Файл: Применение наглядности как принципа обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тип урока: изуче.ние новой те.мы.

Структура урока:

  1. Организационный моме.нт
  2. Подготовка к изуче.нию новой те.мы
  3. Изуче.ние новой те.мы
  4. Закре.пле.ние изуче.нного мате.риала
  5. Итог урока
  6. Ре.фле.ксия
  7. Домашне.е задание

Подготовка к изуче.нию новой те.мы

Я рада виде.ть вас се.годня на уроке. Наде.юсь, что наш урок пройдёт на позитивной нотке и буде.т инте.ре.сным, а самое главное поле.зным для вас. Я от все.го се.рдца дарю вам свою улыбку, и наде.юсь, что вы отве.тите мне взаимностью.

Прове.рьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку: уче.бник, те.традь, дне.вник и ручка.

Итак, мы начинае.м с вами урок

Изуче.ние новой те.мы.

(слайд №1)

Ре.бята, посмотрите, пожалуйста, на экран, и попробуйте по этим картинкам понять, о чём пойдёт ре.чь се.годня на уроке.? (Отве.ты учащихся)

Правильно мы буде.м говорить о быте и нравах наших пре.дков в те далёкие вре.ме.на, которые мы датируе.м 8-13 ве.ков, когда наше государство называлось как? (Дре.вняя Русь)

Вы познакомите.сь с повсе.дне.вной жизнью зе.мле.де.льце.в и горожан; с организацие.й вое.нного де.ла, познакомите.сь с различными типами жилищ и особе.нностями дре.вне.русской же.нской оде.жды.

А пре.жде че.м пе.ре.йти к новой те.ме, давайте вспомним Как вы понимае.те выраже.ние «дре.вне.русская народность»? Что оно означае.т? После отве.тов учащихся учите.ль уточняе.т данное понятие, после че.го пе.ре.ходит к изложе.нию уче.бного мате.риала. Учите.ль: Чтобы понять, как возникла дре.вне.русская народность, вспомним мате.риал, который вы изучали на пре.дше.ствующих уроках о восточных славянах, а также основные события, связанные с формирование.м и развитие.м государства Дре.вняя Русь. Для этого обратимся к карте: В пе.рвой половине I тысяче.ле.тия н.э. славяне рассе.лились на обширной те.рритории Це.нтральной, Южной и Восточной Е.вропы, разде.лившись на три ве.тви. Западные славяне -  это пре.дки поляков, че.хов, словаков. Южные – болгар, се.рбов. Восточные – русских, бе.лорусов, украинце.в. К IX ве.ку восточные славяне, рассе.лившись на просторах Восточно-Е.вропе.йской равнины, занимали обширную те.рриторию. На се.ве.ре она простиралась до ре.ки Не.вы и Ладожского озе.ра, на юге – до сре.дне.го те.че.ния Дне.пра. Западной границе.й восточнославянских зе.ме.ль стали Карпатские горы, восточной – глухие ле.са по ре.ке Оке. Пове.сть вре.ме.нных ле.т называе.т нам около полтора де.сятка восточнославянских пле.ме.н, живших на те.рритории будуще.й Руси. На бе.ре.гах Дне.пра жили поляне. Их главным городом был Кие.в, уже суще.ствовавший к IX в. К се.ве.ру от полян, обитало пле.мя се.ве.рян. К западу от полян, на правом бе.ре.гу Дне.пра жили Дре.вляне. К се.ве.ру дре.влян находились дре.говичи. Их сосе.дями были полочане, а е.щё дальше на се.ве.р – кривичи. На бе.ре.гах Ильме.нь-озе.ра и ре.ки Волхов жили ильме.нские слове.не. В их зе.мле возник город Новгород. На се.ве.ре-востоке (в районе будущих городов Владимир и Москва) - вятичи. На юго-западе (в будуще.м Западной Украины) – уличи, тиве.рцы, волыняне. Как мы видим, в Восточно-Е.вропе.йскую равнину насе.ляли различные пле.ме.на восточных славян. Вме.сте с те.м их объе.диняли славянский язык, сходными были, и образ жизни, и способ ве.де.ния хозяйства».


Давайте с вами вспомним понятия быт и нравы.

Быт – повсе.дне.вная жизнь люде.й.

Нравы – обычаи, уклады обще.стве.нной жизни или повсе.дне.вные отноше.ния ме.жду людьми.

Итак, ре.бята, большая часть насе.ле.ния Дре.вне.й Руси проживала в се.льской ме.стности. Люди распахивали новые зе.мли, разводили скот, бортничали, охотились. Часть насе.ле.ния Руси проживала в городах. Там проживали князья, княже.ская дружина. Жили славяне большими се.мьями. (Слайд №2)

Основное насе.ле.ние Дре.вне.й Руси проживало в не.больших домах, в ле.состе.пной зоне это были полузе.млянки (жилища, пол которых был ниже уровня почвы). (Слайд №3)

Зажиточные горожане жили в срубах не.ре.дко двухэтажных. Пе.рвый этаж был хозяйстве.нным, а ве.рхний – жилым. Здания состояли из не.скольких комнат. (Слайд №4)

Ре.ме.сле.нники обитали на городских окраинах в слободах (это район на окраине города, засе.лённый ре.ме.сле.нниками одной спе.циальности). Они состояли из рубле.нных де.ревянных изб или глинобитных домиков. (Слайд 5)

Князья и бояре проживали в хоромах (жилой де.ре.вянный дом, часто из отде.льных строе.ний, сое.дине.нный се.нями и пе.ре.ходами.) (Слайд 6)

В хоромах разме.щалось отапливае.мое поме.ще.ние – изба, а так же холодные горницы - повалуши, ле.тние спальни - кле.ти. В богатых хоромах была е.щё и гридница - большая парадная горница, где хозяин пировал со свое.й дружиной. (Слайд 7)

Итак, ре.бята, какой вывод мы може.м сде.лать по внутре.нне.му убранству дома бояр и кре.стьян? (Отве.ты уче.ников)

Вывод: Правильно, ре.бята по внутре.нне.му убранству дома можно сказать, что бояре и кре.стьяне относятся к разным слоям обще.ства и живут в разных условиях. Знать живёт в больших роскошных те.ре.мах, а кре.стьяне име.ют малый достаток и живут в мале.ньких избах и даже полузе.млянках.

А чтобы разобраться и понять, как проте.кала повсе.дне.вная жизнь зе.мле.де.льце.в и горожан в те далёкие вре.ме.на я пре.длагаю вам ре.бята прове.сти работу в группах. На ваших столах вы видите таблицы, которые не.обходимо заполнить, пре.дварите.льно познакомившись с те.кстом уче.бника. Для этого вы разде.лите.сь на две группы «Основное насе.ле.ние.» и «Знать». В данной таблице я вам пре.длагаю найти характе.рные че.рты образа жизни знати и основного насе.ле.ния, по сле.дующим пунктам: занятия, се.мья, брак, развле.че.ния, воспитание. (Слайд 8)


Откройте, пожалуйста, уче.бник на стр. 63, прочитайте пункт 1 параграфа №8 и заполните данную таблицу.

Линии сравне.ния

Основное насе.ле.ние.

Знать

Занятия

Се.мья

Брак

Развле.че.ния

Воспитание.

Прове.рка выполне.ния задания. Итак, давайте с вами попробуе.м сравнить особе.нности жизни знатных люде.й и основного насе.ле.ния. (Отве.ты де.те.й).

Вывод: Итак, ре.бята, мы видим, что жизнь основного насе.ле.ния отличалась от жизни знати, пе.рвые трудились с утра до ночи, выполняли различные повинности. А знать правила, принимало послов, устраивала пиры и ходила в вое.нные походы.

Де.йствите.льно вое.нному де.лу придавалось большое значе.ние, т.к. врагов у молодого государства было оче.нь много. И долг каждого мужчины защищать е.го. И поэтому се.йчас я пре.доставляю слово Королёву Антону. Е.му было дано задание самостояте.льно подготовить, и рассказать нам об особе.нностях Дре.вне.русской армии.

А, вы ре.бята, внимате.льно послушайте Антона и опре.де.лите особе.нности армии Дре.вне.й Руси.

(Пре.зе.нтация №2. вое.нное де.ло.)

Ре.бята, а вы знае.те какую-нибудь пословицу, связанную с оде.ждой. (Отве.ты учащихся)

Правильно, ре.бята, народная мудрость гласит: «Встре.чают по одёжке, а провожают по уму».

И мы с вами се.йчас познакомимся с особе.нностями же.нской и мужской оде.жды Дре.вне.й Руси.

Все жите.ли Дре.вне.й Руси оде.вались одинаково. Главными эле.ме.нтами мужской оде.жды были рубаха и порты – не.широкие, сужающие.ся вниз штаны, доходящие до щиколотки. (Слайд 1) Мужской костюм простолюдина состоял из холщёвой до коле.н рубахи и ше.рстяных портов. Люди знатные носили рубахи из тонкого полотна и шёлка. Порты шили из шёлка и парчи. (Слайд 2), (Слайд №3) Е.динстве.нным украше.ние.м этой не замысловатой оде.жды был узкий пояс, украше.нный фигурными ме.талличе.скими бляшками. Ве.рхне.й оде.ждой служили зипуны – застёгивающие.ся встык кафтаны бе.з воротника, с длинными узкими рукавами. (Слайд 4) Зимой носили простые шубы кожухи и войлочные и ме.ховые шапки. Ве.рхне.й оде.ждой у знатных люде.й служили е.панчи – широкие плащи бе.з рукавов, украше.нные ме.хом, золотыми и се.ре.бряными пряжами драгоце.нными камнями. (Слайд 5)


Ноги оборачивали узкими и длинными кусками ткани – онучами, на которые наде.вали лапти из коры липы. (Слайд №6) Знатные люди на ногах носили кожаные сапоги, с загнутыми кве.рху носами, расшитые золотом и шёлком. (Слайд 7)

Же.нский костюм дре.вне.й Руси состоял из сле.дующих эле.ме.нтов. У горожанок и кре.стьянок главной частью костюма была длинная холщёвая рубашка. (Слайд 8) Пове.рх не.ё наде.валась понёва – домотканая ше.рстяная юбка, не.ре.дко с набивным рисунком, состоящая из 3-х или 4-х полотнищ, собранных на шнуре. (Слайд 9) Так же пове.рх рубахи оде.вали и сарафаны. (Слайд 10)

На голове носили обруч из кожи или бе.ре.сты, обтянутый тканью. Голову замужне.й же.нщины украшал плотно приле.гающий че.пе.ц. В торже.стве.нных случаях же.нскую голову украшал кокошник. Е.го де.лали из твёрдого мате.риала, обтягивали дорогой тканью и украшали же.мчугом. (Слайд 11)

Костюм знатной же.нщины отличался богатством ткане.й – шёлковая рубаха, затканный золотыми нитями и отороче.нный драгоце.нным ме.хом бархатный плащ. Обувь отличалась роскошным узором, шитым золотом или же.мчугом. (Слайд 12).

Русские же.нщины украшали се.бя золотыми и се.ре.бряными це.почками, оже.ре.льями из бисе.ра, се.рьгами, брасле.тами и др. юве.лирными изде.лиями. В де.ре.внях украше.ния были попроще – из ме.ди, бронзы, не.дорогих камне.й. (Слайд 13)

Итак, мы рассмотре.ли с вами мужской и же.нский костюмы Дре.вне.й Руси. Так же, ре.бята, ваше.му вниманию пре.дставле.на выставка «Оде.жда Дре.вне.й Руси», которую подготовила Анище.нко Ирина, после урока вы може.те подойти и познакомиться с не.й.

Вывод урока.

Вывод урока: Формирование гос-ва и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой этого периода стало возникновение существенной разницы между образом жизни знати и основной массы населения. Быт и нравы жителей Древней Руси определялись их занятиями и социальным положением

Закрепление изученного.