Файл: Характеристика функций менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Успех при решении сложных социально-экономических проблем берет свое начало от четкого понимания и формулировки их сущности и завершается достижением ожидаемого результата. Важно при этом свести к взвешенному минимуму сроки достижения установленных целей и оптимизировать объемы ресурсного обеспечения. Особое внимание должно уделяться организационному механизму управления решением определенной проблемы. Все чаще в таких случаях в практике хозяйствования используют программно-целевые методы, которые выступают одним из наиболее эффективных направлений решения поставленных проблем.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, предназначенного для формирования и достижения целей компании.

В нашем современном мире система управления предприятием имеет свои определенные особенности. Это связано с изменением стратегических направлений в деятельности самого предприятия. Его основными экономическими целями на рынке являются: повышение эффективности деятельности, максимальная прибыль, удовлетворение потребностей коллектива и завоевание новых «ниш» на рынке.

Существуют определенные методы, система и принципы управление предприятием. На их формирование оказывает влияние ряд следующих факторов: цели самого этого предприятия, его задачи, работающий персонал, используемая предприятием технология производства, структура его управления и принимаемые руководством управленческие решения.

Специалисты в области менеджмента должны обладать знаниями, умениями, навыками исследования и оценки, т.к. значимость системы управления в достижении целей организации и решении задач, стоящих перед организацией, нельзя переоценивать ни в коем случае.

Целью работы является изучение основных функций в системе менеджмента.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы функций менеджмента;

- рассмотреть планирование как функцию менеджмента на примере ООО «Новотех»;

- разработать мероприятия по совершенствованию стратегии развития ООО «Новотех».

Предметом работы являются основные функции в системе менеджмента.

Объектом работы является ООО «Новотех».

При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные Интернет-ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.


1. Теоретические основы функций менеджмента

1.1. Понятие и развитие менеджмента

В конце 19 – начале 20 вв. шло бурное развитие научной мысли о теории организации. Ученые разных стран проводили исследования различных аспектов формирования и развития организации, способов управления ею, создания структуры организации и налаживания взаимодействия между ее элементами. Наиболее значимый вклад в науку управления организацией внесли представители классической и гуманистической школ менеджмента, результаты исследований которых актуальны и в настоящее время [1, с. 117].

Основателем школы научного менеджмента классической школы организационной теории был Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), который в 1906 году становится президентом Американского общества инженеров- механиков и в 1911 г. основывает Общество содействия научному менеджменту [3, с. 45].

В наши дни именно его часто называют «отцом научного менеджмента».

Фредерик Тейлор первый, кто предложил использовать разнообразные научные методы для изучения процессов труда и управления им, а также для повышения его эффективности и результативности. Учеными, которые разделяли взгляды Ф. Тейлора и были его последователями, являлись Ф. Гилберт, который сотрудничал с Фредериком Тейлором и внес свой вклад, а именно создал «науку о движении», Л. Гилберт, Г. Форд и другие [2, с. 203].

Основные идеи и методы школы научного менеджмента были сформированы в период 1885-1920 гг. в период активного формирования производства, перехода экономик к промышленному развитию. В своей книге Фредерик Тейлор изложил пять принципов повышения производительности труда, а именно:

1) Изучение задач и анализ движений, которые требуются для выполнения определенной работы;

2) Подробное описание каждого движения, составляющих его усилий и измерение времени, затраченного на каждое действие рабочего;

3) На основе проведенных измерений, устранить все лишние движения выполнении работы при;

4) Оставшиеся движения последовательно соединяются так, чтобы работник тратил на них минимум физических сил и умственных усилий, и времени;

5) Изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения задачи в соответствии с выводами изучения движений, усилий и времени [2, с. 205].


В тоже время, теоретики научного менеджмента не пренебрегали совсем и человеческим фактором, ведь:

1. Систематически использовали стимулирование и поощрение работников для того, чтобы еще больше заинтересовать и привлечь их к увеличению производительности труда.

2. Формировали новые нормы и формы оплаты труда.

3. Предусматривали перерывы в работе.

4. Признавалась так же важность правильного подбора персонала и обучения этих людей [3, с. 47].

К классической школе относятся и исследования административной школы управления. Ее основателем принято считать французского горного инженера, теоретика и практика менеджмента Анри Файоля (1841-1925).

Наиболее важным отличием от авторов научного направления является то, что А. Файоль и все его последователи, а именно Джеймс Д. Муни, Альфред П. Слоан и др., имели немалый опыт работы в качестве руководителей [1, с. 119].

Вследствие чего, в основном они занимались выработкой подходов к усовершенствованию управления организацией в целом и созданием универсальных принципов управления.

Разработка и внедрение основных методов и принципов управления административной школы организации пришлись на 1920-1950 гг. А. Файоль одним из первых разработал законченную концепцию менеджмента, в которой ввел такие понятия как «функция управления» и «принципы менеджмента» [1, с. 121].

В своих трудах он выделяет 5 основных функций, из которых, по его мнению, складываются функции администрации [2, с. 207]:

1. Прогнозирование;

2. Планирование;

3. Организация;

4. Координирование;

5. Контроль.

Кроме того, Файоль описывает обоснованные им важнейшие принципы управления [3, с. 48]:

1. Разделение труда

2. Полномочия и ответственность

3. Единоначалие

4. Дисциплина

5. Единство действий

6. Подчиненность интересов

7. Вознаграждение

8. Централизация

9. Скалярная цепь

10. Порядок

11. Справедливость

12. Стабильность персонала

13. Инициатива

14. Корпоративный дух.

Следующей школой была бюрократическая школа. В ее базу легли идеи Макса Вебера (1864-1920) – немецкий социолог, экономит и юрист. Основным отличием было то, что Ф. Тейлор пытался ответить на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, в то время как М. Вебер искал ответы на вопрос, как сделать так, чтобы вся организация работала как отлаженная машина.

Для этих целей он предлагал строить организации по линейному признаку и точно регламентировать количество и функции сотрудников. Вебер полагал, что функционирующую организацию можно «разложить» на составные части и «пронормировать» работу каждой из них. По мнению Вебера, организацией следует управлять на безличной, чисто рациональной основе, исключать эмоциональную составляющую во взаимоотношениях. Такую форму организации менеджмента Вебер назвал бюрократией.


Еще одной школой, внесшей значительный вклад в теорию организации, была школа человеческих отношений, которую основал американский социолог Элтон Мэйо (1880-1949). Ученые этой школы изучали влияние на производительность труда различных факторов внутренней среды организации [5, с. 133].

Все началось с его экспериментов названными хоторнскими.

Для проведения исследований были созданы две группы рабочих: экспериментальная и контрольная. Для которых были созданы разные условия труда: на первом этапе в экспериментальной группе изменяли технические параметры условий - увеличивали освещенность цеха – в результате было зафиксировано, что возрастала производительность труда, в то время как, в контрольной группе она оставалась неизменной. На следующем этапе в экспериментальной группе еще больше увеличили освещенность, и это снова привело к росту производительности. На 3 этапе освещение уменьшили, однако производительность не снизилась. При этом и в контрольной группе продолжала расти производительность.

Всесторонний анализ полученных данных, позволил выявить новый для науки фактор – осознание работниками важности происходящего в рабочем процессе, своего участия в мероприятии, внимания к себе. Мейо назвал это чувством социабильности – потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе, участвовать в общем деле. Таким образом было доказано влияние на развитие организации личности работника, его социальной позиции.

Дальнейшее развитие научной мысли теории организации гуманистической школы управление продолжили ученые школы наук о поведении. Такие ученые как К. Арджирис, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор являлись представителями бихевиористского направления. Они исследовали мотивацию, авторитет, характер власти руководителя и разные другие аспекты управления организацией.

Основным выводом исследований школы наук о поведении стало то, что эффективность трудовой деятельности человека зависит не только от психологии его личности, но и от сложных взаимосвязей и взаимоотношений внутри группы.

Основные положения рассмотренных выше научных школ легли в основу науки организационного менеджмента, многие из них остаются актуальными и в наше время, позволяя лучше понять принципы построения, функционирования и развития организации [5, с. 135].

1.2. Характеристика функций менеджмента


Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы. Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы. Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять сразу несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам:

1.По содержанию процесса управления - основные функции;

2.По направлению воздействия на объекты управления - специфические или конкретные функции.

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами, такие как: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и т.д. Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, которые являются общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами [5, с. 137].

К основным функциям менеджмента можно отнести:

1.Планирование;

2.Организация;

3.Контроль;

4.Мотивация;

5.Стимулирование.

Кроме этого основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность состоит в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

1. Планирование

Основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач [5, с. 139].