Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы применения наглядности как принципа обучения
1.1 Значение наглядности как принципа обучения
1.2 Дидактическое обоснование наглядности
1.3 Факторы наглядности обучения
2. Применение принципа НАГЛЯДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ
2.1 Классификация наглядных средств обучения
2.2 Методика работы на уроках истории
2.2.2 Использование таблиц и схем
2.2.4 Использование картографического материала
2.3.Особенности использования наглядных сре.дств обуче.ния на уроках истории
2. Применение принципа НАГЛЯДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ
2.1 Классификация наглядных средств обучения
Современный урок истории должен соответствовать ряду требований:
- соответствие содержания урока уровню развития исторической науки и задачам воспитательной работы;
- четкость цели урока в неразрывном единстве образовательных, воспитательных и развивающих задач. Учитель мотивированно может уделить преимущественное внимание какому-то одному аспекту урока, исходя из особенностей его содержания, уровня знаний и умений класса, но при этом должны быть в той или иной степени реализованы и другие его аспекты;
- определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. В настоящее время определение существенного для каждого отдельного урока является ключевой проблемой. Определение существенного требует от учителя установления ценности и значительности различных элементов материала учебной программы в целях развития личности в процессе обучения с учетом реальных условий в каждом классе;
- целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части урока;
- организация активной познавательной деятельности учащихся.
При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его
тематическую целостность и законченность, т.е. органическое единение всех его элементов (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и т.д.), и, вместе с тем, определенную завершенность в раскрытии темы урока, связь каждого данного урока с предыдущими и последующими [1 с. 134].
Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу[5, с.187].
Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окрашенное человеческим чувством слово учителя, и интересный документ, учебный кинофильм и т.д. Они усиливают интерес учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об изучаемой эпохе, жизни народных масс и исторических деятелей.
Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к изучаемому создаются не только путем приведения яркого материала об исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам [6, с. 128].
Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.
В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) их изображения и модели. Из-за множества видов наглядных средств обучения появилась потребность их классификации. Одна из распространённых классификаций использующейся методистами - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы [21 с. 145]. 1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место
занимают:
- работа с мелом и доской;
- репродукции картин;
- фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
- учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
- рисунки и аппликации;
- видеофрагменты;
- аудиофрагменты;
- видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).
- Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:
- таблицы;
- схемы;
- блок-схемы
- диаграммы;
- графики;
- карты;
- картосхемы;
- планшеты.
- Предметная наглядность, которая включает:
- музейные экспонаты;
- макеты;
- модели.
Такая классификация является наиболее оптимальной для использования наглядностей на уроках [19 с. 83].
Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению и модели изучаемых объектов и явлений.
2.2 Методика работы на уроках истории
2.2.1 Работа с мелом и доской
Рассмотрим некоторые из видов средств наглядных пособий, предусмотренных выше изложенной классификацией.
Знаток мелового рисунка B.C. Мурзаев был преподавателем истории и рисования. В своей книге «Рисунки на классной доске в преподавании истории», ставшей библиографической редкостью, он писал: «В этом маленьком и скромном кусочке белого мела, который учитель беспомощно держит в своей руке, таятся большие и неожиданные возможности» [18 с. 10].
Меловой рисунок вошел в методический арсенал учителя истории, благодаря доходчивости, быстроте, большой экономии времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем, меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения. Благодаря этому значительно облегчается процесс восприятия материала. Поскольку меловой чертеж или рисунок развивается на глазах учащихся, то содержит огромные возможности для активизации внимания.
Рисунок учителя на доске обычно служит примером для подражания, дети производят вместо записей эскизные зарисовки в своих тетрадях. Эта работа учит распределять внимание, переключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию материала.
Меловой чертеж эффективен для показа динамики исторического явления или события - его возникновения, изменения и развития. Меловой рисунок позволяет выделить стадии этого развития. Применяется он и тогда, когда необходимо вычленить те или иные элементы или детали из сложного комплекса или изображения. Таким образом, он помогает раскрытию сущности сложных исторических явлений, выявлению и фиксации основной идеи излагаемого материала [17, с. 187].
Эскизный рисунок B.C. Мурзаев предлагал применять в следующих случаях. Во-первых, для воссоздания образов природы той или иной страны, так называемые «меловые пейзажи». Во-вторых, делать рисунки-изображения, которые воспроизводят орудия труда, предметы быта, здания, постройки, оружие и др. Применять такие рисунки следует в тех случаях, когда учитель хочет подчеркнуть детали, выявить их устройство, показать художественную ценность, выделить различие в предметах и создать представления об их типичности [18 с. 45].
2.2.2 Использование таблиц и схем
Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.
Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Таблица - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы [26, с. 224]. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.
Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.
Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.
При изучении политических событий и явлений можно применять также схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории обозначают справа, слева и в центре [7 с. 23, 33, 59, 66].
Схемы - диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Эти средства могут порядке, тем самым проверяется система знаний учащихся.
Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке.
2.2.3 Работа с картинами
A.A. Вагин выделил несколько типов исторических картин:
- событийные, отражающие неповторимые исторические факты-события, происходившие лишь однажды,
- типологические, отражающие многократно повторяющиеся исторические факты-явления,
- описательные картины с изображениями городов, сооружений, ансамблей, архитектурных памятников и исторические портреты [3, с. 129].
В методике преподавания истории выделены основные этапы работы над картиной. Они сводятся к следующему: сначала обязательна подготовка к восприятию картины, обычно она сопровождается сообщением названия и автора, и замечанием о смысле ее демонстрации. Далее следует первичное восприятие картины, которому отвечают вопросы: «Что? Где? Когда?» За ним следует осмысление отдельных деталей картины, их анализ. Далее -обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и выводы из анализа деталей.
Сегодня используется, в основном, иллюстративный материал учебника, в частности, исторические картины. В теории школьного учебника и методике преподавания истории выделены несколько типов иллюстраций по связи их с текстом учебника и по способам работы с ними.
Дополнительные иллюстрации служат либо наглядным пояснением к тексту, как бы следуя за ним, либо изображение дополняет материал, отсылает к тексту с тем, чтобы разъяснить непонятное в наглядном образе. Таким образом, они дополняют друг друга.
По своей смысловой нагрузке иллюстрации могут выполнять и равноправную с текстом функцию: тогда они так и называются равноправными. Они восполняют материал, отсутствующий в тексте.
2.2.4 Использование картографического материала
В настояще.е вре.мя школы слабо оснаще.ны картами. Пре.обладают карты, выполне.нные на основе старой ме.тодологии и посвяще.нные, в основном, те.рриториальным изме.не.ниям, политиче.ским проце.ссам в государстве или вое.нным событиям.
Не боле.е де.сятка карт отражают новые подходы к соде.ржанию историче.ского мате.риала. На них изображе.ны ре.лигиозные проце.ссы, экономико-де.мографиче.ское развитие ре.гионов, культурные достиже.ния стран и народов.
Из трёх типов историче.ских карт (общих, обзорных и те.матиче.ских) се.годня явно пре.валируют после.дние.
Те.матиче.ские карты посвяще.ны отде.льным историче.ским событиям и явле.ниям, многие из них разгруже.ны от лишних де.тале.й и обозначе.ний, но соде.ржат наглядно художе.стве.нные символы раскрывае.мых событий (войны, внутре.нне.й политики) [24, c. 135].