.ника привле.кае.т иде.я вое.нной опе.рации, е.е замысе.л, развитие мане.вра. В ходе разбора картосхе.мы, ре.бята сое.диняют различные этапы битв в е.диное це.лое, группируют рисунки-картосхе.мы, обозначая буквами битву, а цифрами -после.довате.льные этапы битв.
Наприме.р:
- Какие этапы Полтавской битвы отражае.т не.сколько схе.м?
- Заполнить ле.ге.нды к ним.
- Опре.де.лить ме.сто, где находились войска Пе.тра І и Карла ХІІ в каждый моме.нт битвы, пре.дставле.нной в картосхе.ме.
В старших классах пробле.мные задания по карте связывают и с критиче.ским анализом карт. Ме.тодика критиче.ского анализа карт близка научной критике источников, поэтому сложна для школьников. Уче.ники убе.ждаются, что карты отражают не историю вообще, автор любой карты основывае.тся на свое.м собстве.нном виде.нии прошлого. На этом этапе поле.зно сравнивать карты, изданные в, России и Западной Е.вропе, в разных странах и ре.гионах. Де.ти убе.ждаются, что карта може.т де.лать политику. [14 с. 15].
Аналитиче.ский (он е.ще называе.т е.го де.дуктивным) отталкивае.тся от це.лостности карты, способ заключае.тся в анализе и разборе готовой заполне.нной историче.ской карты. В этом случае де.ти име.ют возможность рассмотре.ть различные эле.ме.нты карты в совокупности и в смысловой взаимосвязи.
Синте.тиче.ский (или индуктивный) путь знакомства с картой, по е.го мне.нию, в какой-то сте.пе.ни воспроизводит проце.сс создания историче.ской карты. Школьники получают чистую контурную карту или пле.нку, зате.м на не.е накладывае.тся «ге.ографиче.ский фон», дале.е наносятся границы, дале.е е.е пре.вращают в те.матиче.скую карту, наносятся не.обходимые объе.кты, а зате.м уже надписи к ним. Таким путе.м де.ти расчле.няют картографиче.ские слои и убе.ждаются в разноплановости картографиче.ской информации. Вот поче.му на уроке учите.лю истории не.обходимо использовать разные карты и разные прие.мы работы с ними [14 с. 16].
2.3.Особенности использования наглядных сре.дств обуче.ния на уроках истории
Для приме.ра можно приве.сти фрагме.нт из план-конспе.кта по уроку истории 6 класса на те.му «Обще.стве.нный строй Дре.вне.й Руси», урок изуче.ние нового мате.риала (Приложе.ние 1). Оборудование для урока: уче.бник История с дре.вне.йших вре.мён до конца XVI ве.ка. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, компьюте.р, прое.ктор, иллюстрации оде.жды, карты.
Использованные мате.риалы и Инте.рне.т-ре.сурсы
1. lesson – history. narod.ru
2. festival.1september.ru
3. pedmir.ru
Рассмотрим работу учащихся с наглядным изображе.ние.м на слайде Замка в Любе.че, как це.нтра вотчинного хозяйства. «На приме.ре данного замка не.обходимо выяснить, что пре.дставлял собой це.нтр вотчинного владе.ния. Рассмотре.в изображе.ния не.обходимо отве.тить на вопросы: Где обычно строились замки-кре.пости крупного вотчинника, и че.м вы може.те объяснить выбор ме.ста строите.льства замка? Че.м и как укре.плялись замки? Что де.лало е.го труднодоступным? Как можно было попасть в замок? Как вы думае.те, какие строе.ния могли находиться внутри замка? Итак, подве.де.м не.большой итог. Мы выяснили, что со второй половины XI ве.ка формируе.тся крупное зе.мле.владе.ние. Крупное зе.ме.льное владе.ние называлось вотчиной. Вотчинами владе.ли ве.ликие князья, е.го родстве.нники, бояре. И зде.сь сле.дуе.т добавить, что значите.льная часть зе.ме.ль с общинами зе.мле.де.льце.в стала пе.ре.ходить в руки це.рковных ие.рархов и монастыре.й. Таким образом, крупными зе.мле.владе.льцами в дре.вне.русском государстве были князья, бояре, це.ркви, монастыри. Бояре – старшие княже.ские дружинники.
Вотчина или «отчина» - крупное зе.ме.льное владе.ние, которое пе.ре.давалась от отца к сыну. Вотчинник – владе.ле.ц вотчины. Привиле.гированные зе.мле.владе.льцы: князья, е.го родстве.нники князя, бояре, це.рковные ие.рархи, монастыри.
Продолже.ние рассказа учите.ля: Те.пе.рь выясним, кто мог работать в вотчинном хозяйстве.? Как было уже сказано, что большую часть насе.ле.ния Кие.вской Руси составляли свободные зе.мле.де.льцы-общинники. Однако, посте.пе.нно в се.льской ме.стности появлялись люди, которые по разным причинам (не.урожай, засуха, вое.нные разоре.ния) те.ряли собстве.нное хозяйство и либо за взятые у господина в долг де.ньги, либо за помощь в подде.ржании свое.го пошатнувше.гося хозяйства обязывались выполнять се.льские работы на свое.го господина – обрабатывать зе.млю, косить се.но, собирать урожай, ухаживать за скотом, выполнять другие работы. Такие люди становились не.свободными и зависе.ли от своих зе.мле.владе.льце.в. А как называли зависимых люде.й, зависимых зе.мле.де.льце.в? Чтобы отве.тить на этот вопрос снова обратимся к те.ксту уче.бника».
Таким образом, проводя урок с использование.м изобразите.льной наглядности, у учащихся формируются яркие. пре.дставле.ния о прошлом, они анализируют и обобщают характе.рные признаки историче.ских фактов.
Условно-графиче.ская наглядность – это отраже.ние количе.стве.нных и каче.стве.нных сторон историче.ского проце.сса, разме.ще.ние историче.ских фактов в пространстве и вре.ме.ни, суще.стве.нных признаков фактов, их причинно-сле.дстве.нные связи и закономе.рности. Те.м самым они способствуют формированию у школьников условных, символиче.ских образов прошлого и те.оре.тиче.ских пре.дставле.ний. В группу условно-графиче.ских пособий входят историче.ские карты, схе.мы, локальные схе.матиче.ские планы, графики и диаграммы, а также пе.дагогиче.ские рисунки и аппликации[6,С.111].
Обратимся к наше.му уроку по истории 6 класса на те.му «Обще.стве.нный строй Дре.вне.й Руси».