Файл: Корпоративная культура в организации (Корпоративная культура: понятия, цели, задачи).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И КОРПОРАТИВНЫЕ СОБЫТИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Корпоративная культура: понятия, цели, задачи
1.2 Модели и функции корпоративной культуры
Глава 2. Элементы корпоративной культуры и методы управления организации
2.1 Структурные элементы корпоративной культуры
ВВЕДЕНИЕ
Корпоративная культура зарождается с момента появления компании и существует до конца, не зависимо от того, формируется она стихийно или намеренно. Если корпоративная культура принимается всеми членами команды организации, то она оказывает положительное влияние на ведение бизнеса. Правильно управление, позволит сократить расходы на подбор персонала, и на внешний PR: люди являются носителями корпоративной культуры, философией компании во внешний мир, снимают часть функций с отдела, который занимается PR-политикой организации.
Но в организациях с устоявшейся корпоративной культурой она отделяется от сотрудников и превращается в фактор организации, её часть оказывает активное воздействие на сотрудников организации, которое модифицирует их поведение в соответствии с теми ценностями и нормами, составляющие её основу.
Актуальностью выбранной темы является необходимость постоянного совершенствования корпоративной культуры компании, для того чтобы достойно выдержать борьбу за рынок, в связи с увеличением числа конкурентов в современном бизнесе, сложностей ведения бизнеса. Компании, которые грамотно сформировали свою корпоративную культуру, пользуются высоким престижем на рынке и являются привлекательными для потенциальных сотрудников и партнеров по бизнесу.
Культура корпорации является важным эффективным инструментом стратегического развития организации. Корпоративная культура - это не только основа жизненного потенциала организации с целью усиления или ослабления позиций бизнеса. Особенности отношений между сотрудниками организации, устойчивые принципы, нормы жизнедеятельности организации, примеры отрицательного и положительного поведения и другое, относящиеся к нормам и ценностям, имеющее важное значение в эффективном управлении. Корпоративная культура является «душой» организации, и безусловно влияет на внешние целевые аудитории.
Объект исследования – деятельность по формированию корпоративной культуры.
Предмет исследования – корпоративная культура в организации.
Целью исследования является изучение корпоративной культуры, ее функций, моделей и методов оценки.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и виды корпоративной культуры;
- описать элементы корпоративной культуры в организации;
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И КОРПОРАТИВНЫЕ СОБЫТИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Корпоративная культура: понятия, цели, задачи
Корпоративная культура - самый мощный фактор, который влияет на организационное поведение сотрудников, то есть на их мотивацию и эффективность ее деятельности [8].
Прежде всего, хочется остановиться на определении сущности корпоративной культуры как значимого элемента нематериальных ресурсов предпринимательской структуры. В современной литературе существует много определений понятия корпоративной культуры. Как и другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция корпоративной культуры не имеет «единственно верного» толкования. Каждый из авторов формулирует свое собственное видение данного явления. Имеются как очень узкие, так и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации. Такая ситуация обусловлена:
- сложностью, «эфемерностью» самого явления корпоративной культуры;
- ее невозможно чувственно воспринять, «пощупать», но она окружает персонал и влияет на все, что происходит в организации. Некоторые исследователи сравнивают ее с душой организации, с атмосферой, пропитывающей отношения людей;
- сложностями, связанными с отсутствием однозначной трактовки родового понятия «культура».
Российские ученые, исследующие проблемы культуры (В. Б. Межуев, М. С. Каган, Л. Н. Коган и др.), отмечали более 200 определений культуры, а американский ученый А. Моль в работе «Социодинамика культуры» различает 250 определений [9]. За каждым из них стоит оригинальная концепция культуры.
Такие авторы, как Г.В. Атамачук [2], Г.А. Погодина [27], Н.П. Беляцкий [4], считают, что корпоративная культура - это сложная композиция важных предположений, которые бездоказательно принимаются и разделяются членами коллектива. Другие авторы, как А.В. Новоселов [24], Г.А. Шишкова [38] трактуют корпоративную культуру, как идеологию и философию управления, верования, ценностные ориентации, распоряжения и нормы, находящиеся в основе отношений и взаимодействий внутри организации, а так же за её пределами.
Ю.Г. Семенов [33] считает, что корпоративная культура является «упорядоченная совокупность производственных, духовных и моральных достижений людей».
О.В. Ромашов [32] дал наиболее полное определение корпоративной культуры: « Корпоративная культура - это комплекс важных предположений, которые принимаются членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, дающий людям направления их действия и поведения».
По мнению А.Г. Воронина [7], корпоративная культура представляет собой «систему норм, моральных ценностей и правил, регламентирующие взаимоотношения между членами организации».
Под корпоративной культурой Э. Шейн [37] понимает набор основных понятий, обнаруженных или созданных данной социальной группой по мере решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции организации, которые «работали» в прошлом и зарекомендовали себя как надежные и правильные, следовательно, им можно обучать новых сотрудников как образцу для подражания. Э. Шейн считал культуру не столько побочным продуктом организации, сколько ее неотъемлемой частью, которая влияет на эффективность ее деятельности.
Стеклова О.Е. [35] отмечала, что корпоративная культура является по сути решением противоречий, которые естественно присутствуют в организации.
Несмотря на разнообразие определений и толкований корпоративной культуры, в них есть ряд общих моментов.
Во-первых, авторы ссылаются на базовые образцы поведения и действий, которых придерживаются члены организации. Эти образцы часто связаны с видением окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.) [13].
Во-вторых, ценности, которых может придерживаться персонал, также являются общей категорией, включаемой авторами в определение корпоративной культуры. Ценности ориентируют персонал в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
В-третьих, поведение персонала по отношению к внешней и внутренней среде.
Цели и задачи корпоративной культуры реализуются через существенное влияние на успех организации, и зачастую она может выступать как конкурентное преимущество компании. Корпоративная культура выгодно выделяет компанию среди основных конкурентов. Именно стиль взаимодействия внутри коллектива и с внешними контактными аудиториями создает необходимый имидж, формирует позитивное общественное мнение, устанавливает нужные контакты с властными структурами, инвесторами, партнерами [17].
По среде формирования и функционирования корпоративная культура относится к интеллектуальным ресурсам, образованным во внутренней среде предприятия, в противоположность внешним нематериальным ресурсам, в качестве источника образования выступает внутренний корпоративный поток информации. При этом корпоративная культура оказывает влияние на оценку организации внешней средой, на нее оказывает влияние внешняя среда. Корпоративная культура значима для всех стадий жизненного цикла организации, на сегодняшний день корпоративная культура в основном не формализована (относится скорее к имплицитным нематериальным ресурсам), и существует проблема в большей формализации для использования ее как показателя в сбалансированной системе оценки предприятия.
Свойством корпоративной культуры является неосязаемость и трудность поверхностного восприятия [21]. Тем не менее, считаю, что корпоративная культура – это управляемый и измеряемый ресурс.
Корпоративная культура является фактором инновационных преобразований, приобретающим доминирующее значение и роль измерителя экономического успеха современных корпораций.
Корпоративная культура является внутренним источником экономического роста организации, источником эффективности производственной системы, обуславливая изменение соотношения между объемом производства и измеряемыми затратами.
Таким образом, проблемы целесообразного и эффективного создания, мобилизации и использования корпоративной культуры как интеллектуального актива функционирования предпринимательской структуры в современных условиях существенно актуализируются.
1.2 Модели и функции корпоративной культуры
Основными характеристиками корпоративной культуры являются: структура; интеграция; направление; индивидуальная автономность; управленческое обеспечение; поддержка; управление конфликтами. Данные факторы включают измерения различного рода, что означает возможность проанализировать на их основе любую организацию [9].
В.А. Спивак [34] выделяет некоторые функции организационных культур. К основным функциям относятся:
- отражение в миссии организации ее основных целей;
- направленность на решение инструментальных (т.е. производственных в широком смысле) задач организации или личных проблем ее участников;
- степень риска;
- мера соотношения конформизма и индивидуализма;
- предпочтение групповых или индивидуальных форм принятия решений;
- степень подчиненности планам и регламентам;
- преобладание сотрудничества или соперничества среди участников;
- преданность или безразличие людей по отношению к организации;
- ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность;
- характер отношения руководства к персоналу;
- ориентация на групповую или индивидуальную организацию труда и стимулирования;
- ориентация на стабильность или изменения;
- источник и роль власти;
- средства интеграции;
- стили управления, отношения между работниками и организацией, способы оценки работников.
О.В. Ромашов [32] выделяет такие функции культуры как:
1) многоуровневость. Поверхностный уровень формирует поведение людей, эмблемы, ритуалы, дизайн, лозунги, униформа и прочее. Промежуточный уровень заключается в укреплении ценностей и верований. Глубинный уровень - философия организации.
2) многогранность, многоаспектность. Корпоративная культура состоит из составляющих отдельных групп и подразделений, которые существуют по «крышей» общей культуры она может рассматривать и развивать совместную, либо быть на равных правах с ней, а может и противоречить. Культура корпорации также содержит направления других аспектов деятельности таких как управление, предпринимательство, внутренние взаимоотношения и деловое общение.
Выделяют множество подходов корпоративной культуры. Наглядно можно проиллюстрировать с помощью рисунка 1.
Властные полномочия руководителя оказывают значительное влияние на формирование культуры организации, именно поэтому его деятельность должна основываться на действительном положении дел в компании, что поможет ему развивать корпоративную культуру в правильном направлении.
Рис. 1 Концептуальная иллюстрация множественности аспектов корпоративной культуры [20]
Неизменность корпоративной культуры в деятельности организации может стать серьезной проблемой для руководителя. Исследования показывают, что руководители воспринимают проблемы и конфликты, происходящие в данных ситуациях, как личностные конфликты и проблемы с некоторыми людьми, чья реакция и поведение не соответствует его ожиданиям. Но в действительности руководитель встречается в данной ситуации не с особенностями личностного поведения некоторых членов организации, а с исключительным поведением группы корпоративной культуры. При попытке резкого изменения корпоративной культуры, члены организации потеряют ощущения структуры и традиционные центры власти исчезнут [16].