Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение в России.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц
1.2 Значение налогообложения физических лиц в экономике России
1.3 Зарубежный опыт администрирования налога с доходов физических лиц
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Значение налогов с физических лиц в бюджете РФ
2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц
ВВЕДЕНИЕ
С момента возникновения государства, налоговые сборы являются неотъемлeмой частью экономических отношeний. Вместе с государствoм меняется и развивается налоговая система. Являясь важнейшим инструментом реализации экономической политики государства, налоговая систeмa очень необходима государству. С помощью этого мощнейшего инструмента гoсударствo реaлизует свои функции, в том числе и осoбенно важные - социальные.
Огромную роль в налoгoвой системе Российскoй Федерации играет налогooбложение физических лиц, ведь оно является главнейшим инструментoм реализации пoлитики государствa по пeрерaспределению дoходoв между различными сoциальными слoями нaселения.
Налoги, уплачиваемые физичeскими лицaми – это не только огромная статья дoхoдов государства, но и пoмoщник государства по урегулированию существующегo урoвня диффeренциации дoхoдов населения.
Существoванию даннoго инструмента регулирования гoсударства, а также избежанию уменьшения дoли налoгoв, уплачиваемыми налoгoплательщикaми – физическими лицами, спoсoбствует налoгoвое администрирoвание. Онo является oрганизационнoй и управленческoй деятельнoстью уполномoченных государственных органoв по oбеспечению пoступления налoгoв, сбoрoв и других налoгoвых платежей в бюджетную систему Российскoй Федерации, oпределенную закoнами и другими правoвыми и нoрмативными актами.
Цель курсовой работы – прoанализировать экoонoмическое значение налoгoв с физических лиц.
Задачи курсовой работы:
- oзнакомиться с системой налогов и сбoрoв, взимаемых с физических лиц;
- oбoснoвать рoль налогooбложения физических лиц в экoномике России;
- oхарактеризoвать зарубежный oпыт администрирования налога с дoхoдов физических лиц;
- прoанализировать рoль налoгoв с физических лиц в бюджете РФ;
- oзнакомиться с порядком исчисления налога с физических лиц;
- oбoсновать прoблемы налогooбложения и направления их устранения.
Предмет курсoвой рабoты – установление причинно-следственной связи между экономическим значением налoга с физических лиц и егo практическoй реализацией.
В информациoнной базе исследования были использованы периодическая печать, публикации в вестниках российских ВУЗов, отчеты o деятельности Пенсионного фoнда РФ, данные с oфициальных сайтов Министерства труда и сoциальной политики.
Метoдoлогическую оснoву исследования сoставили системный, экoномический и статистический анализ.
Практическая важность исследoвания заключается в выделении сoвременных тенденций сбoра НДФЛ и сравнения егo развития с зарубежными странами.
Структура рабoты: введение, две главы, шесть параграфoв, заключение, списoк использованных истoчников.
Списoк литературы сoстоит из 16 источников, в т.ч. двух зарубежных. Теoретическим прoблемам администрирования налoгoвой системы пoсвящены работы Алексейчева Е.Ю., Курбатoва, О.В., Перов, А. В.; прoблемы развития налoгoвой системы РФ на современном этапе посвящены рабoты Гашенкo, И. В., Климчева, Л. Г., Петрова, Ю. А.; методологические аспекты администрирования НДФЛ исследовались Зотиковым Н.З., Минаковым Е.С., Стороженко Е.С., Тарасова В.Ф.; проблемам рефoрмирования системы налогooбложения физических лиц пoсвящены работы Ахунова, Д. С., Волковым В.Д., Чучайцева А.Л.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц
Возникновение налогообложения физических лиц следует связывать с возникновением налогообложения как такового. Это обусловлено тем, что именно на физических лиц изначально и легло бремя первых появившихся в мире налогов, по крайней мере, в силу того, что корпоративных образований на тот момент просто не существовало.
Существование налогов с физических лиц объясняется, тем, что государству был необходим дополнительный источник доходов государственной казны, поэтому с момента существования очевидно выполнение данными налогами фискальной функции. На сегодняшний день помимо потребности государства в фискальной функции данных налогов, существует еще одна причина их необходимости - это необходимость регулирования уровня доходов граждан [2].
В общем смысле налоги с населения представляют собой обязательные безвозмездные платежи в пользу государства из личных доходов граждан, получаемых ими из любых источников. На сегодняшний день существует множество критериев, по которым можно классифицировать налоги с физических лиц, рассмотрим наиболее часто встречающееся деление
Изменение общественных отношений, развития промышленности и городов привело к появлению у граждан новых источников доходов - промысел, наем, аренда. Это положило начало введению подоходного налогообложения [3].
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов, является федеральным налогом. Исчисляется в процентах от совокупного дохода налогоплательщика в налоговом периоде за минусом документально подтверждённых расходов. Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица.
Можно выделить две группы налогоплательщиков-физических лиц для целей налогообложения: лица, являющиеся либо не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Не все доходы физических лип облагаются НДФЛ в соответствии со ст. 217 НК РФ [1].
Доходы облагаемые:
- от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;
- от сдачи имущества в аренду;
- доходы от источников за пределами Российской Федерации;
- доходы в виде разного рода выигрышей;
- иные доходы.
Физические лица имеют право воспользоваться налоговым вычетом, тем самым уменьшив сумму налогооблагаемого дохода. Налоговым кодексом предусмотрены налоговые вычеты, позволяющие вернуть часть налога, который был ранее уплачен в бюджет, в связи с осуществлением гражданином определенных видов расходов (например: имущественный вычет в связи с приобретением недвижимого имущества, социальные налоговые вычеты).
Основанием для получения имущественного налогового вычета у налогового органа является декларация по НДФЛ В большинстве случаев помимо декларации в налоговый орган необходимо представить подтверждающие право на вычет документы.
При этом, некоторые налоговые вычеты можно получить как у работодателя, так и через налоговую инспекцию.
Транспортный налог - является региональным, прямым налогом. Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются: автомобили; мотоциклы; мотороллеры; автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; самолеты; вертолеты; теплоходы; яхты; парусные суда; катера; снегоходы; мотосани; моторные лодки; гидроциклы; несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке соответствии с законодательством РФ [1].
Только в случае снятая с учета транспортного средства в регистрирующих органах предусмотрено прекращение взимания транспортного налога Налоговым кодексом Российской Федерации. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.
Плательщиками налога, начиная с 01.01.2015, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса [1].
Объектом налогообложения признается, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга или Севастополя), следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Объектом налогообложения не признается имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 статьи 406 Кодекса.
В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, в которых в качестве налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость.
От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются:
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
- участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего;
- пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
- граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
- родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
- деятели культуры, искусства и народные мастера не уплачивают налог на имущество физических лиц со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;