Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Особенности местного самоуправления в городах федерального значения).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и признаки местного самоуправления
1.2. Принципы и функции местного самоуправления
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. Формы осуществления местного самоуправления
2.2. Роль и функции местного самоуправления
2.3 Особенности местного самоуправления в городах федерального значения
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день Российское государство активно участвует в развитии местного самоуправления, поскольку его значение постоянно возрастает. Муниципальные органы решают самые острые жизненные проблемы людей, являются важнейшим элементом структуры современного гражданского общества и составляют один из базисов демократического строя. Местное самоуправление (далее - МСУ) – представляет собой средство осуществления власти народа и значимо тем, что находится на том уровне публичной власти, которое максимально приближено к населению. Местное самоуправление решает множество социальных вопросов местного значения, создает условия для обеспечения бытовых и социальных потребностей каждого человека, т.е. другими словами является одной из форм реализации прав человека. Таким образом, актуальность темы очевидна. Предметом исследования данной работы является местное самоуправление в Российской Федерации, целью - рассмотрение конституционных основ организации местного самоуправления, определение его взаимосвязи со всей структурой государственного устройства и государственными органами. Задачами курсовой работы являются:
- определить понятие местного самоуправления, изучить его характерные черты: признаки, принципы и функции
- рассмотреть формы осуществления местного самоуправления, структуру органов местного самоуправления и их полномочия.
- рассмотреть правовые, территориальные и экономические основы местного самоуправления, а также его конституционные гарантии
Теоретическую основу курсовой работы составляют Конституция РФ, Федеральные законы регулирующие вопросы, связанные с местным управлением, иные нормативно - правовые акты Российской Федерации, а также различные учебные пособия. Работа состоит из введения, трех глав, которые взаимосвязаны между собой и соответствуют поставленным целям и задачам курсовой работы, заключения и библиографии.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и признаки местного самоуправления
Термин «самоуправление» не имеет четкого определения и различными правоведами понимается по – своему. Например, австрийский политик Й. Редлих определял местное самоуправление как «реализацию местными жителями или их избранными представителями тех полномочий и обязанностей, которые принадлежат им на основе общего права или предоставлены им законодательной властью». Русский ученый Лазаревский Н.И. полагал, что местное самоуправление это - «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой юридических гарантий, которые создают условия для эффективного взаимодействия органов местного государственного управления с населением, проживающим в данной местности».
Согласно п. 2. ст. 1. ФЗ № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 (далее – Закон о МСУ), местное самоуправление – это форма осуществления власти народа, решение вопросов местного значения непосредственно населением или через представительные органы (органы МСУ) самостоятельно и под свою ответственность, с учетом их интересов, исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление обеспечивается Конституцией РФ, федеральными законами, и в определенных законодательством случаях - законами субъектов РФ.
В Российском государстве политико - правовой статус местного самоуправления определен Конституцией РФ. Так, в соответствии с Основным законом Российской Федерации:
- местное самоуправление обеспечивает решение вопросов местного значения, которое осуществляется населением самостоятельно
- формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и управление муниципальной собственностью, также осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, за пределами системы органов государственной власти
- обязательно принимать во внимание исторические и иные традиции муниципальных образований, а также мнение населения, проживающего на территории, где осуществляется местное самоуправление
- концепция местного самоуправления включает институты как непосредственной, так и представительной демократии
Конституция РФ и Закон о МСУ, определяют также признаки местного самоуправления, подразделяемые в свою очередь на внутренние и внешние. Внешними признаками местного самоуправления являются следующие:
- население. Очевидно, что исполнение местного самоуправления без населения невозможно, поэтому население является субъектом местного самоуправления
- территория, на которой исполняется местное самоуправление. В соответствии с п. 4. ч. 1 ст. 11 Закона о МСУ, земли входят в состав территории поселения вне зависимости от их целевого назначения и форм собственности
- органы МСУ, которые непосредственно руководят муниципальным образованием.
- местный бюджет. Формирование бюджета - единственный правовой способ возникновения и расходования денежных средств для решения органами МСУ локальных проблем
- имущество, находящееся в муниципальной собственности, посредством которого осуществляется обеспечение граждан проживающих в поселении теплом, газом, водой, топливом, жилыми помещениями и т.п.
- местная символика. Представительные органы муниципальных образований могут устанавливать официальные символы (подлежащие государственной регистрации), которые отражают их культурные, исторические традиции и особенности
Внутренними признаками местного самоуправления являются следующие:
- самостоятельность. Муниципальные образования обладают собственными полномочиями по рассмотрению вопросов местного значения, которые решаются только населением муниципального образования через органы МСУ либо непосредственно.
- автономность или организационное отделение органов местного самоуправления, изоляция от системы органов государственной власти
- независимость местного самоуправления. Местное самоуправление реализуется населением муниципального образования для достижения собственных целей и интересов, которые не всегда сходятся с интересами субъекта РФ или государства. Независимость местного самоуправления гарантируется наличием местных налогов и сборов, муниципальной собственности, а также собственной ресурсной базы
- ответственность, которая рассматривается в двух аспектах: положительном и отрицательном. В первом случае ответственность означает, местное самоуправление осуществляется населением муниципального образования под свою ответственность непосредственно или через уполномоченные органы. Во втором случае – ответственность представляет собой обязанность испытать негативные последствия за нарушение правовых норм, т.е. органы МСУ несут ответственность перед физическими и юридическими лицами и государством.
1.2. Принципы и функции местного самоуправления
Общие принципы организации МСУ - это базовые положения, основы устройства и деятельности населения, создаваемых им органов, самостоятельно управляющих местными делами, закрепляемые Конституцией РФ, Законом о МСУ иными нормативными правовыми актами. Регламентация принципов организации местного самоуправления относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).
Ни один нормативный правовой акт не содержит конкретного перечня принципов местного самоуправления, однако проанализировав Закон о МСУ, можно классифицировать четыре группы принципов которые в целом охватывают все его основные положения, а именно: правовые, организационные, экономические и территориальные.
Основными правовыми принципами организации МСУ являются:
- общепризнанные нормы и положения международных договоров и международного права в целом являются приоритетными по отношению к законодательству о местном самоуправлении
- общие принципы организации МСУ могут изменяться только посредством внесения дополнений и изменений в законодательство о МСУ
- высшей юридической силой среди множества муниципальных правовых актов наделены устав муниципального образования и решения, которые принимаются в процессе голосования на местном референдуме
- судебная защита прав местного самоуправления и иные принципы
К общим организационным принципам организации МСУ относятся:
- органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Их формирует представительный орган муниципального образования, либо они избираются непосредственно населением, при этом возможно сочетание обоих способов
- муниципальные образования автономно определяют структуру органов МСУ. Необходимо отметить, что система органов МСУ в обязательном порядке должна включать в себя местную администрацию, главу и представительный орган муниципального образования. Исключения составляют случаи, предусмотренные Законом о МСУ. Утверждает структуру местной администрации представительный орган муниципального образования
- органы МСУ обладают персональными полномочиями по решению локальных проблем вопросов, однако в ряде случаев предусмотренных Законом о МСУ, они могут наделяться определенными государственными полномочиями
Общими территориальными принципами организации МСУ являются:
- органы МСУ реализуют свои полномочия на всей территории Российской Федерации (в городских поселениях и округах, сельских поселениях, муниципальных районах и др.), учитывая местных и иных традиций конкретной территории
- границ территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются на основании законов субъектов РФ
- разграничение территории субъекта, между поселениями, кроме территорий с низкой плотностью населения, а также иные принципы
Среди общих экономических принципов организации местного самоуправления можно выделить следующие:
- муниципальная собственность охраняется и защищается при тех же условиях, что и другие формы собственности
- органами МСУ автономно формируют и исполняют местный бюджет, и также автономно управляют муниципальной собственностью
- каждое муниципальное образование обладает собственным местным бюджетом
- в собственности муниципальных образований находится лишь то имущество, наличие которого необходимо для решения локальных проблем и вопросов, установленных законодательством
- определение объемов расходов за счет средств местных бюджетов федеральными законами РФ и законами субъектов РФ, недопустимо
- иные экономические принципы, устанавливаемые Законом о МСУ
Функции местного самоуправления - представляют собой ведущие направления деятельности муниципальных органов по реализации целей и задач местного самоуправления.
Принято выделять три группы функций, которые осуществляет муниципальное образование:
1. функции связанные с решением вопросов местного значения:
- социально - экономические функции (территориальное устройство и развитие муниципального образования, утверждение местного бюджета, местная система налогообложения, управление муниципальной собственностью и др.)
- организационные функции (муниципальные выборы, содержание муниципальных архивов, принятие Устава муниципального образования и др.)
- функции по обеспечению правопорядка и безопасности муниципального района (предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, пожарная безопасность, охрана общественного порядка и др.)
2. функции, связанные с предметами совместного ведения с органами государственной власти. Многие сферы общественной жизни в связи с их неоднородностью невозможно отнести конкретно к ведению органов местного самоуправления, либо конкретно к ведению органов государственной власти. Поэтому, полномочия относительно предметов совместного ведения определяются заключением соответствующих договоров, между указанными органами
3. функции, связанные с реализацией отдельных государственных полномочий, которые переданы органам МСУ. Эти функции закреплены либо в отраслевом законодательстве, либо в специально принятых законах о делегировании отдельных государственных полномочий в конкретной сфере общественных отношений.
В первой главе работы определено понятие местного самоуправления, а также изучены его характерные черты: признаки, принципы и функции.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. Формы осуществления местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется населением посредством выборных и других органов МСУ в формах муниципальных выборов, местного референдума, схода граждан, публичных слушаний территориального общественного управления, и других формах прямого волеизъявления граждан. Кратко охарактеризуем каждую из форм.
1. Местный референдум. Ст. 32 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина РФ участвовать в референдуме, а ст. 130 признает референдум одной из форм осуществления местного самоуправления. Местный референдум представляет собой тайное голосование граждан Российской Федерации, проживающих (постоянно или преимущественно) в пределах одного или нескольких муниципальных образований, по важнейшим вопросам местного значения. Местный референдум назначается по инициативе граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, по собственной инициативе органа МСУ или в соответствии с уставом муниципального образования.