Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение в России.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц
1.2 Значение налогообложения физических лиц в экономике России
1.3 Зарубежный опыт администрирования налога с доходов физических лиц
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Значение налогов с физических лиц в бюджете РФ
2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц
Что касается системы изъятия налога у источника, зарубежная практика не отличается от российской: подоходный налог взимается работодателями с текущих доходов рабочих и служащих. Это обеспечивает относительную равномерность и регулярность поступления налога в бюджет при выплате работникам заработной платы. Налоговая база остается стабильной, независимо от происходящих изменений в экономической и политической сферах. Исключением являются Франция и Швейцария, где налог с заработанного в предыдущий год дохода платят сами рабочие и служащие, а не работодатели.
Весьма своеобразная система администрирования подоходного налога Швеции и Норвегии. Налог уплачивается на основании налоговой декларации, которая заполняется налоговым органом. Соответственно, налоговые органы этой страны имеют доступ ко всем базам данных о доходах налогоплательщиков, на основании которых и заполняют декларации и исчисляют сумму налога, подлежащую уплате. Налогоплательщик в свою очередь имеет право опровергнуть содержащуюся в декларации информацию в вышестоящем налогом органе.
Следовательно, системы подоходного обложения в зарубежных странах построены на основе общих принципов, которые в каждой отдельной стране имеют свое конкретное наполнение и национальные особенности. Каждая страна по-разному использует подоходный налог в качестве инструмента социальной политики, манипулируя налоговыми ставками, налоговыми вычетами и льготами [5].
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Значение налогов с физических лиц в бюджете РФ
НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Рассмотрим данные налоговых органов РФ о поступлении налогов в консолидированный бюджет нашей страны (табл. 1).
Таблица 1
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2016-2017 гг., млрд р.
Вид налога |
2017 год |
2018 год |
Темп прироста, % |
НДПИ |
2 904,2 |
3 226,8 |
111,1 |
НДФЛ |
2 679,5 |
2 806,5 |
104,7 |
Налог на прибыль |
2 372,8 |
2 598,8 |
109,5 |
НДС |
2 181,4 |
2 448,3 |
112,2 |
Имущественные налоги |
955,1 |
1 068,4 |
111,9 |
Акцизы |
999,0 |
1 014,4 |
101,5 |
По данным таблицы 1 видно, что НДФЛ занимает второе место по суммам, перечисленным в бюджет РФ за 2017-2018 гг., уступая лишь НДПИ. В 2018 году поступления подоходного налога выросли на 127 млрд р., что составило 104,7 % прироста. Доля НДФЛ в разрезе сравниваемых налогов в 2018 году составила 21,3 %, что говорит о значимости данного налога в формировании налоговых доходов нашей страны.
Далее определим долю НДФЛ в налоговых доходах (табл.2)
Таблица 2
Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за 2016–2018гг., млрд. руб.
Консолидированный |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Абсолютное |
Относительное |
||
2017 г.к |
2018 г.к |
2017 г.к |
2018 г.к |
||||
Поступление НДФЛ |
2702,6 |
2807,8 |
2592,1 |
+105,2 |
-215,7 |
+3,89 |
-7,68 |
Всего налоговыедоходы |
19450,6 |
21153,3 |
20633 |
+1702,7 |
-520,3 |
+8,75 |
-2,46 |
Доля НДФЛ в налоговых доходах |
13,89 |
13,27 |
12,56 |
-0,62 |
-0,71 |
-4,46 |
-5,35 |
Из таблицы 2 видно, что в 2017 г., по сравнению с 2016 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 3,89 %
Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2017г. составила в консолидированном бюджете 13,27 %, что на 0,62 % меньше, чем в 2016 г, а в 2018 г. — 12,56 %, что на 0,71 % меньше, чем в 2017 г.
Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ увеличилось в 2017 г. по сравнению с 2016 г., а также в 2018 г. Наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации в 2017 г.
Далее проанализируем ставки МРОТ. В Федеральном законе РФ дано следующее понятие прожиточного минимума. Прожиточный минимум это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные налоги и сборы.
Согласно ФЗ за №82 от 19 июля 2000 г. минимальная оплата труда привязана к показателю прожиточного минимума и не может устанавливаться ниже. Но в тот период невозможно было так резко увеличить «минималку». Этот шаг стал бы причиной ухода в тень только начавшего оправляться от дефолта бизнеса. Часть 1 ст.133 ТК РФ не работала, и МРОТ не поспевал за растущим прожиточным минимумом. Так, в период 2001–2006 годов «минималка» составляла 12–23% от прожиточного минимума по России. Правительству пришлось дополнить норму оговоркой, что привязка МРОТ к прожиточному минимуму осуществляется согласно ст. 421 ТК РФ, которая предусматривает порядок и сроки повышения путем принятия федерального закона. Такой закон был принят только 25 декабря 2018 за №481.
Источник: https://credits.ru/publications/zarplata/tablitsa-izmeneniy-mrot-v-rossii-po-godam-2010-2019/
За последние годы минимальный размер оплаты труда вырос почти в 7 раз (Минфин), но тем не менее, это так и остается очень низким доходом для многих жителей нашей страны. Средние значения минимального размера оплаты труда за последние 10 лет представлены в таблице 3.
Таблица 3
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации
Дата введения МРОТ |
Размер, руб. |
01.01.2010 |
4330 |
01.01.2011 |
4611 |
01.01.2012 |
4611 |
01.01.2013 |
5205 |
01.01.2014 |
5554 |
01.01.2015 |
5965 |
01.07.2016 |
6204 |
01.01.2017 |
7500 |
01.07.2017 |
7800 |
01.01.2018 |
9489 |
01.05.2018 |
11163 |
01.01.2019 |
11280 |
Из таблицы видно, что резкое повышение МРОТ приходится на период 2018–2019 годов. До этого часть первая ст. 133 ТК РФ в требовании соответствия «минималки» ПМ не соблюдалась и составляла от 11% до 60% величины общефедерального ПМ.
Получалось, что при низкой минимальной зарплате граждане не могли обеспечить даже минимальные жизненно важные потребности, которые включены в ПМ. В частном бизнесе работники оформлялись на минимальную зарплату, а остальная часть заработка выплачивалась в конвертах. Соответственно, в госбюджет не перечислялся НДФЛ, обязательные страховые платежи. В мировой практике на рынке труда МОТ (Международная организация труда) установлено соотношение между «минималкой» и средней заработной платой в размере 40–50%. В России установленный МОТ показатель в несколько раз меньше, что говорит о проблеме в выполнении социальной функции минимальной оплаты труда — сглаживать неравенство в доходах граждан и служить гарантом достойной жизни работающих категорий населения.
Источник: https://credits.ru/publications/zarplata/tablitsa-izmeneniy-mrot-v-rossii-po-godam-2010-2019/
В связи с этим необходимо устанавливать минимальную заработную плату в процентах к прожиточному минимуму одинокого работника в трудоспособном возрасте. Минимум должен исчисляться по всем субъектам Российской Федерации, и абсолютный (в денежном выражении) уровень минимальной заработной платы должен быть различным. Это необходимо в связи с тем, что введенные еще для социалистической модели экономики районные коэффициенты перестали отражать различия в условиях воспроизводства рабочей силы.
Анализ зачисление НДФЛ в бюджеты бюджетной системы РФ на основании Бюджетного кодекса показывает, что наибольшая часть НДФЛ направляется в бюджеты бюджетов РФ (табл.4)
Таблица 4
Зачисление НДФЛ лиц в бюджеты бюджетной системы РФ.
Бюджет |
Зачисленный |
Бюджетный кодекс |
Бюджеты субъектов РФ |
85 |
ст. 56 «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» Бюджетного кодекса |
Бюджеты поселений |
10 |
ст. 61 «Налоговые доходы бюджетов поселений» Бюджетного кодекса |
Бюджеты муниципальных районов |
5 |
ст. 61.1 «Налоговые доходы муниципальных районов» Бюджетного кодекса |
Данные региональные особенности, которые, прежде всего, касаются различного рода льгот, предоставляемых отдельным группам налогоплательщиков: владельцам личных подсобных хозяйств, семьям, имеющим детей, индивидуальным предпринимателям, привлекающим наемных работников, физическим лицам, продающим принадлежащие им объекты недвижимости.
Неразрывно связанными понятиями с зачислением НДФЛ является и уровень его собираемости, данные о котором представлены в табл.5
Таблица 5
Уровень собираемости НДФЛ
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Всего за |
Налогооблагаемая база. трлн. руб. * |
15.4 |
17.4 |
19.2 |
20.6 |
21.4 |
94.0 |
Потребительские расходы населения, трлн. руб. |
29.9 |
34.0 |
38.1 |
41.8 |
43.8 |
187.6 |
Уровень собираемости НДФЛ. %*' |
51.5 |
51.1 |
50.4 |
49.0 |
48.9 |
50.1 |
Расчётное поступление НДФЛ. трлн. руб. |
3.9 |
4.4 |
5.0 |
5.5 |
5.7 |
24.5 |
Фактическое поступление НДФЛ. трлн. руб. |
2.0 |
2.3 |
2.5 |
2.7 |
2.8 |
12.3 |
Недопоступление НДФЛ. трлн. руб. |
1.9 |
2.1 |
2.5 |
2.8 |
2.9 |
12.2 |
Предоставленные данные свидетельствуют о низком уровне собираемости НДФЛ, одной из причиной которого, по моему субъективному мнению является недостатками действующей системы реформировании данного налога в контексте реформирования всей системы налогообложения РФ.
Таким образом, на сегодняшний день, НДФЛ в большей степени выполняет фискальную функцию. Однако, надеемся, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Об этом свидетельствуют три фактора:
- социально-экономическая направленность политики России.
- признание эффективности прогрессивного обложение НДФЛ в большинстве экономически развитых стран.
- правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения [19].
2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц
При определении налоговой базы по налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. [20].
Для правильного определения налоговой базы и самого налога на предприятии должен быть организован налоговый учет. Форма самого регистра по НДФЛ, а также порядок отражения в нем данных аналитического характера, разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. Но при этом указанный документ должен содержать в себе сведения следующего характера:
- все доходы, полученные физическим лицом, предоставленные ему налоговые вычеты;
- сумма рассчитанного, удержанного и перечисленного налога с указанием дат.
Кроме того, представляются все данные о налогоплательщике, позволяющие его идентифицировать. Сведения отражаются за налоговый период с нарастающим итогом по каждому налогоплательщику физическому лицу.
Исчисление сумм налога производится предприятием нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца [18].
Налоговая база по НДФЛ представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у неё возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.