Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность любых компаний состоит из огромного количества повторяющихся бизнес-процессов, каждый из которых представляет собой последовательность действий и решений, направленных на достижение определенной цели. Основным направлением развития менеджмента и его конкретного улучшения, адаптации к нынешним условиям, стало массовое использование новой компьютерной и телекоммуникационной техники, создание на ее базе информационно-технических технологий. Внедрение информационного менеджмента расширяет возможности использования информационных ресурсов организациями.
В современных условиях качественное управление является ценным ресурсом компании, как и финансовые, человеческие, материальные ресурсы. Ввиду этого, увеличение производительности управленческой деятельности становится одним из направлений улучшения деятельности предприятия. Основной способ повышения эффективности – это автоматизация бизнес-процессов предприятия.
Для более упрощенного управления предприятием, преимущественно финансами, требуется иметь действенную, эффективную информационную систему, которая включает в себя такие основные функции, как:
Планирование,
Управление,
Анализ.
Информационные системы выполняют функции накопления, хранения, обработки и передачи информации. В настоящее время в области информационных технологий управления бизнесом представлено множество течений, провозглашающих своей целью совершенствование бизнеса. Внедрение такой системы помогает:
Снижать денежные затраты предприятия
Повышает скорость товарооборота
Сокращает излишки товарных запасов
Увеличивает ассортимент продукции
Усложняет ассортимент
Улучшает качество продукции
Помогает выполнять заказы в срок
Повышает качество обслуживания
Этим и обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы: проанализировать распределение приложений по уровням в информационной системе. Задачи курсовой работы определяются исходя из цели:
Дать определению понятию,
Перечислить основные функции информационных систем
Проанализировать классификации информационных систем
Перечислить уровни протоколов
Оценить технические параметры информационной системы
Объект исследования: информационные системы. Предмет исследования: уровни приложений в информационной системе.
В процессе написания курсовой работы автор использовал отечественные источники, как учебными пособиями, так и научными статьями. Среди всего массива, хотелось бы отметить учебное пособие под редакцией Ю.Ф. Тельнова[1], «Информационные системы» авторства О.Л. Голицыной, Н.В. Максимова, И.И. Попова[2]. С нашей точки зрения, в этих работах наиболее полно даются основы объекта и предмета исследования. Кроме того, большую ценность представляют материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Научное обеспечение АПК», в работах которых представляются интересные идеи и разработки[3].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
1.1. Понятие и функции информационных систем
Информация – это основа любого вида деятельности, поскольку любая компания – это система, которая ежедневно обрабатывает огромное количество информации в процессе своей деятельности. Чтобы получить эту информацию, необходимы постоянные измерения, которые определяют состояние различных процессов в разные моменты времени. В то же время, необходимо обрабатывать различную бумажную документацию – отчеты и т.д. Однако некоторые натурные измерения или наблюдения могут оказаться неосуществимыми в отведенное для них время в связи с большой трудоемкостью, высокой стоимостью, недоступностью объекта измерения (наблюдения) и по другим причинам. Для того, чтобы ускорить процесс сбора и обработки информации, и существует компьютерное моделирование реальности, поскольку, как известно, время – это деньги. То, на что у человека ушли бы дни, а может быть, и месяцы, информационная система способна обработать за секунды, максимум – минуты. Тем самым значительно экономятся человеческие и временные ресурсы компании, в виде человеко-часов, а значит, сокращаются издержки. Именно для поддержки таких моделей служит специальный класс систем обработки данных – компьютерные информационные системы.
Таким образом, компьютерной информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей[4].
Динамическая модель – это модель, изменяемая во времени. Такая система сохраняет не только историю, но и предысторию исследуемого события. Также, поскольку модель предметной области, поддерживаемая информационной системой, материализуется в форме организованных необходимым образом информационных ресурсов, она называется информационной моделью.
Приведенное выше определение охватывает информационные системы всех видов, в частности фактографические системы, которые основаны на технологиях баз данных и оперируют структурированными данными, системы текстового поиска, оперирующие документами на естественных языках, глобальную гипермедийную информационную систему Web и др. По этой причине в определении используется обобщенный термин информационные ресурсы. Частными его случаями являются данные для систем баз данных, документы для систем текстового поиска, HTML-страницы или XML-документы для Web и т. д.[5]
В последнее время, из-за того, что однозначного определения понятия «информационная система» пока не сложилось, к этой категории часто относят многие системы обработки данных, которые не только поддерживают информационную модель предметной области, но и позволяют решать на ее основе некоторые классы задач управленческого, исследовательского, конструкторского или иного характера. По сути дела, такая система представляет собой уже не информационную систему, а информационную систему вместе с приложением.
Однако, надо четко проводить границу между системой базы данных и приложением. В традиционном понимании, система базы данных понимается как СУБД с управляемой ею базой данных, возможно, уже наполненной. В некоторых не очень частых случаях система базы данных бывает самодостаточной. Однако во многих случаях дело обстоит совсем не так, и необходимо создавать приложение. Приложение системы базы данных, в соответствии с приведенным выше определением приложения информационной системы, - это надстройка над системой базы данных, представляющая собой комплекс средств прикладного программного обеспечения, который служит для решения каких-либо задач на основе этой системы. Приложение с помощью интерфейсов прикладного программирования СУБД получает доступ к базе данных и использует содержащиеся в ней данные для решения необходимых пользователям задач.
Таким образом, прикладная система, основанная на технологиях баз данных, представляет собой совокупность системы базы данных и приложения. Граница между ними четко определена — это интерфейсы прикладного программирования СУБД.
В своей деятельности информационные системы постоянно используют различные ресурсы – это системное и прикладное программное обеспечение, человеческие и информационные ресурсы, а также средства вычислительной техники. Как правило, ИС базируются на персональных компьютерах, но могут быть и другие базы – от локальной до глобальной сети. Между компонентами одной ИС постоянен обмен данными, поэтому часто используется различное сетевое оборудование и другие средства приема-передачи информации. Системное программное обеспечение включает в себя (но не ограничивается этим) операционные системы, а также служебные программы для пользователей, сетевое программное обеспечение, и т.д.
Типовое прикладное программное обеспечение ориентировано на классы задач. Оно может настраиваться на конкретный случай использования. Чаще всего в качестве таких средств используются коммерческие программные продукты: СУБД общего назначения, Web-серверы, системы текстового поиска (их по традиции часто называют информационно-поисковыми системами), системы управления документами, текстовые процессоры, конверторы данных, программы распознавания текста и речи, системы электронных таблиц, генераторы отчетов для систем баз данных и др.
Специализированное прикладное программное обеспечение создается для конкретной информационной системы или для класса систем, имеющих некоторое узкое назначение. Например, в корпоративной информационной системе это могут быть программы, предназначенные для поддержки каких-либо конкретных бизнес-процессов.
ИС имеют функции, которые они должны выполнять в процессе решения определенных для них задач. Среди этих функций можно перечислить: сбор и регистрация информационных ресурсов, их хранение, обработка, актуализация, обеспечивающая актуализацию поддерживаемой информационной модели предметной области, а также обработка запросов пользователей.
Функции сбора и регистрации информационных ресурсов могут совмещаться во времени или выполняться последовательно. Возможны различные варианты их осуществления, например:
- путем измерений (наблюдений) фактов в реальном мире и ввода данных в систему вручную с помощью клавиатуры и/или каких-либо манипуляторов;
- полуавтоматически путем ввода в компьютер с некоторых носителей и в случае необходимости их оцифровки (например, при использовании текстов на бумажных носителях или аналоговых аудиозаписей);
- автоматически с помощью различного рода датчиков или обмена данными с другими автоматизированными системами[6].
С этими функциями механизмов информационных систем и их персонала связана необходимость решения ряда сопутствующих задач, таких как очистка, верификация, сжатие данных, конвертирование их из одного формата в другой и т. д.
Важной функцией является управление хранением данных и пространством памяти в информационных системах, основанных на технологиях баз данных. В системах баз данных используются более сложные структуры данных, требуется значительно более мелкая гранулярность доступа к ресурсам, более динамичный характер имеют хранимые данные. Управление хранимыми данными в системах баз данных включает поддержку структуры хранимых данных, их размещение в пространстве памяти, поддержку физической целостности и обеспечение эффективного доступа к ним. Чаще всего используются прямой и последовательный доступ к единицам информационных ресурсов в каком-либо определенном порядке.
Управление ресурсами памяти в СУБД включает такие операции, как учет свободного пространства памяти, выделение пространства для размещения новых вводимых в систему информационных ресурсов, так называемая сборка мусора – возвращение освободившегося пространства памяти в пул свободного пространства для повторного его использования. Нужно назвать здесь также операцию реорганизации среды хранения базы данных. В результате выполнения этой операции изменяется размещение хранимых данных в пространстве памяти системы таким образом, чтобы стало возможным более эффективное использование ресурсов свободной памяти, а также чтобы сократить время доступа к часто используемым хранимым данным и т. п.
Необходимо понимать, что назначение информационной системы состоит в поддержке динамической информационной модели ее предметной области. Для того чтобы эта модель была практически полезной, необходимо своевременно и адекватно отображать в ней изменения состояния предметной области.
1.2. Классификации информационных систем
Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп.
1. По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные:
- Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции.
- В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.
2. Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные:
- Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.
- В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека.
- Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия «информационная система».
3. В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие:
- Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.