Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается системы изъятия налога у источника, зарубежная практика не отличается от российской: подоходный налог взимается работодателями с текущих доходов рабочих и служащих. Это обеспечивает относительную равномерность и регулярность поступления налога в бюджет при выплате работникам заработной платы. Налоговая база остается стабильной, независимо от происходящих изменений в экономической и политической сферах. Исключением являются Франция и Швейцария, где налог с заработанного в предыдущий год дохода платят сами рабочие и служащие, а не работодатели.

Весьма своеобразная система администрирования подоходного налога Швеции и Норвегии. Налог уплачивается на основании налоговой декларации, которая заполняется налоговым органом. Соответственно, налоговые органы этой страны имеют доступ ко всем базам данных о доходах налогоплательщиков, на основании которых и заполняют декларации и исчисляют сумму налога, подлежащую уплате. Налогоплательщик в свою очередь имеет право опровергнуть содержащуюся в декларации информацию в вышестоящем налогом органе.

Следовательно, системы подоходного обложения в зарубежных странах построены на основе общих принципов, которые в каждой отдельной стране имеют свое конкретное наполнение и национальные особенности. Каждая страна по-разному использует подоходный налог в качестве инструмента социальной политики, манипулируя налоговыми ставками, налоговыми вычетами и льготами [5].

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1 Значение налогов с физических лиц в бюджете РФ

НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Рассмотрим данные налоговых органов РФ о поступлении налогов в консолидированный бюджет нашей страны (табл. 1).

Таблица 1

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2016-2017 гг., млрд р.

Вид налога

2017 год

2018 год

Темп прироста, %

НДПИ

2 904,2

3 226,8

111,1

НДФЛ

2 679,5

2 806,5

104,7

Налог на прибыль

2 372,8

2 598,8

109,5

НДС

2 181,4

2 448,3

112,2

Имущественные налоги

955,1

1 068,4

111,9

Акцизы

999,0

1 014,4

101,5


По данным таблицы 1 видно, что НДФЛ занимает второе место по суммам, перечисленным в бюджет РФ за 2017-2018 гг., уступая лишь НДПИ. В 2018 году поступления подоходного налога выросли на 127 млрд р., что составило 104,7 % прироста. Доля НДФЛ в разрезе сравниваемых налогов в 2018 году составила 21,3 %, что говорит о значимости данного налога в формировании налоговых доходов нашей страны.

Далее определим долю НДФЛ в налоговых доходах (табл.2)

Таблица 2

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за 2016–2018гг., млрд. руб.

Консолидированный
бюджет РФ

2016г.

2017г.

2018г.

Абсолютное
отклонение (±)

Относительное
отклонение (%)

2017 г.к
2016 г.

2018 г.к
2017 г.

2017 г.к
2016 г.

2018 г.к
2017 г.

Поступление НДФЛ

2702,6

2807,8

2592,1

+105,2

-215,7

+3,89

-7,68

Всего налоговыедоходы

19450,6

21153,3

20633

+1702,7

-520,3

+8,75

-2,46

Доля НДФЛ в налоговых доходах

13,89

13,27

12,56

-0,62

-0,71

-4,46

-5,35

Из таблицы 2 видно, что в 2017 г., по сравнению с 2016 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 3,89 %

Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2017г. составила в консолидированном бюджете 13,27 %, что на 0,62 % меньше, чем в 2016 г, а в 2018 г. — 12,56 %, что на 0,71 % меньше, чем в 2017 г.

Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ увеличилось в 2017 г. по сравнению с 2016 г., а также в 2018 г. Наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации в 2017 г.

Далее проанализируем ставки МРОТ. В Федеральном законе РФ дано следующее понятие прожиточного минимума. Прожиточный минимум это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные налоги и сборы.

Согласно ФЗ за №82 от 19 июля 2000 г. минимальная оплата труда привязана к показателю прожиточного минимума и не может устанавливаться ниже. Но в тот период невозможно было так резко увеличить «минималку». Этот шаг стал бы причиной ухода в тень только начавшего оправляться от дефолта бизнеса. Часть 1 ст.133 ТК РФ не работала, и МРОТ не поспевал за растущим прожиточным минимумом. Так, в период 2001–2006 годов «минималка» составляла 12–23% от прожиточного минимума по России. Правительству пришлось дополнить норму оговоркой, что привязка МРОТ к прожиточному минимуму осуществляется согласно ст. 421 ТК РФ, которая предусматривает порядок и сроки повышения путем принятия федерального закона. Такой закон был принят только 25 декабря 2018 за №481.
Источник: https://credits.ru/publications/zarplata/tablitsa-izmeneniy-mrot-v-rossii-po-godam-2010-2019/


За последние годы минимальный размер оплаты труда вырос почти в 7 раз (Минфин), но тем не менее, это так и остается очень низким доходом для многих жителей нашей страны. Средние значения минимального размера оплаты труда за последние 10 лет представлены в таблице 3.

Таблица 3

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации

Дата введения МРОТ

Размер, руб.

01.01.2010

4330

01.01.2011

4611

01.01.2012

4611

01.01.2013

5205

01.01.2014

5554

01.01.2015

5965

01.07.2016

6204

01.01.2017

7500

01.07.2017

7800

01.01.2018

9489

01.05.2018

11163

01.01.2019

11280

Из таблицы видно, что резкое повышение МРОТ приходится на период 2018–2019 годов. До этого часть первая ст. 133 ТК РФ в требовании соответствия «минималки» ПМ не соблюдалась и составляла от 11% до 60% величины общефедерального ПМ.

Получалось, что при низкой минимальной зарплате граждане не могли обеспечить даже минимальные жизненно важные потребности, которые включены в ПМ. В частном бизнесе работники оформлялись на минимальную зарплату, а остальная часть заработка выплачивалась в конвертах. Соответственно, в госбюджет не перечислялся НДФЛ, обязательные страховые платежи. В мировой практике на рынке труда МОТ (Международная организация труда) установлено соотношение между «минималкой» и средней заработной платой в размере 40–50%. В России установленный МОТ показатель в несколько раз меньше, что говорит о проблеме в выполнении социальной функции минимальной оплаты труда — сглаживать неравенство в доходах граждан и служить гарантом достойной жизни работающих категорий населения.
Источник: https://credits.ru/publications/zarplata/tablitsa-izmeneniy-mrot-v-rossii-po-godam-2010-2019/

В связи с этим необходимо устанавливать минимальную заработную плату в процентах к прожиточному минимуму одинокого работника в трудоспособном возрасте. Минимум должен исчисляться по всем субъектам Российской Федерации, и абсолютный (в денежном выражении) уровень минимальной заработной платы должен быть различным. Это необходимо в связи с тем, что введенные еще для социалистической модели экономики районные коэффициенты перестали отражать различия в условиях воспроизводства рабочей силы.

Анализ зачисление НДФЛ в бюджеты бюджетной системы РФ на основании Бюджетного кодекса показывает, что наибольшая часть НДФЛ направляется в бюджеты бюджетов РФ (табл.4)


Таблица 4

Зачисление НДФЛ лиц в бюджеты бюджетной системы РФ.

Бюджет

Зачисленный
налог, %

Бюджетный кодекс

Бюджеты субъектов РФ

85

ст. 56 «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» Бюджетного кодекса

Бюджеты поселений

10

ст. 61 «Налоговые доходы бюджетов поселений» Бюджетного кодекса

Бюджеты муниципальных

районов

5

ст. 61.1 «Налоговые доходы муниципальных районов» Бюджетного кодекса

Данные региональные особенности, которые, прежде всего, касаются различного рода льгот, предоставляемых отдельным группам налогоплательщиков: владельцам личных подсобных хозяйств, семьям, имеющим детей, индивидуальным предпринимателям, привлекающим наемных работников, физическим лицам, продающим принадлежащие им объекты недвижимости.

Неразрывно связанными понятиями с зачислением НДФЛ является и уровень его собираемости, данные о котором представлены в табл.5

Таблица 5

Уровень собираемости НДФЛ

Показатели

2014

2015

2016

2017

2018

Всего за
2014-2018

Налогооблагаемая база. трлн. руб. *

15.4

17.4

19.2

20.6

21.4

94.0

Потребительские расходы населения, трлн. руб.

29.9

34.0

38.1

41.8

43.8

187.6

Уровень собираемости НДФЛ. %*'

51.5

51.1

50.4

49.0

48.9

50.1

Расчётное поступление НДФЛ. трлн. руб.

3.9

4.4

5.0

5.5

5.7

24.5

Фактическое поступление НДФЛ. трлн. руб.

2.0

2.3

2.5

2.7

2.8

12.3

Недопоступление НДФЛ. трлн. руб.

1.9

2.1

2.5

2.8

2.9

12.2

Предоставленные данные свидетельствуют о низком уровне собираемости НДФЛ, одной из причиной которого, по моему субъективному мнению является недостатками действующей системы реформировании данного налога в контексте реформирования всей системы налогообложения РФ.

Таким образом, на сегодняшний день, НДФЛ в большей степени выполняет фискальную функцию. Однако, надеемся, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Об этом свидетельствуют три фактора:


  1. социально-экономическая направленность политики России.
  2. признание эффективности прогрессивного обложение НДФЛ в большинстве экономически развитых стран.
  3. правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения [19].

2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц

При определении налоговой базы по налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. [20].

Для правильного определения налоговой базы и самого налога на предприятии должен быть организован налоговый учет. Форма самого регистра по НДФЛ, а также порядок отражения в нем данных аналитического характера, разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. Но при этом указанный документ должен содержать в себе сведения следующего характера:

  • все доходы, полученные физическим лицом, предоставленные ему налоговые вычеты;
  • сумма рассчитанного, удержанного и перечисленного налога с указанием дат.

Кроме того, представляются все данные о налогоплательщике, позволяющие его идентифицировать. Сведения отражаются за налоговый период с нарастающим итогом по каждому налогоплательщику физическому лицу.

Исчисление сумм налога производится предприятием нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца [18].

Налоговая база по НДФЛ представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у неё возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.