Файл: Понятие системы права и ее структурные характеристики (Понятие нормы права и её структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также в литературе[29] можно встретить такие санкции, как правовосстановительные – направленные на принудительное исполнение обязанностей либо восстановление нарушенных прав лица. Данный вид санкций может быть применен с целью восстановления справедливости в отношении лиц, которые пострадали от противоправных действий. В том числе, такие санкции могут быть выражены как отмена незаконного распоряжения, восстановление в должности незаконно уволенного работника, изменения формулировки увольнения и др.

Нередко применение карательных (штрафных) санкций. Такие санкции предусматривают возможность ограничения определенных прав нарушителя, а равно возможность возложения на него в законодательном порядке специальных обязанностей или же его легальное порицание. Штрафные санкции применяются за совершение проступков либо преступлений. При этом в отечественном законодательстве действует правило, согласно которому при применении рассматриваемых санкций менее строгое наказание поглощается более строгой мерой ответственности.

В целом теоретики приведенное выше разделение юридической нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию называют логической нормой. Каждый элемент логической нормы связан с другим элементом и проявляется в тексте законодательных актов по примерной схеме: «если... то..., в противном случае...».[30] Данное деление нормы права на гипотезу, диспозицию и санкцию впервые было предложено в начале 20 века. Однако не все ученые согласились с тем, что правовая норма состоит из трех структурных элементов. Многие дореволюционные юристы исходили из двучленного строения нормы права, в связи с чем, признавали наличие норм, не обеспеченных санкциями. В современной юридической литературе до сих пор не достигнуто единство мнений относительно строения юридической нормы.

Полагаем, на сегодняшний день нельзя однозначно установить, какой же из указанных подходов является правильным, поскольку каждый автор приводит веские аргументы в пользу своего мнения. Так, сторонники логической нормы рассматривают абстрактную норму права и берут логическую структуру нормы. Последователи двучленного строения представляют реальную норму права и берут фактическую структуру нормы. При этом выявление двучленной структуры нормы имеет важное практическое значение, потому что позволяет видеть в каждом предписании только те элементы, которые в нем действительно существуют, и, следовательно, проводить четкий анализ норм.


По нашему мнению, наиболее действительный и приемлемый вариант – это конструкция логической нормы. Полагаем, именно она имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку существует с целью внешнего выражения связи между специализированными нормами предписания. В условиях все большего деления на отрасли и подотрасли права именно при данном подходе (поскольку только трехчленная схема способствует видению принудительного регулятора государства в сфере социальных отношений) становится возможным раскрытие правового, властного характера специализированных юридических предписаний. В противном случае, может сложиться впечатление, что норма исчезает либо что право состоит не из норм, а из теоретических принципов и установлений.

2.2. Виды норм права

В юридической науке в зависимости от отрасли мы можем различить нормы гражданского, административного, трудового, уголовного, корпоративного, налогового, финансового и других отраслей права.

Считаем, необходимо особо выделить разграничение юридических норм по их роли в регулировании социальных отношений на правоустановительные (или регулятивные), специализированные и правоохранительные. При этом правоохранительные и правоустановительные нормы являются самостоятельной основой возникновения правовых отношений.

Так, А.В. Васильев в названном нами труде считает неверным разделение норм на запрещающие, обязывающие и управомочивающие. Ученый указывает, что с учетом того, что каждая норма обладает представительно-обязывающим характером, относится, по крайней мере, к двум субъектам, следует сделать вывод, что каждая юридическая норма управомочивает одно лицо и обязывает другое лицо в конкретном регулируемом отношении. Автор пишет, что имеет место смешение отличных друг от друга вещей - нормы права и ее выражения в статьях, частях, пунктах и параграфах законодательных актов. Кроме того, автор считает, что под видом классификации правовых норм права преподносится классификация статей законодательных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же юридическая норма проявляется в различных статьях нормативных актов и в форме обязывания, и в форме запрещения.

Правоохранительные нормы предусматривают меры принудительного воздействия государства на человека при совершении им преступлений (правонарушений). Такие нормы рассчитаны на неправомерное поведение субъекта социальных отношений и содержат санкции. Взаимодействие правоохранительных и регулятивных норм, полагаем, заключается в том, что первые выражают отрицательную реакцию государственной власти на противоправное поведение, а вторые регламентируют положительные действия человека в обществе. Можно сказать, что правоохранительные нормы направлены на охрану регулятивных норм и заключают в себе функции принуждения, а также на регулирование мер юридической ответственности, специфических принудительных мер государства в области защиты субъективных прав личности.


Регулятивные нормы, в свою очередь, делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Управомочивающие нормы отражают различия между государством и иными институтами гражданского общества. Например, в отношении граждан действует норма международного права, в которой определяется, что гражданам разрешено все, что не запрещено. В то же время государственным служащим разрешены только те действия, которые определены рамками их должностных полномочий.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные активные действия.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать неразрешенных действий. В отличие от обязывающих они требуют воздерживаться от совершения любых запрещенных действий. Прообразом норм данного вида является понятие табу, действовавшее в первобытном обществе, а также в современном мире – в правовых системах отдельных государств или же народностей. По своей природе запрещающие нормы имеют профилактический характер, они направлены на предупреждение возможных преступлений (правонарушений) под страхом привлечения к ответственности. Исходящие от государства запреты адресованы, в первую очередь, лицам, склонным к совершению преступлений (правонарушений). С помощью данного вида норм обеспечивается безопасность и охрана порядка в обществе. Такие нормы носят точный характер.

Необходимо также сказать о специализированных нормах права. Так, данного вида нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм.

Среди специализированных норм права можно выделить общезакрепительные (конститутивные), дефинитивные, декларативные (целеустановительные), коллизионные и оперативные нормы.

Они не могут быть самостоятельной основой для возникновения правоотношений. Поэтому носят дополнительный характер. Общезакрепительные нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений. Дефинитивные нормы закрепляют определенные юридические понятия, использование которых в официальном обороте создает юридически значимые конструкции и конкретные виды правоотношений. Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких. Кроме того, коллизионные нормы призваны решать столкновение норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций. Оперативные нормы - с их помощью из действий системы права изымаются устаревшие нормы и вводятся новые.


По характеру обязательности и степени категоричности нормы права могут быть подразделены на императивные и диспозитивные. Императивные нормы содержат категорические предписания. Диспозитивные нормы содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники общественных отношений не установили для себя в этих отношениях иного правила поведения.

По сфере или объему регулирующего действия нормы права подразделяются на общие нормы, специальные и исключительные.

Также в законодательстве, юридической практике и литературе принято различать нормы материального и процессуального права.

Классификация видов норм права может осуществляться и по их юридической силе. Такой критерий деления способствует установлению возможных противоречий между ними. В современное время данный критерий широко используется и теоретиками, и практиками.[31]

При этом стоит отметить, что рассмотренные классификации не исчерпывают всех возможных разграничений правовых норм, которые могут быть подразделены и по другим основаниям. Глубокое изучение структуры правовой нормы и её возможных видов позволило определить всю важность юридических норм в системе социальных норм, более детально понять соотношение исследуемых норм права.

Глава 3. Институты и отрасли правовой системы

3.1. Отрасли права как элемент системы права

Отрасль права - это относительно самостоятельная совокупность норм права (институтов), регулирующих сферу однородных общественных отношений с помощью соответствующих методов. 

Ее признаками являются следующие:

  • значительный нормативный объем - отрасль права является большим по объему подразделением системы права;
  • однородность - каждая отрасль права определена определенной сферой качественно однородных общественных отношений (имущественных, неимущественных, организационных и др.), которые она упорядочивает;
  • единство предмета и метода правового регулирования. Отрасли права различаются по своеобразию предмета правового регулирования, который выступает объективным, материальным критерием отделения отрасли в системе права. Он требует адекватных приемов воздействия на отношения;
  • относительные самостоятельность и завершенность. Отрасль права является объединением норм права, автономным от других отраслей, ее главное предназначение - обеспечить упорядочение общественных отношений определенного рода совокупности специфических правовых средства;
  • отраслевой понятийный аппарат. Любая отрасль права имеет свою терминологию (например, преступление, наказание, умысел, невменяемость - в уголовном праве; физическое лицо, юридическое лицо, право чин, завещание - в гражданском праве);
  • и некоторые другие признаки. 

Подотрасль права - это группа институтов отрасли права, направленная на регулирование определенного круга однородных общественных отношений. Подотрасль характеризуется наличием общих принципов, способов регулирования, спецификой норм, входящих в ее состав[32]. Например, в конституционном праве выделяют избирательное, парламентское право и др.; в гражданском праве - вещное, обязательственное право и др.; в финансовом праве - бюджетное, налоговое, банковское право. Области права, для которых характерны тесное консолидация, компактность содержания, не имеют в своем составе подотраслей права (например, уголовное процессуальное право). 

Таким образом, мы можем сделать вывод, что отрасль права является существенным, значимым элементом правовой системы, характеризующаяся совокупностью институтов (норм права) в той или иной области складывающихся между субъектами правоотношений.

3.2. Понятие и характеристика правового института

Под правовыми институтами исследователи понимают относительно обособленные группы связанных друг с другом норм, которые регламентируют в юридическом аспекте определенный вид однородных социальных отношений[33] (например, институт частной собственности, институт наследования институт ответственности в уголовном праве, институт товарищества собственников недвижимости в жилищном праве иные институты).

Крупные правовые институты подразделяются на субинституты, которые характеризуются как объединение правовых норм, устанавливающих правила взаимодействия между субъектами в рамках определенного института.

Институту права как одному из элементов правовой системы присущи следующие признаки:

  • юридическое единство – нормы института представляют собой один комплекс, выраженный в собственных понятиях, принципах, что особый режим функционирования и применения;
  • нормативная обособленность – нормы закрепляются в статьях, главах, раздела;
  • однородность содержания – любой институт призван самостоятельно регламентировать определенную группы правоотношений;
  • полнота регулируемых отношений – институт включает набор различных категорий норм, направленных на обеспечение беспробельность регламентируемых правоотношений.