Файл: Проблема адаптации персонала и молодых специалистов в организации.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, организация и эффективность адаптации персонала
1.1 Понятие «адаптации персонала», ее сущность, этапы и аспекты
1.2 Организация системы адаптации
2. Анализ и совершенствование адаптации персонала в ООО «Айленд ФМ»
2.1. Анализ эффективности процесса деловой адаптации
2.2. Рекомендации по совершенствованию системы адаптации персонала
Введение
Работа по развитию персонала, его профессиональной адаптации для большинства предприятий приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к квалификации персонала, знаниям и навыкам сотрудников. В настоящее время очень стремительно меняется как внешняя среда, это и экономическая политика государства, законодательство и налогообложение, так и внутренние условия функционирования предприятия.
Система адаптации крайне необходима в организации и грамотно построенный процесс адаптации сотрудника, помогает преодолеть неуверенность новичкам в отношениях с руководством и коллегами, минимизировать текучесть кадров, поддерживать благоприятный климат в коллективе. Только полное решение задач, связанных с прохождением каждым новым сотрудником периода адаптации в организации, может позволить организации функционировать на должном уровне, привлекать новые кадры, осуществлять успешную внутреннюю политику, способствовать сплоченности коллектива, а как следствие высокая вовлеченность сотрудников, эффективная работа в команде, стабильный рост компании.
Процесс поиска и найма необходимого персонала достаточно затратный в плане денежных средств, а также временных ресурсов.
Актуальность темы исследования обусловлена усилением роли человеческого фактора в управлении социально-экономическими системами. Каждый грамотный и дальновидный руководитель должен умело использовать технологии адаптации для более успешной работы всей организации в целом.
В настоящее время в силу необходимости и значимости вопроса достаточно широко рассматриваются психологические и социальные аспекты адаптации в научных трудах Б.Г. Ананьева, Л.А. Носовой, Р.Ф. Исханова, Н. Володиной и др.
Цель курсовой работы – анализ проблемы адаптации персонала ООО «АЙЛЕНД ФМ».
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- Изучить понятие, организацию и эффективность адаптации;
- Рассмотреть сущность, виды и аспекты адаптации;
- Проанализировать систему адаптации персонала ООО «АЙЛЕНД ФМ» и оценить ее эффективность;
- Разработать рекомендации по улучшению эффективности адаптации персонала.
Объектом исследования работы является ООО «АЙЛЕНД ФМ».
Предмет – проблема адаптации персонала ООО «АЙЛЕНД ФМ»..
Методы, применяемые в исследовании – методы анализа, синтеза, сравнения, наблюдения, анкетирования, экспертных оценок, табличного и графического отображения информации.
1. Понятие, организация и эффективность адаптации персонала
1.1 Понятие «адаптации персонала», ее сущность, этапы и аспекты
Адаптация является одной из важных составляющих управления персоналом и призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Этот термин применим как к новым сотрудникам, так и к сотрудникам, перемещенным на новую должность в порядке внутренней ротации. Дадим определение понятию «адаптации персонала»:
Адаптация - приспособление организма к изменяющимся внешним условиям[1]. Адаптация — это процесс знакомства сотрудника с деятельностью организации и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды[2]. Адаптация сотрудников – это процесс ознакомления работника с новой организацией и изменение его поведения в соответствии с потребностями и правилами корпоративной культуры новой компании[3]. Цели адаптации сотрудников:
- минимизация, так как в процессе изучения сотрудником своего участка работы у него снижена эффективность, и организация несет дополнительные издержки;
- уменьшение тревоги и чувства неопределенности вновь пришедших сотрудников, а, следовательно, и снижение уровня текучести кадров, потому как новые сотрудники чувствуют себя некомфортно и легко могут уволиться;
- уменьшение количества возможных ошибок при освоении новых функциональных обязанностей;
- позитивное отношение к труду и повышенная степень удовлетворенности от выполняемой работы.
Для достижения выше указанных целей, отделу и специалистам кадровой службы необходимо:
- проводить различные семинары, курсы и тренинги по вопросам адаптации;
- организовывать беседы начальника либо старшего куратора с недавно пришедшим работником;
- интенсивные и насыщенные курсы для начальников отделов при вступлении в новую должность;
- выполнение небольших социальных поручений с целью установления контакта работника с коллективом.
Существует множество компаний, со своими разнообразными системами управления бизнесом и методами адаптации персонала в компании. Однако при этом основная цель всех адаптационных мероприятий заключается в том, чтобы помочь сотруднику как можно быстрее начать работать с полной отдачей на новом месте. Сам процесс адаптации персонала всегда имеет определенные временные интервалы, которые и выступают мерой его успешности. Он предполагает наличие у человека умений достаточно быстро находить «свое место» в социально-психологическом пространстве организации, что позволяет адекватно и эффективно включиться в совместную организационную деятельность. «Засидевшийся» в фазе адаптации специалист, не сумевший наладить взаимоотношения с коллегами, становится изгоем в трудовом коллективе. В то время как правильно и грамотно спланированная и выстроенная система адаптации сотрудников позволяет решить следующие важные задачи:
- ускорение процесса введения в курс дела нового сотрудника и достижение эффективности работы в минимальные сроки;
- сокращение появления возможных ошибок при освоении нового сотрудника своих функциональных обязанностей;
- снижение уровня текучести кадров;
- мотивация сотрудников на эффективную качественную работу, максимальную отдачу и рост производительности труда;
- сплоченность коллектива.
В результате реализации выше указанных задач, компания способна снизить издержки, связанные с поиском, обучением и развитием персонала.
Попадая в новую среду, сотруднику приходится искать ответы на многочисленные вопросы, связанные с выполнением своих обязанностей. А новые отношения, новые требования, новые условия труда – все это может препятствовать развитию потенциала сотрудника или, наоборот, поможет раскрыть и реализовать его возможности.
Таким образом, приступая к работе в новой компании, сотруднику важно понимать не только специфику компании, но и постараться ознакомиться с историей компании, изучить стратегические цели и задачи, в чем заключаются ее основные приоритеты; особенности корпоративного управления и организационной структуры, кто принимает решения на уровне компании, подразделений, отделов; каков порядок согласования приказов и распоряжений, подписания документов и т.д.
Для каждого отдельно взятого сотрудника, в зависимости от должности и уровня профессиональной подготовки, следует применять свой набор адаптационных инструментов. Можно выделить 4 этапа адаптации.
1 этап. Общая ориентация. Ознакомление нового сотрудника с компанией, правилами, историей, структурой, традициями, трудовым распорядком и т.д. Инструменты характерные для этого этапа: вводные тренинги, инструктажи, ознакомление с корпоративными документами.
2 этап. Вхождение в должность. Подразумевается ознакомление с функциями и целями подразделения, целями и задачами самого сотрудника, процедурами и правилами, а также налаживание отношений с коллегами. Инструментами данного этапа являются Положение о подразделении, Должностная инструкция сотрудника, План работы нового сотрудника на срок испытания, утвержденные регламентами и правилами.
3 этап. Действенная ориентация. На данном этапе у сотрудника появляется возможность проявить и применить свои имеющиеся или недавно приобретённые знания и получить обратную связь от наставника и руководителя.
4 этап. Функционирование. Этот этап легко применим, если в компании налажена система статистических данных по продолжительности адаптационного периода, т.е. владея такой информацией, не составит сложности определить, через какое время после трудоустройства сотрудник начинает работать в полную силу.
Существуют следующие аспекты адаптации:
Социальная адаптация – это внедрение отдельного индивидуума в социальную среду и освоение его в процессе своей деятельности.
Организационная адаптация.
В первые недели работы сотруднику приходится сталкиваться с множеством незнакомых бытовых и организационных процедур, таких как, новый трудовой распорядок, новая оргтехника, порядок пользования корпоративным транспортом, как организовано питание сотрудников и т.д. Организационная адаптация – один с самых сложных этапов освоения сотрудника в компании, так как она подразумевает получение и анализ большого объема информации, необходимость нахождения ответов на вопросы:
- каковы стратегические цели и приоритеты компании
- какова ее структура
- как осуществляется управление
- кто принимает решения
- что можно делать, а чего нельзя
- кто решает бытовые проблемы
- как оформить командировку.
Профессиональная.
Начиная работать в новой компании и коллективе, сотрудник должен понимать, хватает ли ему знаний и умений, профессионального опыта и навыков для выполнения порученной работы качественно и в срок, либо ему потребуется дополнительное обучение. При профессиональном аспекте адаптации сотруднику очень важно освоить следующие особенности:
- изучить непосредственные профессиональные обязанности и зону ответственности;
- стандарты работы и техническую документацию;
- существующие нормативы и технические требования;
- перспективы своего профессионального роста;
- критерии оценки качества своей работы и т.д.
Социально-психологическая адаптация.
Приходя на работу, сотрудник принимает те нормы поведения и общения, которые приняты в коллективе, включается в систему взаимоотношений с коллегами. На этом этапе происходит знакомство с атмосферой компании и корпоративной культурой.
Психофизиологическая адаптация.
В процессе психофизиологической адаптации происходит приспособление сотрудника к новым физическим и психологическим нагрузкам, особенностям условий труда. К примеру, если сотрудник никогда не работал по ночам, ему будет объективно сложно сразу влиться в такой график. Или частые и длительные командировки, также могут оказаться дополнительным стрессом для сотрудника.
Экономическая адаптация – в каждой профессии есть свои способы материального стимулирования работника, связанные с условиями специальности и организацией.
Существует два вида адаптации персонала:
Первичная – влияние кадров, не обладающих трудовым опытом;
Вторичная – привыкание сотрудников, имеющих трудовой опыт, изменивших объект деятельности или пошедших на повышение.
Единой методики, которая обязательно должна применяться в той или другой программе адаптации, нет. Выбор завит от различных ситуаций в каждой конкретной организации, от методов, которыми пользуется администрация.
Выделяют следующие методы адаптации:
- Метод неформального сопровождения. Для исполнения данного метода адаптации кадровый специалист обязан просчитать временные затраты. Менеджер по кадрам знакомит нового сотрудника с другими сотрудниками и нюансами трудовых отношений.
- Метод проведения мероприятий. При данном методе сотрудником кадровой службы проводятся корпоративные праздники, в процессе которых нового сотрудника знакомят лично с другим персоналом. Руководителю необходимо дать рекомендации коллеге перед мероприятием: какую одежду предпочтительнее выбрать, как и с кем общаться, на какие темы, приемлемо ли говорить тосты, если необходима самопрезентация, то о чем говорить и чего не стоит упоминать и т.д. Следует учитывать, что при применении данной методики обязательным условием будет являться предварительное знакомство новичка с коллективом.
- Метод корпоративного PR. Метод составления справочников, в которые вносят информацию о дресс-коде, технических перерывах, а также регламенты об оформлении рабочего места и другие полезные корпоративные нюансы.
- Командный тренинг. Данный метод используется достаточно редко и в определенных ситуациях. Например, в сплоченный коллектив приходит отличный специалист, который чувствует негативное отношение коллег или, в том случае, когда руководителю в кратчайшие сроки необходимо изучить межличностные отношения в команде. Проводят такие тренинги в виде деловой игры или методом кейсов приглашенными из внешней среды опытными тренерами.
- Методы организационной адаптации. Новому сотруднику необходимо осознать, какие требования предъявляются к данной специальности. В том случае, если сотрудник усвоил правила поведения в коллективе и умеет грамотно общаться с коллегами, то адаптация нового сотрудника в организации завершена.
- Инструктаж в подразделениях. Необходимо донести до нового сотрудника важнейшие аспекты, правила и требования, принятые и закрепленные в каждом подразделении. Это может быть журнал правил и требований, составленный в простой и понятной форме. Основные требования компании следует доводить до внимания новичка при первоначальном инструктаже.