Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях («Лента» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей своей жизни человек нуждается в общении, как в дыхании или питании. Без общения человек не мыслит себя, так как именно общение определяет человека как существо разумное. Коммуникации необходимы человеку во всех сферах жизни: на работе, дома, на улице и т.д. Однако коммуникации требуют от человека соблюдения определенных правил и условий, благодаря которым он устанавливает и налаживает взаимосвязи с другими людьми, поддерживает с ними теплые отношения, сохраняя личное достоинство.

Но часто вобщении людей возникаютпрепятствия на пути к пониманию друг друга, появляются проблемы в коммуникациях. Причины появления проблем различны. Особо остро проблема коммуникаций встает в профессиональной деятельности человека, таккак впроцессеработы он может столкнуться с данной проблемой «лицом к лицу». Главное, уметь вовремя распознать возникшую проблему, правильно поступить в сложившейся ситуации и стараться не допускать подобного в дальнейшем.

Актуальность проблем в коммуникациях заключается в том, что ежедневно коммуникационные проблемы оказывают значительное влияние на эффективность деятельности сотрудников, что в итоге приводит к непродуктивной работе и невыполнению поставленных задач.

Объект работы: система коммуникаций ООО «Лента». Предмет работы: проблемы коммуникации в ООО «Лента».

Цель работы: совершенствование системы коммуникаций ООО «Лента». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

1. Изучить понятие, сущность, виды коммуникаций в организации;

2. Дать характеристику основных проблем коммуникаций в современных организациях;

3. Исследовать направления решения проблем коммуникаций в современных организациях;

3

4. Дать общую и финансово-хозяйственную характеристику компании

«Лента»;

5. Провести анализ коммуникаций в компании «Лента»;

6. Выявить проблемы коммуникаций в компании «Лента»;

7. Разработать рекомендации по устранению проблем коммуникаций в компании «Лента».

Теоретической основой написания работы стали труды таких авторов, как Виханский О. С., Наумов А. И., Кротенко Т.Ю., Успенский Э.Ф., Херцан С.С., Чемоданова О.Н., Калашников Р.В., Конецкая В.П., Игебаева Ф.А., Пешкова О. А. и др.

Методы исследования в работе: анализ, синтез, дедукция, наблюдение. сравнение.

Практическая значимость работы состоит в возможности практического применения разработанных предложений в деятельности ООО «Лента» для совершенствования существующей системы коммуникаций.


Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты проблем коммуникаций в современных организациях

1.1 Коммуникации: понятие, сущность, классификация

Коммуникация является социально обусловленным процессом передачи

и восприятия информации в условиях межличностного и массового общества по различным каналам с помощью ряда коммуникативных средств.1

Коммуникации играют важную роль в организации. Они необходимы для совершенствования процессов на предприятии, формирования и оптимизации взаимодействия его сотрудников, коллег, партнёров. Хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной, эффективной работе.2

Потребность в коммуникациях современного предприятия определяется как состоянием её внутренней среды, так и (даже в большей степени) -макроокружением. Организация осуществляет свою деятельность в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды, поэтому для успешной работы требуется учёт всего количества факторов макроокружения с использованием эффективных коммуникаций.

Эффективное управление коммуникациями способствует тому, что создается дополнительная добавленная стоимость, что выступает как конкурентное преимущество за счёт развития управленческих и производственных процессов внутри и вне предприятия. Эффективное функционирование и развитие организации невозможно без постоянного совершенствования своей системы коммуникаций, с использованием при этом современных технических средств, информационных технологий, заметно повышающих эффективность коммуникаций на предприятии и способствующих эффективному решению управленческих задач.

1 Конецкая В.П. Социология коммуникаций. М.: Международный университет бизнеса и управления, 2004. С. 17.

2 Игебаева Ф.А. К вопросу о формировании коммуникативной компетентности выпускников аграрного университета // Высшее образование сегодня. Рецензируемое издание ВАК в области психологии, педагогики и социологии, 2017, № 1. – С.18


5

Итак, как уже было отмечено, коммуникационные процессы, в которых

участвуют организации, делятся на две крупные сферы:  коммуникация внутри организаций;

 внешняя коммуникация.3

Из названий следует, что внешние коммуникации происходят между организацией и ее макро- и микросредой, а внутренние обеспечивают циркулирование информации внутри самой организации.4

Система внутренних коммуникаций — совокупность информационных каналов, позволяющих передавать сведения делового, интеллектуального и эмоционального содержания внутри организации между сотрудниками.

Хорошо отлаженная система внутренних коммуникаций делает организацию более управляемой, а значит, сокращает расходы. С построением эффективных внутренних коммуникаций создается единая система ценностей, единый язык и стандарты работы.5

Под внешними коммуникациями понимаются информационные взаимодействия с внешней средой, в которые люди вступают и которые поддерживают при выполнении своих функциональных или должностных функций.6

Каждое предприятие непрерывно формируети поддерживаетвзаимосвязь с внешней средой, ее микро- (ближним) и макро- (дальним) окружением. Элементы микроокружения организации изображены на Рисунке 1.

3 Джефкинс Ф., Ядин Д., Паблик Рилейшнз: Учеб. пособие для вузов/Пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. М.:Юнити-Дана, 2003. С. 62.

4 Криулин Е. А. Коммуникации с внешней средой в малом и среднем бизнесе // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий, 2016.— Т. 2. — С. 204.

5 Херцан С.С. Основные концепты исследований по внутренним коммуникациям // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 6 (36). С. 47.

6 Калашников Р.В. Современные методы определения эффективности коммуникаций в организации // Молодежь в XXI веке. – 2015. С. 21.

6

Рисунок 1. Внешние организационные коммуникации с микроокружением7

В систему коммуникационного менеджмента входит управление всеми

видами организационных коммуникаций: внутриорганизационных отношений, а также экономических, политических, социальных, маркетинговых и финансовых коммуникаций. Это отражено на Рисунке 2.

Рисунок 2. Внешние организационные коммуникации с макроокружением8

7 ЧемодановаО.Н. Коммуникационный менеджмент какфактор повышения эффективности современной организации // Управленческие науки. - №2. – 2013. С. 59.

8 Там же.

7

Под содержанием стратегического управления внешними


коммуникациями в настоящий момент подразумевается разработка имиджа и концепции, с учётом стратегических целей, а также формирование стратегии упорядоченного взаимодействия предприятия с заинтересованными участниками рынка, для решения бизнес-задач, формирования репутации, развития имеющихся и получения новых конкурентных преимуществ, с учетом следующих приоритетов:

 формирование партнёрских взаимоотношений с клиентами;

 одновременное сотрудничество и соперничество с компаниями-конкурентами;

 согласование интересов бизнеса и поиска новых направлений и форм взаимодействия с партнерами;

 ориентация на государственную политику в соответствующей отрасли экономики и обеспечение социальной значимости программ взаимодействия с органами государственной власти и управления.9

Оперативное управление внешними коммуникациями должно подчиняться стратегическим приоритетам и способствовать решению задач реализации конкурентных преимуществ компании при взаимодействии с её заинтересованными сторонами.

Таким образом, построение эффективной системы коммуникаций в организации может способствовать минимизации затрат времени на коммуникационный и управленческий процесс, более действенно организовать коммуникационные потоки, увеличить эффективность обратной связи, что будет способствовать налаживанию более результативного взаимодействия внутри предприятия и вне его, увеличению производительности труда работников и повышению эффективности деятельности предприятия.

9 Морозова Н. А. Управление коммуникациями в организации // Вестник ВГУ. - №2. – 2010. С. 177.

8

1.2 Характеристика основных проблем коммуникаций в современных организациях

Использование вербальной и невербальной составляющих в процессе межличностной коммуникации нередко сталкивается с определёнными проблемами - так называемыми коммуникационными барьерами. Природа этих барьеров носит как внутриличностный, так и внутриорганизационный характер.10

Существуют различные классификации коммуникационных барьеров. В первую очередь, следует выделять барьеры коммуникации – это барьеры в общении, связанные с обменом информации между собеседниками в ходе общения. Их можно подразделить на:


 Семантический барьер. Он связан с тем, что люди могут под одними и теме же словами понимать абсолютно разное значение. Это самый распространенный барьер. Семантический барьер возникает при использовании в общении слов и фраз, имеющих несколько значений, если говорящий не поясняем из значения.

 Логический барьер. Барьер возникает из-за того, что каждый человек видит проблему или ситуацию по-своему, со своей точки зрения. Логический барьер возникает чаще у партнеров с неодинаковым видом мышления, например: у одного — абстрактно-логическое, а у другого наглядно-образное, у третьего — наглядно-действенное.

 Фонетический барьер появляется, когда собеседники разговаривают на разных языках и диалектах, либо в их речи присутствуют серьёзные дефекты (слишком громкий или тихий разговор, использование звуков-паразитов, монотонная речь, проглатывание слов и т. д.

 Модальный барьер связан с тем, что каждый человек воспринимает информацию приоритетным для себя органом чувств: зрение. обоняние, осязание, слух, вкус.

10 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6 е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА М, 2020. — С. 445.

9

 Стилистический барьер или барьер стилей общения возникает, когда стиль речи не соответствует ситуации и содержанию общения. Также стиль общения должен зависеть от намерений собеседников. Например, для деловой встречи разговорный стиль речи будет неуместен.11

Также следует выделить барьеры взаимодействия – это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению:

 Мотивационный барьер. Барьер возникает, если собеседники, вступая в коммуникацию, имеют разные мотивы. Например, супруга, начиная разговор с мужем, хочет поговорить о переезде в другую квартиру, он же в свою очередь хочет обсудить перевод на другую работу.

 Барьер некомпетентности. Этот барьер зачастую возникает между коллегами. Собеседник может не разбираться в чем-либо и это вызывает чувство потерянного времени, досады и злости у второго собеседника, на этой почве может развиться конфликт.

 Этический барьер - барьер междулюдьми сразным уровнем воспитания. Дело в том, что с воспитанием в человека вкладывают определённые понятия о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», определенные принципы и ценности, различия в которых могут стать причиной конфликта.12

Барьеры понимания и восприятия — это барьеры, связанные с восприятием и познанием друг друга, а также с установлением взаимопонимания на этой основе: