Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования на примере ООО «Аэротур».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы особенностей управления организациями в современных условиях
1.1. Понятие и сущность управления организацией
1.2. Функции и основные элементы системы управления организацией
1.3. Оценка эффективности системы управления организацией
2. Оценка системы управления ООО «Аэротур»
2.1. Общая характеристика деятельности организации
2.2. Анализ трудовых ресурсов организации
2.3 Анализ экономических показателей организации
2.4 Анализ системы управления персоналом в организации
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления организацией
Введение
В современных условиях жесткой конкуренции все большую актуальность приобретает управление персоналом, поскольку от его функционирования зависит эффективность деятельности предприятия в целом.
В последние годы в науке об управлении предприятиями (организациями), в том числе, и малыми предприятиями, наблюдается коренное изменение представлений о роли персонала в деятельности предприятия, появилась концепция управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из важнейших ресурсов предприятия, который по своей экономической природе нуждается в эффективном и многоплановом управлении, включающем, как необходимый фактор, обеспечение социального, профессионального и структурного развития персонала. Согласно современным представлениям, стратегия управления персоналом является существенной составной частью стратегии предприятия и должна разрабатываться и реализовываться в соответствии перспективными задачами развития самого предприятия.
Анализ отечественных и зарубежных источников показывает, что система управления персоналом понимается сегодня как сложное, многоаспектное явление, требующее серьезного изучения.
В то же время в существующих научных исследованиях недостаточно внимания уделяется проблемам формирования эффективной системы управления персоналом, и, прежде всего, малых предприятий, современным методам управления и их совершенствованию. И все это, несмотря на то, что в последние десятилетия произошли существенные изменения в системе управления предприятием, итогом которых стало использование новых подходов и методов в процессе управления персоналом. Все это свидетельствует не только об актуальности, но и недостаточной разработанности направлений повышения эффективности управления персоналом, что и обусловливает выбор темы исследования.
Целью курсовой работы является оценка системы управления персоналом и разработка рекомендации по ее совершенствованию.
Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть понятие и сущность управления организацией;
- изучить функции и основные элементы системы управления организацией;
- рассмотреть оценку эффективности системы управления организацией;
- провести анализ трудовых ресурсов организации;
- провести анализ экономических показателей организации;
- провести анализ системы управления персоналом в организации;
- разработать рекомендаций по совершенствованию системы управления организацией.
Объект исследования – ООО «Аэротур».
Предмет исследования система управления предприятием.
Для написания работы применялись следующие методы: анализ литературных источников, анкетирование, наблюдение, синтез и другие.
Информационную базу исследования составили научные труды как российских, так и зарубежных авторов, публикации журналов, данные предприятия.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы особенностей управления организациями в современных условиях
1.1. Понятие и сущность управления организацией
Теоретические основы управления предприятием основываются на таких понятиях, как «предприятие» и «управление».
Предприятие представляет собой экономически и административно самостоятельную хозяйственную единицу, границы прав и обязанностей которой определяются действующим законодательством.
Все структурные звенья предприятия осуществляют свою деятельность (организационно-техническую, экономическую, социальную) для достижения общей цели: производства и реализации продукции, как основного источника получения прибыли.
Для успешной деятельности необходима организация управления предприятием.
В целом под управлением понимают процесс воздействия управляющей стороны на объект управления, целью которого выступает стремление к определенному результату [12].
Этот процесс предполагает организацию согласованной работы всех звеньев системы, а также корректировку этой деятельности в случае необходимости.
Структура процесса управления: предвидение; планирование; организация; контроль; корректировка.
Предприятие, как объект управления, выступает основной организационной структурой, имеющей определенное количество подразделений.
Управление предприятием представляет собой систематическое воздействие на работу всех его структурных элементов, целью которого является организация согласованной работы и, как итог, получение прибыли.
Управление деятельностью предприятия проводится на основании учредительных документов.Они определяют права и обязанности владельца, а также компетенции всех участников производственного процесса (трудового коллектива в рамках управленческой и производственной деятельности) [4].
Цель управления предприятием – добиться согласованной работы всех подразделений для получения максимального эффекта. Сущность управления предприятием заключается в организации этой согласованности.
Процесс управления предприятием осуществляется с помощью следующих методов:
- экономические;
- социально-психологические;
- организационные.
Экономический механизм управления предприятием заключается в реализации материальной заинтересованности участников производственного процесса. Для этого используются различные экономические рычаги (зарплата, премии, штрафы и другие).
В реализации экономического метода управления на предприятии различают два аспекта.
Согласно первому аспекту материальная составляющая регулируется различными государственными положениями и системами (налогообложение, минимальная заработная плата, устанавливаемая на государственном уровне, амортизационная политика и др.)[7].
Второе положение базируется на применении финансовых рычагов управления (кредиты, штрафы и так далее).
Социально-психологический метод основан на использовании мотивации трудящихся. Здесь используются такие инструменты управления предприятием, как моральное поощрение, создание условий для проявления инициативы персоналом и работниками, общественное признание и так далее.
Основой организационных методов выступает принуждение. В этом случае руководство влияет на работников, используя свою административную власть.
Различают следующие уровни управления предприятием.
1. Технический (нижний). Этот уровень осуществляет взаимодействие с непосредственными исполнителями производственного процесса.
2. Управленческий (средний). Это промежуточный уровень между нижним и высшим. Менеджеры этого звена осуществляют контроль за определенными подразделениями. Они управляют и контролируют управленцев технического уровня [9].
3. Институциональный (высший). Сюда относится администрация предприятия. Менеджеры этого звена осуществляют стратегическое управление предприятием: финансовые вопросы, работу на внутреннем и внешнем рынках, совершенствование всей деятельности организации. В этой части трудятся не более 7% от всей численности сотрудников предприятия.
1.2. Функции и основные элементы системы управления организацией
Теоретические основы управления предприятием рассматривают управленческую функцию как специфическую разновидность управленческого труда.
Функцию управления можно представить, как любое действие, которое производят в управленческой системе, причем оно направляется на изменение положения объекта управления согласно намеченным задачам и поставленной цели [9].
Различают следующие функции управления предприятием: планирование; прогнозирование; организация; координирование; регуляция; мотивация; контроль.
1. В процессе планирования разрабатываются конкретные цели развития предприятия. Также определяются методы и средства по их достижению, конкретные действия и манипуляции. Все управленческие решения принимаются согласно намеченным планам.
2. Прогнозирование представляет собой этап, предшествующий планированию. С помощью этой функции делается прогноз на будущее, после которого возможна разработка планов.
3. Организация рассматривается как деятельность, направленная на формирование и совершенствование объекта управления.
Этот процесс регламентирует различные составляющие процесса управления. Эту функцию можно разделить на организацию производства, труда и управления [9].
4. Координирование заключается в обеспечении оптимального уровня согласованности между всеми звеньями предприятия согласно намеченному плану.
5. Регуляция осуществляется для сохранения функциональности объекта управления. С помощью этой функции обеспечивается эффективное осуществление производственных процессов без сбоев в работе.
6. Функция мотивации заключается в выработке стимула работников для осуществления производственного процесса. Здесь также используются экономические методы управления предприятием.
7. Функция контроля заключается в осуществлении проверки за выполнением поставленных задач. С помощью этой функции можно проводить последующий анализ организации управления предприятием.
Если показатели растут или идут в соответствии с определенным планом, то это говорит о высокой эффективности организационной системы.
Компоненты системы управления организацией
Первая подсистема – это методология управления. Она представляет собой совокупность как задач, целей, принципов управления, так и совокупность законов, функций, методов, средств, школ управления.
Вторая подсистема – процесс управления, который является одной из основных составляющих управленческой деятельности. Процесс управления включает в себя разработку и реализацию управленческих решений, формирование системы коммуникаций, создание системы информационного обеспечения управления.
Третья подсистема – структура управления. Структура управления – система связей между объектами и субъектами управления организации, которые нашли свою реализацию в частных организационных формах. Структура управления объединяет в себе различные схемы организационных отношений, функциональные, организационные структуры, систему повышения квалификации персонала [16].
Четвертая подсистема – техника управления. Техника управления включает в себя не только организационную, компьютерную технику, но и сети связи, офисную мебель (столы, стулья, шкафы), систему документооборота.
Система управления организацией состоит из основных элементов: метод (способ воздействия); задача (проблема, следующая из цели); цель (желаемое, необходимое, возможное); закон (отношения между явлениями); коммуникации (процесс взаимодействия или противодействия с помощью передачи информации); решение; система документооборота; функция; принцип.
Организация является сложным объектом. Сегодня функционирование организации сталкивается с большим числом проблем как типовых, так и частных. Большое значение для руководителя организации имеет система управления организацией, эта система должна постоянно совершенствоваться. Сама по себе система управления является совокупностью подсистем, элементов, коммуникации систем и подсистем, а так же процессов, которые обеспечивают необходимое, качественное функционирование организации.
1.3. Оценка эффективности системы управления организацией
Оценка эффективности управления – это анализ системы управления и оценка ее влияния на эффективность работы всех подразделений организации. В ходе оценки выясняется, насколько результативными были управленческие действия по всем направлениям функционирования компании.
Основной задачей оценки эффективности управленческой деятельности является выявление эффекта от предпринимаемых действий по управлению производством в разрезе достижения главной цели организации. Так, в процессе управления ставятся задачи по изучению эффективности таких направлений [23]: