Файл: Корпоративная культура в организации (Корпоративная культура: понятия, цели, задачи).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И КОРПОРАТИВНЫЕ СОБЫТИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Корпоративная культура: понятия, цели, задачи
1.2 Модели и функции корпоративной культуры
Глава 2. Элементы корпоративной культуры и методы управления организации
2.1 Структурные элементы корпоративной культуры
- культура средств труда и трудового процесса: уровень механизации и автоматизации, внедрение техники в производство, качество инструментов и оборудований, уровень материально-технического обеспечения, планомерность и ритмичность работы предприятия, качество выпускаемой продукции.
- культура условий труда: показатели санитарно-гигиенических норм, психофизиологических, эстетических и социально-психологических условий труда.
- культура управления: профессионализм управляющих, методы и стиль руководства, отношение к персоналу, индивидуальный подход, методы мотивации персонала, повышение уровня удовлетворенности трудом.
- культура межличностных отношений: взаимопомощь, социально-психологический климат в коллективе, принятие сотрудниками ценности компании, особенности взаимоотношений с окружающей средой.
- культура работника: этические нормы и культура труда. Этические нормы подразумевают под собой, поведение, нравственность, ценностные ориентации, знание этикета, хороших манер, культура чувств. Культура труда - отношение к труду, уровень образования, квалификации; творчество на рабочем месте, а также дисциплинированность и исполнительность [10].
Из анализа литературных источников можем сделать вывод, что существуют различные модели корпоративной культуры. В рамках данной ВКР за основу примем определение Ю.Г. Семенова: «корпоративная культура - это система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организации» [33]. Также в литературе не существует единой классификации типов организационных культур, свойств и признаков, присущих корпоративной культуре. Однако все авторы сошлись во мнении, что корпоративная культура является самым мощным фактором, влияющим на организационное поведение сотрудников с точки зрения их мотивации, регуляции и, в целом, эффективности их деятельности.
Таким образом, в данной главе были рассмотрены основные понятия связанные с корпоративной культурой организации, так как признаки, типы корпоративной культуры, модели структуры корпоративной культуры, а также методология управления и формирования корпоративной культуры в организации. Формирование корпоративной культуры является попыткой конструктивного воздействия на поведение персонала и на социально - психологический климат в коллективе. В рамках корпоративной культуры у сотрудников компании формируются определенные правила, системы ценностей, «модель мира», которые можно планировать, прогнозировать и стимулировать желаемое поведение.
В ходе анализ основных подходов к управлению корпоративной культуры было выявлено, что не существует единого понятия корпоративной культуры. В рамках работы за базис было принято определение Семенова Ю.Г.: «корпоративная культура - это система правил, норм и моральных ценностей, которая описывает взаимоотношение между членами организации». Также не существует общей классификации типов корпоративных культур, признаков и свойств, которые присущи организационной культуре. Однако все авторы сошлись во взгляде, что корпоративная культура - это самый большой фактор, который влияет на поведение организации с точки зрения их мотивации, эффективность их деятельности. Так же нет единой согласованной модели корпоративной культуры. Рассмотренная методика исследования типа корпоративной культуры при помощи инструмента OCAI К. Камерона и Р. Куинна будет применяться для исследования во второй главе выпускной квалифицированной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Корпоративная культура прошла долгий путь своего развития и лишь к началу XXI века стала самостоятельным объектом исследования западных ученых. Не смотря на многообразие подходов к пониманию корпоративной культуры в целом ее можно определить как комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность компании. Как и любая система, корпоративная культура состоит из различных элементов, определенных компонентов, которые отличаются друг от друга уровнем видимости и сложности и относятся к различным уровням системной организации.
Сознательно сформированная корпоративная культура нацелена на реализацию стратегии организации путем создания высокоэффективного мотивационного механизма, который в свою очередь обеспечивает высокую организационную эффективность и лояльность персонала компании. Но для начала необходимо определить к какому типу она относится, так например, большинству российских организаций присущ смешанный тип корпоративной культуры с характерными для него особенностями. Большое влияние на корпоративную культуры компании оказывает национальная культура, в которую она погружена. Несмотря на все большую схожесть организаций во всем мире в условиях глобализации, поведение людей внутри организации сохраняет свое культурное своеобразие. В развивающихся странах главное внимание компаний сосредоточено на деньгах и материальном положении, отмечается небольшое количество женщин на квалифицированных и высокооплачиваемых работах, большое количество управленческих уровней между самой верхней и низшей ступенями, низкий уровень индивидуализма.
Изучение корпоративной культуры не предоставляется возможным без диагностики, которая оказывает помощь в распознавании слабых и сильных сторон в уже имеющейся культуре предприятия. Алгоритм проведения диагностики корпоративной культуры приблизительно одинаковый для всех типов организаций и состоит из прямых и косвенных методов. Результаты диагностики помогают определить наиболее подходящие инструменты и механизмы изменения корпоративной культуры, способствуют снижению сопротивления со стороны сотрудников организации, увеличению их лояльности, повышению удовлетворенности трудом, рабочим коллективом и компанией в целом, ликвидации конфликтных ситуаций.
На развитость культуры указывает как уникальный и узнаваемый фирменный стиль компании, так и усилия, приложенные руководством для развития и сплочения всего персонала. Фирменный стиль компании находит отражение в рабочей одежде сотрудников и корпоративном сайте компании. Так, например, в процессе осуществления своей деятельности компания руководствуется сформулированными ценностями: лидерство, полная отдача, честность, ответственность, сотрудничество, качество.
Из вышесказанного следует, что усилия компании направленные на повышение лояльности своих сотрудников и развитие культуры недостаточны, подтверждением этому может быть высокая текучесть кадров, выявить которую получилось, проанализировав раздел «вакансии» на официальном сайте компании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аброськина В.Д. Комплексная оценка корпоративной культуры предприятия // Экономика труда и управление персоналом. - 2016. - №3. - С. 136 - 140.
- Атаманчук, Г.В. Эффективное управление: учеб. для вузов / Г.В. Атаманчук. - М., 2012. - 566 с.
- Бахарев В.В. Коммуникативная компетентность руководителя учреждения социальной сферы: структурно - аналитическая модель// международная научно-практическа конференция. - 2016. - №6. - С.31- 35
- Беляцкий, Н.П. Менеджмент: Основы лидерства / Н.П. Беляцкий. - Мн: Новое знание, 2013. - 250 с.
- Блоха Е.Н. Корпоративная культура государственной организации // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2014. - №2. - С.74-77
- Воронин И.Н. Корпоративная культура и корпоративная культура организации//Омский научный вестник. – 2015. – №6 – С. 62.
- Воронин, А.Г. Организационная культура: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 376 с.
- Гвоздецка И.В. Корпоративная культура как фактор повышения эффективности деятельности организации// Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - №38. - С.45 - 57
- Гладкова И. О. Корпоративная среда и корпоративная культура института: сущность, взаимосвязь, оценка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 13. - С. 3461-3465. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85693.htm.
- Горина Т.С.Применение типологий для изучения корпоративной культуры// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2016. - №2. - С.43 - 47.
- Горохова Ю. В. Совершенствование имиджа организации // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - №13 - С.140-143.
- Гриднеевв Е.А. Корпоративная культура как практика коммуникативного менеджмента// Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2015. - №3. - С.71-77.
- Демченко С.Г. Организационная культура в системе управления предприятиями //Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - №4. - С. 143-151.
- Дулецкая А.В., Самохвалова С.М. Система обучения персонала: формы и направления развития// Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2015. -№8 - С.272-274
- Жилина Л.Н. Влияние корпоративной культуры на экономическую эффективность компании// Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - №3. - С.149- 156
- Зверева Т.В. Функции корпоративной культуры//Инженерный вестник Дона. - 2017. - №3. -С. 13-18
- Зубков М.Э. Модель формирования корпоративной культуры// Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2017. - №11. - С. 96 - 100.
- Калашников А.И. Этнические особенности корпоративной культуры в контексте организационной лояльности сотрудников// Педагогическое образование в России. - 2017. - №5. - С.202 - 207.
- Камерон К. С., Куинн Р. Э. Диагностика и изменение организационной культуры. - СПб. : Питер, 2015. 100-121с.
- Макеев В. Структура корпоративной культуры организации // Власть. - 2016. - №7. - С. 65-68.
- Макеев В.А. Корпоративная культура как фактор эффективного управления организацией // Армия и общество. - 2016. - №2. – С. 47.
- Мешков А.Ю. Структура корпоративной культуры//Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2012. - №10. -С.148-150.
- Морозова Е.А. пути совершенствования корпоративной культуры организации// Теория и практика общественного развития. - 2015. - №3. - С.268 - 271.
- Новоселов, А.В. Факторная структура мотивационной сферы кадров / Ю.В. Новоселов // Проблема психологии профессиональной деятельности кадров. - М.: РАГС, 2013. - 140 с.
- Отель FourPointsbySheraton: О компании [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fourpointskaluga.ru/ (дата обращения: 12.04.2017)
- Пак В.Д. Нужина Н.И. Основные типологии организационной культуры// Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. - №8 - С.50 - 52
- Погодина, Г.А. Лидерство как технология / Г.А. Погодина // Справочник по управлению персоналом. - 2012. - № 5. - С. 67-79.
- Поникарова А. С., Шипова А. В., Формирование стратегии развития модели управления // Вестник Казанского технологического университета. - 2015. - №24. - С.180-184.
- Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос, 2012. – 192 с.
- Резник Ю.М., Кравченко К.А. Сущность корпоративной культуры в современной организации // Управление персоналом. – 2016. – № 8. – С. 63–69.
- Романова Ю. Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим!? // Управление персоналом. – 2012. – № 11. – С. 25–27.