Файл: Характеристика функций менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках анализа внешней среды организации следует рассматривать и внешнюю микросреду предприятия, данный анализ будет проводиться на основе модели 5 сил Портера.

Стратегическая модель анализа 5 сил конкуренции была описана Майклом Портером в 1979 году. Майкл Портер с помощью пяти структурных единиц, свойственных каждой отрасли, описал способы формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара, а также способы, с помощью которых компания в долгосрочном периоде может удерживать свою прибыльность и сохранять конкурентоспособность.58

Рассмотрим конкурентную среду по каждому фактору.

Первая сила. Угроза появления новых конкурентов в отрасли.

Угроза появления новых конкурентов в отрасли зависит от «высоты» и количества входных барьеров в отрасль.

Рынок субподрядных услуг в России привлекателен для инвесторов, в частности - в связи с низким ценовым порогом вхождения на рынок, отсутствием сложностей с юридической точки зрения, отсутствием на сегодняшний день на рынке явных лидеров. Конкуренция существует, но рынок этот еще очень свободен. На сегодняшний день функционирует множество крупных и мелких компаний, которые обеспечивают субподрядные работы предприятий и частных лиц. Оказывать услуги по проектированию и фундаменту может практически каждый, имеющий соответствующий знания и опыт. При этом барьеры входа на рынок достаточно низки или практически отсутствуют, поэтому угроза появления новых конкурентов в отрасли имеет высокое влияние на ООО «Новотех»

Вторая сила. Рыночная власть покупателей. На данном рынке угроза влияния рыночной власти покупателей слабая. У компании есть постоянные клиенты и заказчики услуг. Заказчиками (клиентами) являются строительные компании, проектные институты, цементные заводы, ТЭЦ, а именно:

1) ЗАО ФСК «Лада-Дом»;

2) ООО «Мордовцемент»;

3) ООО «ССК».

Третья сила. Рыночная власть поставщиков.

На данном рынке поставщики имеют особо значение, так уровень поставляемых материалов влияет на качество субподрядных работ организации. Поставщики могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как являются владельцами ресурсов для производства товаров отрасли. Рост цен на сырье и заключение сделок на невыгодных для компании условиях приводит к росту себестоимости готовой продукции, росту издержек производства.

Поставщиками ООО «НОВОТЕХ» являются следующие компании:

1) АО «ЕВРАЗ Металл Инпром»;


2) АО «Металлоторг»;

3) ООО «Стройсоюз»;

4) ООО «ЛИСТ»;

5) ООО «Зодиак»;

6) ООО «Восток-Сервис».

Четвертая сила. Появление товаров-заменителей.

Товары-заменители (или товары-субституты) ограничивают потенциал рынка с точки зрения роста цен. На данном рынке отсутствуют товары заменители.

Пятая сила: Внутриотраслевая конкуренция

Соперничество среди существующих конкурентов сводится к стремлению любыми силами улучшить свое положение на рынке, завоевать потребителей рынка.

Основными конкурентами предприятия на данном рынке являются:

– по устройству фундаментов: ООО «Фундамент», ООО СК «Базис», ООО Градостроитель,

– по проектным работам: ООО «ЦентрГрадСрой», Архитектурная мастерская Бреусова А.А.

Для оценки конкуренции нужно провести анализ по оценке конкурентов по 5-ой шкале. Таблица была составлена на основе мнений экспертной оценки специалистов области строительство: это крупные клиенты компании – руководители компании ООО «Мордовцемент» и ООО «ССК».

Таблица 6

Оценка конкурентоспособности компаний

Критерии оценки

ООО «Новотех»

ООО «Фундамент»

ООО СК «Базис»

ООО Градостроитель

1.Состояние финансового положения компании

4

4

4

4

2.Стабильность процесса

5

5

5

5

3. Качество услуг

5

4

5

4

4. Уровень квалификации персонала

5

5

4

5

5. Уровень известности предприятия на рынке

5

5

5

5

Общая оценка конкурентоспобности

4,8

4,6

4,6

4,6

По результатам данного анализа видно, что ООО «Новотех» занимает устойчивое конкурентное положение на внутреннем рынке, но ненамного превышает показатели конкурентоспособности других компаний, именно поэтому угроза влияния внутриотраслевой конкуренции существует, но у компании есть все основы для лидерства на данном рынке.

На основании проведенного анализа составим таблицу, в которой будут обобщены результаты влияния факторов, модели 5 сил Портера на развитие компании ООО «Новотех» (табл. 7).

Таблица 7

Анализ влияния факторов модели 5 сил на деятельность ООО «Новотех»

Параметр

Значение

Описание

Направления работ

Угроза со стороны товаров заменителей

Низкий

Компания обладает уникальным предложением на рынке

Поддерживать и совершенствовать уникальность услуг

Угроза внутренней конкуренция

Средний

Рынок компании является высококонкурентным и перспективным. Отсутствует возможность полного сравнения услуг компании

Проводить постоянный мониторинг предложений конкурентов. Развивать и совершенствовать уникальность услуг

Угроза со стороны новых игроков

Высокий

Высокий риск новых игроков. Новые компании появляются достаточно часто

Проводить постоянный мониторинг предложений конкурентов. Развивать и совершенствовать уникальность услуг

Угроза потери текущих клиентов

Средний

Основные клиенты строительные компании, в данный момент отрасль строительства развивается, но есть риск потери клиента

Постоянно следить за развитием строительных компаний. Повышать качество услуг

Угроза нестабильности поставщиков

Высокий

Нестабильность со стороны поставщиков

Введение переговоров о снижение цен и проверка качества товара поставщиков


Таким образом, в результате проведенного внешней среды предприятия ООО «Новотех» было выявлено, что предприятие влияют такие факторы как политические, экономические, технологические и социокультурные.

2.3. Анализ текущего состояния системы планирования на предприятии ООО «Новотех»

С целью оценки эффективности текущего состояния системы стратегического планирования, на предприятии был проведен анкетный опрос среди сотрудников организации, в котором приняли участие 37 сотрудников предприятия из них 54% мужчин и 46% женщин. Общий трудовой стаж респондентов – 6-10 лет – 40% и у респондентов высшее образование – 40% и средне- специальное в основном – 37%. Основной возраст респондентов – 25 – 29 лет – 32,4% и 30 – 34 лет – 27%. Среднемесячный доход от 15 000 и выше рублей. В исследовании приняли участие 13,5% руководителей, 51,4% специалистов и 35,1% рабочих.

Данное исследование помогло выяснить основные цели стратегического управления в организации: 46% респондентов считают, что это получение прибыли и поднятие имиджа на строительном рынке, 67,5% - обеспечение качественной работы по таким направлениям как проектирование зданий и сооружений и 32,4% - стать одним из лучших субподрядчиков и генпроектировщика при строительстве жилых домов в г. Пенза, более подробно результаты исследования представлены в таб. 8.

Таблица 8

Основные цели стратегического управления в организации

Варианты ответов

Кол-во чел

%

Получение прибыли и поднятие имиджа на строительном рынке

17

46

Обеспечение качественной работы по таким направлениям как проектирование зданий и сооружений

25

67,5

Стать одним из лучших субподрядчиков и генпроектировщиков при строительстве объектов в г. Пенза

12

32,4

Итого

37

100

Таким образом, целью стратегического управления в организации ООО «Новотех» является обеспечение качественной работы по таким направлениям как проектирование зданий и сооружений.

Результаты проведенного исследования показали, что 27% респондентов считают, что в организации имеется четкая сформулированная миссия, 54% и респондентов что данная миссия отсутствует. Это говорит, о том, что у организации отсутствует четко сформулированная миссия.


Из результатов, представленных на рисунке 2 видно, что 48,6 % респондентов считают, в организации имеется стратегия развития, что говорит о том, что в организации имеются элементы стратегического управления организацией.

Рисунок 2 - Наличие в организации стратегии развития

81% респондентов отмечают, что в организации разрабатываются различные сценарии развития, а именно пессимистический и оптимистический. Таким образом, можно сказать, что составляются прогнозы и перспективы развития деятельности.

Отрицательным моментом является то, что существующая стратегия развития предприятия рассчитана всего 2 года, так считают 67,5%, тем самым она нуждается в корректировке.

В состав систему стратегического менеджмента в организации входит, генеральный директор - 67,5%, руководитель подразделения – 46% и маркетолог – 32%. Что говорит, о том, что существующее руководство системы стратегического управления составлено верно, с учетом требований внешней среды.

В процессе исследования респондентам предлагалось, оценить четкость целей организации в соответствии с установленными тенденций развития внутренних и внешних возможностей, результаты оценки представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Оценка четкости целей организации в соответствии с установленными тенденциями развития внутренних и внешних возможностей

Таким образом, можно сказать, что цели организации в соответствии с установленными тенденциями развития внутренних и внешних возможностей, большинство респондентов, а именно 35,10% оценили на оценку «хорошо», что говорит о том, что данные цели нуждаются в определенной корректировке.

Данное исследование помогло оценить гибкость стратегии организации быстроты ее приспособления к изменениям внешней среды, в результате проведенного исследования выяснилось, что данная стратегия достаточна гибкая и составлена с учетом изменений среды организации, так считают 67,5% респондентов.

На основании данных представленных на рисунке 4 можно сказать, что в организации производиться постоянный контроль уровня достижения целей в процессе реализации стратегии развития, так считают 67,5% респондентов. Это говорит о том, что руководство следит за реализацией существующей стратегии развития.

Результаты проведенного исследования помогли выяснить, что цели организации соответствуют разработанной и составленной миссии организации, так считают 54% респондентов. Что говорит о том, что цели и миссия организации обозначены верно.


Рисунок 4 - Оценка наличия постоянного контроля над уровнем достижения целей в процессе реализации стратегии

48,6% респондентов считают, что в организации руководство следит, за реализацией стратегических действий, а также за последовательностью и сроками выполнения отдельных плановых заданий.

Таким образом, в организации имеются элементы стратегического контроля.

Данное исследование помогло определить достоинства и недостатки существующей стратегии развития, 81% респондентов считают, что достоинством стратегии развития организации является то, что стратегия компании строится на существующих силах, навыках и возможностях и 46% что реализация данной стратегии приносит существенный доход предприятию. Подробно результаты ответов представлены на рисунке 2.9.

Таким образом, можно сказать, что данная стратегия развития организации эффективна, она разработана на основе на существующих силах, навыках и возможностях предприятия и приносит прибыль компании, но как выяснилось, что 67,5% респондентов считают, что у данной стратегии ограничена область применения.

Также отрицательным является, то, что уровень эффективности стратегии развития в организации сотрудники оценили, на оценку «удовлетворительно», считают 46% респондентов. Таким образом, можно сказать, что существующая стратегия развития нуждается в корректировке (рис. 5).

Рисунок 5 - Основные преимущества стратегии развития вашей компании

Рисунок 6 - Уровень эффективности стратегии развития предприятия

Результаты проведенного исследования показали, что 67,5% респондентов считают, что стратегический контроль в организации направлен на реализацию целей организации и 27,1% считают, что нет.

67,5% респондентов отмечают что, перед разработкой стратегии проводится анализ внешней среды, это говорит о том, что в организации происходить углубленная диагностика факторов прямого и непрямого действия с использованием специальных методов.

Результаты проведенного исследования показали, что высшее руководство организации проявляет глубокую заинтересованность в проведении стратегического планирования, так считают 54% респондентов, это говорит о том, что в организации имеется система стратегического планирования.

В процессе исследования выяснилось, что сотрудники организации имеют общее предоставление о характере развития системы стратегического планирования в организации, так считают 48,6% респондентов, подробно результаты представлены на рисунке 7.