Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Особенности местного самоуправления в городах федерального значения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день Российское государство активно участвует в развитии местного самоуправления, поскольку его значение постоянно возрастает. Муниципальные органы решают самые острые жизненные проблемы людей, являются важнейшим элементом структуры современного гражданского общества и составляют один из базисов демократического строя. Местное самоуправление (далее - МСУ) – представляет собой средство осуществления власти народа и значимо тем, что находится на том уровне публичной власти, которое максимально приближено к населению. Местное самоуправление решает множество социальных вопросов местного значения, создает условия для обеспечения бытовых и социальных потребностей каждого человека, т.е. другими словами является одной из форм реализации прав человека. Таким образом, актуальность темы очевидна. Предметом исследования данной работы является местное самоуправление в Российской Федерации, целью - рассмотрение конституционных основ организации местного самоуправления, определение его взаимосвязи со всей структурой государственного устройства и государственными органами. Задачами курсовой работы являются:

  1. определить понятие местного самоуправления, изучить его характерные черты: признаки, принципы и функции
  2. рассмотреть формы осуществления местного самоуправления, структуру органов местного самоуправления и их полномочия.
  3. рассмотреть правовые, территориальные и экономические основы местного самоуправления, а также его конституционные гарантии

Теоретическую основу курсовой работы составляют Конституция РФ, Федеральные законы регулирующие вопросы, связанные с местным управлением, иные нормативно - правовые акты Российской Федерации, а также различные учебные пособия. Работа состоит из введения, трех глав, которые взаимосвязаны между собой и соответствуют поставленным целям и задачам курсовой работы, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие и признаки местного самоуправления


Термин «самоуправление» не имеет четкого определения и различными правоведами понимается по – своему. Например, австрийский политик Й. Редлих определял местное самоуправление как «реализацию местными жителями или их избранными представителями тех полномочий и обязанностей, которые принадлежат им на основе общего права или предоставлены им законодательной властью». Русский ученый Лазаревский Н.И. полагал, что местное самоуправление это - «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой юридических гарантий, которые создают условия для эффективного взаимодействия органов местного государственного управления с населением, проживающим в данной местности».

Согласно п. 2. ст. 1. ФЗ № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 (далее – Закон о МСУ), местное самоуправление – это форма осуществления власти народа, решение вопросов местного значения непосредственно населением или через представительные органы (органы МСУ) самостоятельно и под свою ответственность, с учетом их интересов, исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление обеспечивается Конституцией РФ, федеральными законами, и в определенных законодательством случаях - законами субъектов РФ.

В Российском государстве политико - правовой статус местного самоуправления определен Конституцией РФ. Так, в соответствии с Основным законом Российской Федерации:

  • местное самоуправление обеспечивает решение вопросов местного значения, которое осуществляется населением самостоятельно
  • формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и управление муниципальной собственностью, также осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, за пределами системы органов государственной власти
  • обязательно принимать во внимание исторические и иные традиции муниципальных образований, а также мнение населения, проживающего на территории, где осуществляется местное самоуправление
  • концепция местного самоуправления включает институты как непосредственной, так и представительной демократии

Конституция РФ и Закон о МСУ, определяют также признаки местного самоуправления, подразделяемые в свою очередь на внутренние и внешние. Внешними признаками местного самоуправления являются следующие:

  1. население. Очевидно, что исполнение местного самоуправления без населения невозможно, поэтому население является субъектом местного самоуправления
  2. территория, на которой исполняется местное самоуправление. В соответствии с п. 4. ч. 1 ст. 11 Закона о МСУ, земли входят в состав территории поселения  вне зависимости от их целевого назначения и форм собственности
  3. органы МСУ, которые непосредственно руководят муниципальным образованием.
  4. местный бюджет. Формирование бюджета - единственный правовой способ возникновения и расходования денежных средств для решения органами МСУ локальных проблем
  5. имущество, находящееся в муниципальной собственности, посредством которого осуществляется обеспечение граждан проживающих в поселении теплом, газом, водой, топливом, жилыми помещениями и т.п.
  6. местная символика. Представительные органы муниципальных образований могут устанавливать официальные символы (подлежащие государственной регистрации), которые отражают их культурные, исторические традиции и особенности

Внутренними признаками местного самоуправления являются следующие:

  1. самостоятельность. Муниципальные образования обладают собственными полномочиями по рассмотрению вопросов местного значения, которые решаются только населением муниципального образования через органы МСУ либо непосредственно.
  2. автономность или организационное отделение органов местного самоуправления, изоляция от системы органов государственной власти
  3. независимость местного самоуправления. Местное самоуправление  реализуется населением муниципального образования для достижения собственных целей и интересов, которые не всегда сходятся с интересами субъекта РФ или государства. Независимость местного самоуправления гарантируется наличием местных налогов и сборов, муниципальной собственности, а также собственной ресурсной базы
  4. ответственность, которая рассматривается в двух аспектах: положительном и отрицательном. В первом случае ответственность означает, местное самоуправление осуществляется населением муниципального образования под свою ответственность непосредственно или через уполномоченные органы. Во втором случае – ответственность представляет собой обязанность испытать негативные последствия за нарушение правовых норм, т.е. органы МСУ несут ответственность перед физическими и юридическими лицами и государством.

1.2. Принципы и функции местного самоуправления

Общие принципы организации МСУ - это базовые положения, основы устройства и деятельности населения, создаваемых им органов, самостоятельно управляющих местными делами, закрепляемые Конституцией РФ, Законом о МСУ иными нормативными правовыми актами. Регламентация принципов организации местного самоуправления относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

Ни один нормативный правовой акт не содержит конкретного перечня принципов местного самоуправления, однако проанализировав Закон о МСУ, можно классифицировать четыре группы принципов которые в целом охватывают все его основные положения, а именно: правовые, организационные, экономические и территориальные.

Основными правовыми принципами организации МСУ являются:

  • общепризнанные нормы и положения международных договоров и международного права в целом являются приоритетными по отношению к законодательству о местном самоуправлении
  • общие принципы организации МСУ могут изменяться только посредством внесения дополнений и изменений в законодательство о МСУ
  • высшей юридической силой среди множества муниципальных правовых актов наделены устав муниципального образования и решения, которые принимаются в процессе голосования на местном референдуме
  • судебная защита прав местного самоуправления и иные принципы

К общим организационным принципам организации МСУ относятся:

  • органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Их формирует представительный орган муниципального образования, либо они избираются непосредственно населением, при этом возможно сочетание обоих способов
  • муниципальные образования автономно определяют структуру органов МСУ. Необходимо отметить, что система органов МСУ в обязательном порядке должна включать в себя местную администрацию, главу и представительный орган муниципального образования. Исключения составляют случаи, предусмотренные Законом о МСУ. Утверждает структуру местной администрации представительный орган муниципального образования
  • органы МСУ обладают персональными полномочиями по решению локальных проблем вопросов, однако в ряде случаев предусмотренных Законом о МСУ, они могут наделяться определенными государственными полномочиями

Общими территориальными принципами организации МСУ являются:

  • органы МСУ реализуют свои полномочия на всей территории Российской Федерации (в городских поселениях и округах, сельских поселениях, муниципальных районах и др.), учитывая местных и иных традиций конкретной территории
  • границ территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются на основании законов субъектов РФ
  • разграничение территории субъекта, между поселениями, кроме территорий с низкой плотностью населения, а также иные принципы

Среди общих экономических принципов организации местного самоуправления можно выделить следующие:

  • муниципальная собственность охраняется и защищается при тех же условиях, что и другие формы собственности
  • органами МСУ автономно формируют и исполняют местный бюджет, и также автономно управляют муниципальной собственностью
  • каждое муниципальное образование обладает собственным местным бюджетом
  • в собственности муниципальных образований находится лишь то имущество, наличие которого необходимо для решения локальных проблем и вопросов, установленных законодательством
  • определение объемов расходов за счет средств местных бюджетов федеральными законами РФ и законами субъектов РФ, недопустимо
  • иные экономические принципы, устанавливаемые Законом о МСУ

Функции местного самоуправления - представляют собой ведущие направления деятельности муниципальных органов по реализации целей и задач местного самоуправления.

Принято выделять три группы функций, которые осуществляет муниципальное образование:


1. функции связанные с решением вопросов местного значения:

  • социально - экономические функции (территориальное устройство и развитие муниципального образования, утверждение местного бюджета, местная система налогообложения, управление муниципальной собственностью и др.)
  • организационные функции (муниципальные выборы, содержание муниципальных архивов, принятие Устава муниципального образования и др.)
  • функции по обеспечению правопорядка и безопасности муниципального района (предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, пожарная безопасность, охрана общественного порядка и др.)

2. функции, связанные с предметами совместного ведения с органами государственной власти. Многие сферы общественной жизни в связи с их неоднородностью невозможно отнести конкретно к ведению органов местного самоуправления, либо конкретно к ведению органов государственной власти. Поэтому, полномочия относительно предметов совместного ведения определяются заключением соответствующих договоров, между указанными органами

3. функции, связанные с реализацией отдельных государственных полномочий, которые переданы органам МСУ. Эти функции закреплены либо в отраслевом законодательстве, либо в специально принятых законах о делегировании отдельных государственных полномочий в конкретной сфере общественных отношений.

В первой главе работы определено понятие местного самоуправления, а также изучены его характерные черты: признаки, принципы и функции.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1. Формы осуществления местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется населением посредством выборных и других органов МСУ в формах муниципальных выборов, местного референдума, схода граждан, публичных слушаний территориального общественного управления, и других формах прямого волеизъявления граждан. Кратко охарактеризуем каждую из форм.

1. Местный референдум. Ст. 32 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина РФ участвовать в референдуме, а ст. 130 признает референдум одной из форм осуществления местного самоуправления. Местный референдум представляет собой тайное голосование граждан Российской Федерации, проживающих (постоянно или преимущественно) в пределах одного или нескольких муниципальных образований, по важнейшим вопросам местного значения. Местный референдум назначается по инициативе граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, по собственной инициативе органа МСУ или в соответствии с уставом муниципального образования.