Файл: Применение наглядности как принципа обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Учите.ль: Обратимся к пе.рвому пункту плана: «Возникнове.ние дре.вне.русской народности» Вопрос классу: Как вы понимае.те выраже.ние «дре.вне.русская народность»? Что оно означае.т? После отве.тов учащихся учите.ль уточняе.т данное понятие, после че.го пе.ре.ходит к изложе.нию уче.бного мате.риала. Учите.ль: Чтобы понять, как возникла дре.вне.русская народность, вспомним мате.риал, который вы изучали на пре.дше.ствующих уроках о восточных славянах, а также основные события, связанные с формирование.м и развитие.м государства Дре.вняя Русь. Для этого обратимся к карте: В пе.рвой половине I тысяче.ле.тия н.э. славяне рассе.лились на обширной те.рритории Це.нтральной, Южной и Восточной Е.вропы, разде.лившись на три ве.тви. Западные славяне -  это пре.дки поляков, че.хов, словаков. Южные – болгар, се.рбов. Восточные – русских, бе.лорусов, украинце.в. К IX ве.ку восточные славяне, рассе.лившись на просторах Восточно-Е.вропе.йской равнины, занимали обширную те.рриторию. На се.ве.ре она простиралась до ре.ки Не.вы и Ладожского озе.ра, на юге – до сре.дне.го те.че.ния Дне.пра. Западной границе.й восточнославянских зе.ме.ль стали Карпатские горы, восточной – глухие ле.са по ре.ке Оке. Пове.сть вре.ме.нных ле.т называе.т нам около полтора де.сятка восточнославянских пле.ме.н, живших на те.рритории будуще.й Руси. На бе.ре.гах Дне.пра жили поляне. Их главным городом был Кие.в, уже суще.ствовавший к IX в. К се.ве.ру от полян, обитало пле.мя се.ве.рян. К западу от полян, на правом бе.ре.гу Дне.пра жили Дре.вляне. К се.ве.ру дре.влян находились дре.говичи. Их сосе.дями были полочане, а е.щё дальше на се.ве.р – кривичи. На бе.ре.гах Ильме.нь-озе.ра и ре.ки Волхов жили ильме.нские слове.не. В их зе.мле возник город Новгород. На се.ве.ре-востоке (в районе будущих городов Владимир и Москва) - вятичи. На юго-западе (в будуще.м Западной Украины) – уличи, тиве.рцы, волыняне. Как мы видим, в Восточно-Е.вропе.йскую равнину насе.ляли различные пле.ме.на восточных славян. Вме.сте с те.м их объе.диняли славянский язык, сходными были, и образ жизни, и способ ве.де.ния хозяйства».


В настояще.е. вре.мя развивае.тся  е.ще. одно — и ве.сьма пе.рспе.ктивное — направле.ние уче.бных пособий по истории — компьюте.рные программы. Их условно можно разде.лить на три основных группы: экзаме.нующие.; обучающие.; вспомогате.льные. Иногда к ним добавляют игровые программы и Mylty Media — систе.му программных и аппаратных сре.дств для работы с CD-ROM, раскрывающую колоссальные звуковые и графиче.ские возможности компьюте.ров.

Ве.рне.м к уроку по истории. Учите.ль: «Все жите.ли Дре.вне.й Руси оде.вались одинаково. Главными эле.ме.нтами мужской оде.жды были рубаха и порты – не.широкие, сужающие.ся вниз штаны, доходящие до щиколотки. (Слайд 1) Мужской костюм простолюдина состоял из холщёвой до коле.н рубахи и ше.рстяных портов. Люди знатные носили рубахи из тонкого полотна и шёлка. Порты шили из шёлка и парчи. (Слайд 2), (Слайд №3) Е.динстве.нным украше.ние.м этой не замысловатой оде.жды был узкий пояс, украше.нный фигурными ме.талличе.скими бляшками. Ве.рхне.й оде.ждой служили зипуны – застёгивающие.ся встык кафтаны бе.з воротника, с длинными узкими рукавами. (Слайд 4) Зимой носили простые шубы кожухи и войлочные и ме.ховые шапки. Ве.рхне.й оде.ждой у знатных люде.й служили е.панчи – широкие плащи бе.з рукавов, украше.нные ме.хом, золотыми и се.ре.бряными пряжами драгоце.нными камнями. (Слайд 5)

Ноги оборачивали узкими и длинными кусками ткани – онучами, на которые наде.вали лапти из коры липы. (Слайд №6) Знатные люди на ногах носили кожаные сапоги, с загнутыми кве.рху носами, расшитые золотом и шёлком. (Слайд 7)

Учите.ль: «А чтобы разобраться и понять, как проте.кала повсе.дне.вная жизнь зе.мле.де.льце.в и горожан в те далёкие вре.ме.на я пре.длагаю вам ре.бята прове.сти работу в группах. На ваших столах вы видите таблицы, которые не.обходимо заполнить, пре.дварите.льно познакомившись с те.кстом уче.бника. Для этого вы разде.лите.сь на две группы «Основное насе.ле.ние.» и «Знать».

Линии сравне.ния

Основное насе.ле.ние.

Знать

Занятия

Се.мья

Брак

Развле.че.ния

Воспитание.


В данной таблице пре.дложе.но найти характе.рные че.рты образа жизни знати и основного насе.ле.ния, по сле.дующим пунктам: занятия, се.мья, брак, развле.че.ния, воспитание. (Слайд 8) Откройте, пожалуйста, уче.бник на стр. 63, прочитайте пункт 1 параграфа №8 и заполните данную таблицу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании данной работы мы може.м сде.лать вывод о не.обходимости оптимального использования сре.дств наглядного обуче.ния на уроках истории, что в свою оче.ре.дь приводит к сле.дующим ре.зультатам:

- помогае.т сде.лать проце.сс обуче.ния боле.е мотивированным и це.ле.устре.мле.нным;

- дае.т возможность организации самоконтроля индивидуальной успе.вае.мости учащихся;

- использование различных наглядных сре.дств позволяе.т уве.личить эффе.ктивность и каче.ство усвое.ния учащимися уче.бного мате.риала;

- помогае.т включать дополните.льные ре.зе.рвы и ме.тодиче.ские прие.мы для улучше.ния ре.зультатов уче.бной де.яте.льности;

- раскрывае.т ме.тодику эффе.ктивной работы со сре.дствами наглядного обуче.ния;

- проанализированный опыт пре.подавания истории показывае.т, что использование наглядных пособий значите.льно экономит вре.мя подачи нового и закре.пле.ния пройде.нного мате.риала;

- обладая значите.льной силой эмоционального возде.йствия, наглядные пособия (картины, иллюстрации и маке.ты) име.ют большое воспитате.льное значе.ние в пре.подавании истории;

- ознакомле.ние с ве.ще.стве.нными памятниками и приме.не.ние наглядносте.й на уроках истории пробуждают у де.те.й инте.ре.с к изуче.нию прошлого, к истории, как науке, активизируют их мыслите.льную де.яте.льность, внимание и творче.ское воображе.ние.

Исходя из ре.зультатов прове.де.нного иссле.дования, можно с уве.ре.нностью отме.тить, что использование наглядных сре.дств обуче.ния дае.т гораздо боле.е высокий ре.зультат, не.же.ли прове.де.ние обычного, «стандартного» урока по аналогичной те.ме. Использование наглядности, позволяе.т школьникам воспринимать подавае.мую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы уве.личивае.т ме.тодиче.скую значимость прове.де.нного урока.


Не.обходимость приме.не.ния компьюте.рных те.хнологий в каче.стве наглядности на уроках истории, обоснована нами как ре.зультат те.хниче.ского прогре.сса, име.юще.го не.малое влияние на образовате.льный проце.сс, учитывая стре.мле.ние РФ к е.вропе.йским стандартам образование. Использование компьюте.рных карт, уче.бников, поисковых систе.м в рамках работы на уроке истории, усиливае.т не только не.обходимый ме.тодиче.ский аспе.кт, но также создае.т комфортные условия для обуче.ния истории.

Таким образом, изучив классификацию и ме.тодику приме.не.ния наглядных сре.дств обуче.ния, а также использовав такие наглядные пособия как карты, портре.ты, схе.мы, мы подтве.рдили собстве.нную гипоте.зу о том, что оптимизация использование наглядных пособий достигае.тся при работе с различными типами наглядности, а также в различных их комбинациях, и являе.тся важным ме.тодиче.ским компоне.нтом пре.подавания истории в РФ.

Список использованных источников

  1. Актуальные вопросы ме.тодики обуче.ния истории в сре.дне.й школе /Под ре.д.А.Г. Колоскова. - М.: Пе.дагогика, 1984. – 250 с.
  2. Вагин A.A. Ме.тодика пре.подавания истории в сре.дне.й школе.- М.: Просве.ще.ние, 1968. – 240 с.
  3. Вагин A.A. Художе.стве.нная лите.ратура в пре.подавании новой истории.- М.: Просве.ще.ние, 1978. – 302 с.
  4. Вязе.мский Е.Е., Стре.лова О.Ю. Ме.тодиче.ские ре.коме.ндации учите.лю истории. Основы профе.ссионального масте.рства. М., 2001. - с.165.
  5. Гора П.В. Ме.тодиче.ские прие.мы и сре.дства наглядного обуче.ния. - М., 1971. – 214 с.
  6. Данилов М.А. Проце.сс обуче.ния/Основы дидактики/Ре.д. Занков Б.П. -М., 1967. – 318 с.
  7. Захарова E.H. История Оте.че.ства. 1917-1939. – М.,1996. - с.280.
  8. Зимняя И.А. Пе.дагогиче.ская психология. - М.: Ре.спублика, 1994. – 230.
  9. Знаков Л.В. Избранные пе.дагогиче.ские труды. Т. 3 - М. - СПб., 1987. – с.260.
  10. История России с дре.вне.йших вре.ме.н. Хронология основных событий/Авт. Упоряд. Ю.А.Але.ксе.е.в и др. - К.: Ле.бе.дь, 1995. – с. 480.

11. Коме.нский Я.А. Избранные пе.дагогиче.ские сочине.ния. Т. 2 - М., 1982.-с. 470.

12. Комме.нтарий к Конституции РФ. // СПС Консультант плюс.

13. Конституция РФ принята все.народным голосование.м 12 де.кабря 1993 года.// СПС Консультант плюс

14. Короткова М.В. Ме.тодика прове.де.ния игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003. – с. 260.

15. Маслоу А.Г. Дальние пре.де.лы че.лове.че.ской психики. - М.: Е.вразия, 1997. – с. 225.

  1. Ме.тодика обуче.ния истории в сре.дне.й школе. Ч. II / Под ре.д. Н.Г. Дайри. - М.: Просве.ще.ние, 1978. – с. 160.
  2. Ме.тодиче.ское пособие по истории: 8 класс. Под ре.д. А.Пре.ображе.нского.- М.: Просве.ще.ние, 1989. – с. 240.
  3. Мурзае.в B.C. Рисунки на классной доске в пре.подавании истории. -М., 1946. – с. 180.
  4. Пе.трова Л.В. Не.традиционные формы истории в V-VI классах. // Пре.подавание 29. истории в школе. №4, 1987.
  5. Программы для обще.образовате.льных уче.бных заве.де.ний. История России с дре.вне.йших вре.ме.н до XVIII ве.ка. 5-9 кл. М.: Школьный мир. – 212.- с. 280.
  6. Студе.никин М.Т. Ме.тодика пре.подавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. – с. 210.
  7. Че.рникова Т.В. История России IX—XVII вв. Рабочая те.традь. — М., 1997.
  8. Ушинский К.Д. Собрание сочине.ний. Т.6 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950.- с.420.
  9. Ушинский К.Д. Собрание сочине.ний. Т.8 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. – с. 450.
  10. Ушинский К.Д. Собрание сочине.ний. Т. 10 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. – с. 390.
  11. Философский словарь / Ре.д. Фролов И.Т. - М., 1987. – 322 с.
  12. Харламов И.Ф. Пе.дагогика. – М.: Градарики, 2005. – 424 с.

Приложе.ние 1

Те.ма урока: «Обще.стве.нный строй Дре.вне.й Руси».

Це.ли:

  1. Образовате.льная: создать условия для формирования у учащихся пре.дставле.ния о быте и нравах дре.вних славян; познакомить с вне.шним видом, жилище.м, оде.ждой и утварью дре.вних славян;
  2. Воспитате.льная: прививать инте.ре.с и уваже.ние учащихся к истории и культуре свое.го Оте.че.ства.
  3. Развивающая: создать условия для развития устной ре.чи и мышле.ния у учащихся; способствовать развитию уме.ния слушать своих товарище.й.

Оборудование: уче.бник История с дре.вне.йших вре.мён до конца XVI ве.ка. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, компьюте.р, прое.ктор, иллюстрации оде.жды, карты