Файл: Проблемы и механизмы реализации государственной инновационной политики (Эффективность инновационной политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение различными участниками инновационного цикла своих взаимных обязательств, несвоевременная и неполная оплата промежуточных инновационных продуктов при их переходе на каждый последующий этап инновационного воспроизводства, пониженная заинтересованность в проведении стартовых инновационных мероприятий, массовые взаимные нарушения прав интеллектуальной собственности и т. д. — все это в совокупности с ранее рассмотренными проблемами требует более действенного государственного регулирования.

Необходимо обеспечить эффективную защиту прав собственности для участников инновационной деятельности и одновременно ужесточить их ответственность за нарушение своих обязательств перед государством и партнерами по инновационному циклу, ввести дифференцированное налогообложение с учетом реальной инновационной нагрузки и доходности тех или иных предприятий, создать благоприятные экономические и правовые условия для интеграции всех форм инновационного бизнеса при параллельном ужесточении антимонопольной политики в данной сфере, противодействовать «теневому» инновационному бизнесу путем более жесткого его ограничения и дополнительного стимулирования социально позитивных инновационных процессов и т. д[5].

Нетрудно заметить, что многие рассмотренные нами вопросы государственного регулирования инновационной деятельности по своему содержанию и значению выходят не только за рамки крупного или малого инновационного бизнеса, но и за пределы инновационной системы в целом. Все это говорит о необходимости всестороннего комплексного и многоуровневого подхода со стороны государства к решению стоящих перед ним проблем инновационного развития.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ


2.1 Государственная поддержка инновационных процессов как элемент обеспечения национальной безопасности

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что в качестве главного механизма регулирования инновационной сферы в России воспринимается государство, при этом ему отводится ведущая роль в процессе финансирования инновационной деятельности. В целом инвестиционно-инновационная политика государства зависит от внешней и внутренней социально-экономической и политической обстановки.

Выделяют долгосрочную и краткосрочную инновационную политику, при этом в качестве глобальных целей подчеркнуто, что государству необходимо обеспечить диверсификацию и рост экономики, обеспечить ее стабильность и независимость от внешних факторов, сформировать инновационную экономику страны[6].

С точки зрения краткосрочных целей установлено: обеспечить денежными средствами инновационные производства для создания и реализации конкурентоспособных отечественных продуктов.

В центре программы реализации целей и планов развития в соответствии со стратегией «Инновационная Россия – 2020[7]» находится активизация инновационной активности в регионах путем создания спецкластеров.

Во исполнение поручения Президента РФ (от 11 ноября 2011 г.), а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, Минэкономразвития России, по итогам проведения конкурсного отбора, выбрал 25 кластеров, которые располагаются на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности: Алтайский край, Архангельская, Калужская, Кемеровская область, Красноярский край, г. Москва, Московская, Нижегородская, Новосибирская область, Пермский край, Республики Башкортостан, Мордовия и Татарстан, Самарская, Свердловская область, г. Санкт-Петербург, Томская, Ульяновская область и Хабаровский край .

Данные инновационные территориальные кластеры характеризуются сочетанием мирового уровня конкурентоспособности базирующихся на их территории предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объемов производства, с высоким научно-техническим потенциалом исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера.

Уставный капитал АО «РВК» составляет 30,01 млрд руб., при этом 100 % капитала РВК принадлежит России в лице Федерального агентства по управлению госимуществом РФ. РВК ведет инвестиционную деятельность как учредитель и финансовый участник инвестиционных фондов (Дочерние фонды, Фонды РВК в зарубежной юрисдикции, Фонды в форме закрытых паевых инвестиционных фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций, Фонды в форме договора инвестиционного товарищества). Все эти структуры инвестируют в инновационные проекты, и к 2016 г. общий объем про инвестированных средств составил 17,6 млрд руб., число финансируемых инновационных компаний достигло 202 наименований .


Если рассмотреть структуру инвестирования средств РВК, то в качестве приоритетных направлений можно выделить: медицина, здравоохранение – 25,35 % от общего объема; информационные технологии, интернет-технологии и сервисы – 24,64 %; электроника – 13,68 %. Число компаний, утвержденных на инвестирование за счет средств фондов РВК в 2017 г., составило 214, а совокупный объем одобренных к инвестированию средств – 17,7 млрд руб[8].

Инновационный центр «Сколково» создан в соответствии с Федеральным законом РФ № 244-ФЗ от 28 сентября 2010 г. «Сколково» представляет собой современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, где обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России .

По данным Правительства РФ («Отчет о деятельность в сфере инноваций») в настоящее время статус участника проекта в центре «Сколково» имеют свыше 1,4 тыс. российских компаний из 65 субъектов Российской Федерации, в данных компаниях создано более 18 тыс. высокотехнологичных рабочих мест, совокупный объем выручки участников проекта на конец 2015 г. составил 80,5 млрд руб., общий объем частных инвестиций в проекты компаний-участников – 17,2 млрд руб. За период 2013–2015 гг. участниками ИЦ «Сколково» подано 1955 заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, получено 859 патентов и свидетельств. По итогам 2015– 2016 гг. на территории инновационного центра открыто девять центров НИОКР, созданы пять кластеров, разрабатывающих инновационные проекты в наиболее приоритетных сферах: информационный, биомедицинский, энергоэффективный и кластер ядерных и космических технологий[9].

Государственная корпорация ОАО «Роснано» создана в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ для развития нанотехнологий.

Основным видом деятельности «Роснано» является инвестирование средств в частные проекты по созданию новых нанотехнологических производств; долевое участие в проектах; предоставление денежных средств в виде комфортных займов; предоставление поручительств по кредитам; приобретение облигаций и конвертируемых долговых обязательств; осуществление лизинговых операций; поддержка через финансирование фондов.

По итогам первых пяти лет своей деятельности (2007–2012 гг.) корпорация заключила 105 инвестиционных соглашений с общим бюджетом 480 млрд руб., из которых 205 млрд руб. – это инвестиции со стороны «Роснано»; при участии корпорации было открыто 24 новых производства. Наиболее крупные инновационно-инвестиционные проекты «Роснано» осуществляются в следующих сферах развития науки и технологий: солнечная энергетика и энергосбережение, нано структурированные материалы, медицина и биотехнологии, машиностроение и металлообработка, оптоэлектроника и нано электроника, а также ряд инфраструктурных процессов. За 2015 г. «Роснано» показала чистую прибыль в размере 4,9 млрд руб. (совокупный доход оценивается в 10,3 млрд руб.) против убытка в 8,4 млрд руб. в 2014 г[10].


Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» — российский государственный холдинг, ведущий свою историю от 26 июня 1953 г. 3 декабря 2007 г. президентом России был подписан закон, согласно которому была утверждена Российская государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

На сегодняшний день данная корпорация является одним из лидеров мировой атомной промышленности, занимает 2-е место в мире по запасам урана и 5-е – по объему добычи, 4-е место в мире – по производству атомной энергии, контролирует 40 % мирового рынка услуг по обогащению урана и 17 % рынка ядерного топлива .

«Росатом» является некоммерческой организацией, при этом в ее задачи входит как развитие атомной энергетики и предприятий ядерного топливного цикла, так и выполнение функций, возложенных на нее государством, — обеспечение национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерной и радиационной безопасности, а также развитие прикладной и фундаментальной науки, госкорпорация уполномочена от имени государства выполнять международные обязательства России в области использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

Согласно годовой отчетности корпорации, публикуемой на ее официальном сайте, экономическое развитие «Росатома» позволяет инвестировать средства в более 360 организаций различных организационно-правовых форм, входящих в систему данной госкорпорации: объем выручки за 2015 г. составил 821,2 млрд руб. (рост +32,8 %), чистые активы оцениваются 2 029,4 млрд руб. (рост +17,8 %), нематериальные активы 55,9 млрд руб. (рост +16,5 %)[11].

2.2 Эффективность инновационной политики государства

Согласно отчету, опубликованному на официальном сайте Правительства РФ, деятельность Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в 2015–2016 г. охватывала пять приоритетных направлений, в рамках которых возможны технологические прорывы и достижение значимого мультипликативного эффекта:

1) направление «Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение»: на реализацию процессов в рамках направления было израсходовано 8,5 млрд руб. из федерального бюджета, в том числе 6,9 млрд руб. в рамках бюджетных ассигнований, а также 3,3 млрд руб. из внебюджетных источников;


2) направление «Ядерные технологии»: на реализацию процессов в сданной сфере было направлено 35,8 млрд руб. из федерального бюджета и 10,6 млрд руб. из внебюджетных источников;

3) направление «Космос и телекоммуникации»: объём финансирования процессов указанного направления из федерального бюджета составил 59,9 млрд руб., в том числе 16,5 млрд руб. в рамках ассигнований комиссии, а также 11,6 млрд руб. из внебюджетных источников;

4) направление «Медицинская техника и фармацевтика»: финансирование процессов указанного направления из федерального бюджета составило 1,8 млрд руб., в том числе 1,6 млрд руб. в рамках ассигнований комиссии, а также 6,6 млрд руб. из внебюджетных источников;

5) направление «Энергоэффективность»: реализация шести процессов данного направления была завершена еще в 2012 г., один завершился в 2015 г.

В рамках направления «Энергоэффективность» финансирование из федерального бюджета было направлено только на реализацию проекта «Инновационная энергетика» в объеме 4,3 млрд руб. Общий объем финансовой господдержки данных направлений составил 110,3 млрд руб. из федерального бюджета, объем внебюджетного финансирования оценивается в 34,1 млрд руб[12].

В настоящее время, когда бюджет Российской Федерации является дефицитным, а значит, существуют ограничения финансовых возможностей, перед государством стоит сложная задача по формированию эффективных косвенных мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности, что обеспечит дополнительный приток финансовых средств со стороны частных инвесторов:

− оптимизация системы налогообложения;

− повышение эффективности взаимодействия участников венчурного рынка;

− популяризация технологического предпринимательства; −

содействие глобализации российской инновационной индустрии[13].

Таким образом, инновационные организации будут производить действительно востребованную продукцию, как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Государство со своей стороны получит экономическую выгоду: во-первых, от экономии средств на прямом финансировании инновационной сферы, а во-вторых, в качестве дополнительного дохода, в виде поступлений в бюджет налоговых и других обязательных платежей, который сформируются в ходе реализации инновационного проекта.

Успешная реализация инновационной политики государства имеет ключевое значение для обеспечения национальной безопасности страны, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе[14].